Урок «Творческая история романа «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции. Пушкинская эпоха в романе»
Дата: Класс: 10 5 урок |
|||||
Тема:. Творческая история романа «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции. Пушкинская эпоха в романе. |
|||||
Цель урока: 1. 1. Образовательная: познакомить с историей создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; проследить развитие сюжета и сделать наблюдения, касающиеся композиции романа; 2. Развивающая сделать первые наблюдения, касающиеся жанра; |
|||||
Ожидаемый результат: развитие устной и письменной речи учащихся ,способность критически мыслить, наблюдать , работать с текстом |
|||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
наглядности |
|||
3 мин. |
Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха.Разделение на группы по стратегии «Выбери меня» |
Ученики осмысливают поставленную цель. Дети делятся на группы с помощью наводящих вопросов учителя. |
|
||
10 мин. |
II. Проверка пройденного материала. По методу «Мозговая атака» учитель организует проверку домашнего задания. Литературная полемика вокруг романа «Евгений Онегин» (Запись на доске) Белинский: Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни». Герцен: Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе. Добролюбов: в Онегине есть сходство с Обломовым, оба – порождение помещичье – крепостнического строя. Писарев: Онегин – «Митрофанушка Простаков новой формации». – Чем была вызвана столь оживлённая полемика вокруг «Евгения Онегина»? – Полемика связана с образом Онегина. – Чья позиция ближе и понятнее вам? |
Ученики демонстрируют свои знания. |
|||
15 мин. |
III. Актуализация знаний. По методу «Броуновское движение» осуществляет усвоение нового материала. Группе дается задание: Стратегия «Послушать – сговориться – обсудить»,
Для групп чтение отрывков из романа «Евгений Онегин». (Иллюстрации высвечиваются на экране.) Глава 1. - Как автор относится к Онегину? - Попытайтесь объяснить заботу Пушкина об иллюстрации к первой главе. Почему он не только создал набросок иллюстрации, но и просил, чтобы художник сохранил точное расположение Онегина и Автора на фоне Петропавловской крепости? - Работа с эпиграфом: чтение, осмысление. И жить торопится и чувствовать спешит. (КН. Вяземский) Глава 2. - Найдите строфы, где показана среда, с которой сталкивается Онегин? - Почему Онегин не сблизился с соседями-помещиками? - Почему сблизились Онегин и Ленский? - Какой характер носила их дружба? - Почему Пушкин говорит о дружбе Онегина и Ленского: «От делать нечего друзья»? - Как лирическое отступление (строфа XIV) связано с размышлениями поэта о взаимоотношениях Онегина и Ленского? - Во второй главе берёт начало и сюжетная линия Татьяна – Онегин. Как Пушкин изображает семью Лариных? - В чём смысл противопоставления Татьяны и Ольги (их внешность, вкусы, интересы, воспитание)? - Почему Татьяна «в семье своей родной» казалась девочкой чужой, а Ленский был принят у Лариных, как родной? Работа в группах. Изучение и разработа с хронологией романа. Самостоятельная работа с учебником. 1 группа Часть первая Предисловие 1824 год. 2 группа Часть вторая 1825-1826 год 3 группа Часть третья 1827-1829 год 4 группа Примечания 1830 год Каждая группа подробно отмечает основные даты работы. |
Ученики работают над постером.
|
|||
10 мин. |
IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока. Как лирическое отступление (строфа XIV) связано с размышлениями поэта о взаимоотношениях Онегина и Ленского? Вывод: Известная интеллектуальная близость Онегина и Ленского не скрывает их во многом принципиального различного мировосприятия. С одной стороны, идиллические представления о людях, об их отношениях, не опирающихся на действительное знание жизни; с другой – охлаждённый взгляд на мир, подчас нарочито лишённый поэзии и потому тоже неверный. Среднему романтику Ленскому, всегда восторженному, и разуверившемуся в жизни Онегину и во второй главе противостоит автор, открытый всему миру. – Во второй главе берёт начало и сюжетная линия Татьяна – Онегин. Как Пушкин изображает семью Лариных? – В чём смысл противопоставления Татьяны и Ольги (их внешность, вкусы, интересы, воспитание)? – Почему Татьяна «в семье своей родной» казалась девочкой чужой, а Ленский был принят у Лариных, как родной? |
Ученики делают внутренний и внешний круг. Внутренний- обсуждают тему, а внешний- наблюдает за их действиями. |
|||
5 мин. |
V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» - Что нового я узнал на уроке? Проводит рефлексию. - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось |
Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. |
фишки
стикеры |
||
2 мин. |
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. |
Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
||
дополнительная информация |
|||||
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся |
оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? |
межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями |
|||
рефлексия. были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? |
Проводит рефлексию. -Какую цель мы поставили сегодня на уроке? -Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? |
||||
Итоговая оценка Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)? Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)? Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах? |
1. 2. 1. 2. |