Сочинение-описание по репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень"

0
0
Материал опубликован 17 November

Сочинение по картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»

(4 класс)


Цели урока:

1. Познакомить обучающихся с репродукцией картины известного русского художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана «Золотая осень», продолжать учить писать сочинение-описание, формировать умение выстраивать текст в соответствии с композиционной формой, развивать внимательность, речь, умение видеть в обычных вещах необычное, правильно и последовательно излагать мысли, обобщать написанное.

2.Совершенствовать творческое воображение, чувство прекрасного, орфографические навыки, учить уходить от шаблонного («текстового») мышления, учить детей думать.

3.Воспитывать любовь к родной природе.


Ход урока


I.   Организационный момент

 II. Подготовительная работа

 

- Ребята, сейчас я познакомлю вас со стихотворением М.Ю. Лермонтова:


Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.


- О каком времени года идет речь в стихотворении? (Об осени.)

- Правильно. Оно так и называется «Осень». Кому нравится это время года? (Ответы детей.)

- Чем нравится осенний лес? Что особенного в осеннем лесу? Какие настроение и чувства испытывали при посещении? (Ответы детей.)


III. Сообщение темы и цели урока

- Предлагаю внимательно рассмотреть картину, которую сегодня мы будем описывать. Это рука великого русского художника Исаака Ильича Левитана, которая называется «Золотая осень».


IV. Работа по теме урока.


1. Библиографические сведения о художника


Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в интеллигентной семье в небольшом литовском городке Кибарты. Сведений о детстве художника почти нет. Известно лишь, что отец Левитана был мелким служащим. В возрасте 10 лет Исаак вместе с семьей перебрался в Москву. По настоянию своего отца он начинает заниматься живописью, кроме того имеет перед собой достойный пример в лице своего брата. Именно старший брат прививает будущему художнику любовь к изобразительному искусству, нередко берет его с собой на этюды, различные художественные выставки. В возрасте 13 лет Левитан - студент московского училища живописи. Его учителями становятся Перов, Поленов, Саврасов, чьи картины мы описывали с вами во 2 и 3 классе.

К наиболее известным полотнам И. И. Левитана относят картины «Березовая роща», «Осенний день», «Вечер на Волге».

После смерти (1900 год) Левитан оставляет незавершенными около 300 этюдов и 40 картин.

Левитан признан одним из величайших русских художников-пейзажистов, мастеров «пейзажных настроений». В своих картинах мастер умел тонко передать разнообразие состояния природы, воспевал красоту русской природы, умел показать всю прелесть окружающего мира.

Осень для Левитана была любимейшим временем года, он посвятил ей очень много картин.

Картины Левитана хранятся в Третьяковской галерее в Москве. Это: «Осень», «Осень. Октябрь», «Осень. Река», «Осенний пейзаж», «Осень. Туман».


2. Рассматривание репродукции картины


Что, по-вашему, значит написать сочинение по картине? (Понять замысел художника. Проследить, как художник осуществил свой замысел в картине (композиция, цветовая гамма, освещение). Передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли, чувства.)


3. Беседа по содержанию картины


- Какое время осени изображено на картине? Начало, середина или конец?

- Как вы думаете, почему Левитан для своей картины выбрал название «Золотая осень»? Внимательно рассмотрите картину. Что мы видим? (Стоит теплый солнечный день, деревья начали приобретать новую окраску, а именно окрашиваться в золотой цвет).

- Какие деревья мы видим? (Березки, осинки.) В какие наряды одеты деревья? (Листья на березах золотые, а на осинках – красные, багряные).

- Как вы думаете, какое настроение у березок? (Радостное, им очень нравятся их золотые платья, они ими немножко гордятся.)

- Рассмотрим внимательно реку. Что можно сказать о ней? (Река тихая, спокойная, светло-синяя.)

- Чем привлекают нас её берега? Чем они покрыты? Какой видим траву? (Трава еще зеленая, но уже начинает увядать, уже клонится к земле.)

- Что видим на заднем плане? (Озимь. Трава на лугах желтеет и вянет, а озимь видится нам ровным зеленым бархатным ковром.)

- Давайте поговорим про погоду. Скажите, какую погоду изобразил художник на своей картине? (Погода ясная, солнечная.) Правильно, небо прозрачно-голубое, кое-где проплывают белые пушистые облака. Ветер слабый, по-весеннему теплый, листья едва колышатся на ветру.

- Чтобы поистине передать картину золотой осени, какие краски использовал художник? Да, желтую. Это очень солнечная краска, и мастер именно ее выбрал для передачи яркого дня. Кроме желтой, художник выбрал еще и красную, он использовал ее для изображения трепетной осинки. Небо и речка написаны краской голубых оттенков. Художник в этой картине использовал радостные, краски теплых оттенков, поэтому картина получилась действительно золотой и по-осеннему теплой.

- Как вы думаете, каково было настроение у художника, когда он приступил к своей работе? (Он любил это время года. Работать без вдохновения очень сложно. Картина получилась великолепной для просмотра, достойна похвалы.)


4. Коллективное составление плана


- Сколько должно быть частей в любом сочинении? (Три.)

- Какие? (Вступление, основная часть и заключение.)

- Что обычно записывают во вступлении? (В первой части можно написать о том, как называется картина, кто её автор, к примеру «Передо мною репродукция картины известного русского художника И.И.Левитана…»)

- Как начнем работать над основной частью? (Во второй части начнем описывать картину: реку, березки, небо, поле, избы. К примеру, можно начать так: «На переднем плане картины я вижу…»)

- Что напишите в заключении? (Своё отношение к картине. Я бы порекомендовала всем написать: «Мне нравится эта картина тем, что…»)


План

Вступление. (Художник Левитан и его картина «Золотая осень»).

Основная часть. (Осенний день. Деревья. Речка. Небо. Поле. Избы.)

Заключение. (Моё впечатление о картине.)



5. Словарная подготовка: берега, легкие, травка, белоствольные, грустно, прохладный, золотая, чувство, красота, разноцветная, радостно, течение.


Опорные слова:

Осень: золотая, яркая, красочная, ранняя, восхитительная, чудесная. 

День: солнечный, замечательный, чудный. 

Воздух: свежий, чистый, прозрачный. 

Деревья: в золотых платьях, стройные, шелестящие. 

Река: извилистая, холодная, синяя, прозрачная. 

Берега: крутые, высокие, сонные. 

Небо: светлое, ясное, голубое. 

Впечатление: приятное, благоприятное. 

Пейзаж: привлекательный, яркий, запоминающийся. 


6. Обобщение знаний


Давайте еще раз подведем итог, как будем писать сочинение по картине. Помним, что оно состоит из трёх важных частей: вступление, основная часть и заключение. 

Во вступлении напишите одно или два вводных предложения, например: «Картина Исаака Левитана „Золотая осень“ — одна из лучших и самых известных работ художника. На холсте мы видим раннюю осень». 

В основной части расскажите о самой картине: что на переднем и заднем плане, что в центре, какие краски. 

В заключение расскажете о своих впечатлениях, например: «Художник изображает осень светлой и солнечной, поэтому при просмотре картины возникает чувство радости и уюта. Ощущение спокойствия перемешивается с чувством любви к родной природе, гордости за родную страну». 


V. Самостоятельная работа (написание сочинения обучающимися)


VI. Домашняя работа

С помощью интернет-ресурсов и других источников ознакомиться с биографией И.И.Левитана и его творчеством.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.