Сочинение–рассуждение в вечерней школе на тему «Замолвите слово» (11 класс)

2
0
Материал опубликован 25 January

 

«О сочинении - рассуждении «Замолвите слово»

(из опыта работы учителя - словесника)

Хандархаева Екатерина Алексеевна, учитель

русского языка и литературы МОУ Бозойская ВСОШ

Сочинение - рассуждение - особый жанр, непростой вид работы. Это творческая, кропотливая, сложная работа, раскрывающая все: и общий уровень развития ученика, и миропонимание, и мироощущение, и нравственность, и культуру. Это глубоко авторское «Я», прочувствованное и продуманное, пропущенное через душу и сердце. И прав был древний философ Сократ, сказав: «Заговори, чтобы я тебя увидел!» Сразу же возникает вопрос: как начать? Сотни лучших образцовых сочинений в Кимах, журналах, методической литературе, но нужно написать свое единственное и неповторимое. Ведь умение писать сочинение приходит только в результате упорного труда и веры в собственные силы. Опыт показывает, что учащиеся затрудняются в неумении начать сочинение. Можно начать сочинение так: С

Вопросно-ответное единство, т. е проблемный вопрос. Что такое красота? Встречались ли вам красивые люди?

Цепочка вопросительных предложений. Часто советую начать с них. Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар?

Назывное предложение. Оно должно содержать какое - либо понятие или имя человека. Детство. Счастливая беззаботная пора.

Риторический вопрос. Это вопросительное по форме и утвердительное по смыслу предложение. А вы встречали в жизни добрых людей? А всегда ли в споре рождается истина?

Цитата в качестве зачина. Она должна иметь прямое отношение к теме сочинения. «Жизнь сильнее смерти «Но не все дословно помнят цитаты, можно использовать косвенную речь.

Ссылка на авторитетное мнение. Психологи утверждают … Мудрые говорят…

Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определенные жизненные ситуации. Приходилось ли вам молча проходить мимо распоясавшихся молодых парней, сквернословящих в общественных местах? Вспомните: всегда ли вы одергиваете людей, обижающих того, кто моложе или слабее. Конечно, в жизни каждого из нас были случаи, когда нужно было вмешаться, заступиться, помочь…

8.Создание эмоционального настроя. Сколько светлых детских воспоминаний хранит память! Почему детство особо значимо для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас?

9. Обращение к исторической характеристике эпохи. В истории человечества есть примеры того, что …

10. Анализ центрального понятия темы сочинения. Память - канат, который не дает распасться в связи времен. Память - это бесценный дар, это связь поколений.

11. Сравнение (прошлого и настоящего, понятий …) В жизни много таких событий, которые в памяти остаются надолго и не забываются почти никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжелые…

12. Поговорка, пословица. Добро должно быть с кулаками. Именно эта поговорка может наиболее точно раскрыть основную тему сочинения.

13. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанные с главной мыслью сочинения. Я очень люблю слушать музыку. Музыка для меня - это пение птиц, шелест трав …

14. Связь с современностью. В современном мире…

15. Лирическое отступление ученика. Можно в стихотворной форме, можно в прозаической.

Вариантов начала сочинения множество, а главное начать: удивить, заинтересовать, заинтриговать эксперта, который будет проверять эту работу, но так удивить, чтобы ему захотелось вновь и вновь прочитать ее. Основная часть - это плод фантазии и творчества пишущего, это самая сложная работа мыслей и чувств. Вопрос – ответ, вопрос – ответ. Выбираем ту тему, где легче подобрать примеры из художественной литературы. Рассуждаем, размышляем по ключевой теме, используя жизненный опыт. Приводим примеры из истории, из личного опыта, используем народную мудрость, цитаты, а главное - примеры из художественной литературы. Но ведь не читают, не хотят … Причины разные: бедная библиотека, занятость, усталость, депрессия - море причин. Выручает диски художественных фильмов по литературным произведениям. Я говорю: «Если не прочитаете сейчас, не прочитаете никогда! «С примерными темами сочинений мы уже с вами ознакомлены: 1. «Война и мир» - к 150–летию великой книги. 2. Надежда и отчаяние. 3. Добро и зло. 4. Гордость и смирение. 5. Он и она. Список коротких рассказов ко всем направлениям уточнен. Критерии оценивания сочинения те же: объем, самостоятельность, соответствие теме, аргументация. Привлечение литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность. Примеры из художественной литературы просто необходимы. Багаж знаний низок, поэтому подходящих примеров мало, либо избегают их из боязни допустить неточность, искажения. И все же в работах сильных учеников можно найти удачные примеры. Ведь художественная литература дает богатейший материал для построения аргументации. Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции? С помощью слов и словосочетаний: 1. Обратимся к (факту воспоминаниям кого-либо. 2. Достаточно привести такой пример… 3. Это можно доказать следующим образом … 4. Вспомним о … 5. Стоит обратиться к … 6. Приведу еще один пример … 7. И вот почему ... С помощью вводных слов и словосочетаний: во-первых, во-вторых, например, допустим, предположим, и т.д. С помощью придаточной части СПП, используя союзы: так как, потому что, оттого что, благодаря тому что, в связи с тем что, в результате того что и т.д .

В дневных школах на ЕГЭ для выполнения задания С используются публицистические тексты. Это легче. А нам нужно надеяться только на себя, на свой жизненный опыт, умение размышлять, рассуждать, делать умозаключение, философствовать. Язык сочинения должен соответствовать всем нормам современного русского языка. Умение найти нужное слово, соблюсти стили речи, избегать слова, чуждые литературному стилю, засоряющие чужеродные литературные элементы: диалектизмы, слэнг, вульгаризмы, просторечье, бранные слова, канцеляризмы, литературные штампы. Нам не до средств выразительности, делающих нашу речь эмоциональной, богатой и красочной. В основном, речь наших учащихся небогатая, однообразные, грамматические, синтаксические конструкции, бедность словарного запаса, однотипные предложения и фразы, примитивный язык. Это результат не читающих, не окрылённых чтением учеников. Отсюда возникают ошибки: орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические, этические, фактологические. Крайне распространены грамматические ошибки в словосочетаниях и предложениях, это самые частотные и раздражающие ошибки. Их необходимо запомнить и срочно избавляться. (Приехать с Иркутска – приехать из Иркутска, мое день рождение - мой день рождения, оплатите за проезд - заплатите за проезд, я выбрал более лучший вариант- я выбрал лучший вариант, коллега по работе- это тавтология, отвечаю на ваш ответ- тавтология, цена дешевле- цена меньше.) Возникают этические ошибки, унижающие достоинство человека (чурки, узкоглазые и т. д. Нередко встречаются фактологические ошибки (поэма А.С. Пушкина «Мцыри», роман А.С. Куприна «Гранатовый браслет» столица Белоруссии- Киев и т.д).

 

 

 

 

Заключительная часть

Другим недостатком школьных сочинений является отсутствие заключительной части. Заключительная часть - обязательный компонент, без которого текст сочинения не может считаться завершенным. В заключении подводится итог всему сказанному, делается обобщение. Здесь также может быть развернута мысль, выраженная во вступительной части. В конце рассуждения может быть выражено личное отношение ученика к теме сочинения приведу различные способы оформления вывода:

Обобщение основных мыслей - самая типичная и логичная концовка сочинения. Таким образом, я в своей творческой работе попыталась поднять важную для каждого из нас проблему детства. Призываю сохранить детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, детское восприятие жизни! Порой люди, взрослея, забывают о нем.

Вопросительное предложение или риторический вопрос. Художественная литература дарит нам несметные сокровища! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?

Призыв, обращение к читателю. Крайне распространенный способ заключения. Погрузитесь в детские мечты, вспомните эти волшебные мгновения! Не забывайте чудесный, радостный мир детства, полный звуков, красок, улыбок и смеха!

4. Использование цитаты. В заключении я хочу обратиться к мыслям древних мудрецов. Итак, заговори со мной, мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и чего мне ждать от тебя! Бросайте в меня камни! Бросайте в меня грязь! Я река, река, река! (Татьяна Доронина).

5. Личные впечатления и чувства, связанные с главной мыслью сочинения. Я счастлива, что обрела веру, что Бог теперь в моей душе, что твердо знаю, как жить в наше трудное время… Я не верю в Бога. Но если когда-нибудь придет день, я искренне скажу: «Верую, Господи! Пусть будет так «Историки говорят: в войне погибло 27 млн. человек. А может быть, и больше. Что же, история спросит с тех, кто гнал солдат на бессмысленную бойню, как и воздаст тем, кто отдал жизнь во имя мира и добра.

Подводя итоги, хочется отметить следующие типичные недочеты и ошибки: выход за рамки поля на бланке, небрежность в написании букв, отсутствие выводов, неумелое использование речевых клише, неумение обосновывать собственную точку зрения, малый объем текста (не менее 250 слов), несоблюдение этических норм, излишнее употребление просторечных слов, искажение в содержании литературного материала. Многие ошибки (особенно пунктуационные) можно объяснить спешкой при переписывании в чистовик, поэтому очень важно правильно распределить время, отведенное на экзамен.

Заключительная часть. Другим недостатком школьных сочинений является отсутствие заключительной части. Вывод является обязательным компонентом, без которого текст сочинения не может считаться завершенным. В заключении подводится итог всему сказанному, делается обобщение. Здесь также может быть развернута мысль, выраженная во вступительной части. Приведу различные способы оформления заключения:

Обобщение основных мыслей - самая типичная и логичная концовка сочинения. Таким образом, я в своей творческой работе попыталась поднять важную для каждого из нас проблему - детство. Призываю сохранить детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, детское восприятие жизни. Ведь порой люди, взрослее, забывают о нем. Вопросительное предложение или риторический вопрос. Художественная литература дарит нам несметные сокровища! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара? Призыв, обращение к читателю. Это крайне распространенный способ заключения. Погрузитесь в детские мечты, вспомните эти волшебные мгновения.

Уроки творчества не проходят зря, потому что сочинения, учащихся привлекают искренностью, внутренним желанием увидеть красоту. Все это заставляет учеников попытаться заглянуть внутрь себя, разобраться в себе, изменить свой характер, понять истинную красоту человека, человеческой жизни. Сочинение- рассуждение- это тонкая, сложная работа мыслей и чувств. Главное, не уходить далеко. Не растекаться «мыслью по древу «Не потерять разумное зерно!"


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации