Предварительный просмотр презентации

Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. «Мировая художественная культура» 11 класс /тема 13/ урок 25

Начало 20 века в России, как мы уже знаем было ознаменовано культурным взрывом, оставившим свой отпечаток на развитии культуры не только нашей страны, но и мировой культуры в целом. Здесь и литература, и театр, и живопись, и дизайн. Спорить об этом периоде можно бесконечно, но самое главное – необходимо понимать, что та революционная ситуация, которая взорвала Россию, назревала в умах большей части человечества («…призрак бродит по Европе, призрак коммунизма…»). Б.Кустодиев. Большевик. 1920г.

Разнохарактерные и противоречивые явления русской культуры начала ХХ века – символизм, «мирискусственичество», кубизм, конструктивизм, футуризм, кубофутуризм и пр. – не исчезли с началом новой эпохи, они нашли продолжение в новых художественных объединениях. Так, традиции «Мира искусства» продолжили художники общества «Жар-цвет», в которое вошли М. Добужинский, А. Остроумова-Лебедева, М. Волошин и др. Традиции «Бубнового валета» продолжили художники, вошедшие в объединения «Бытие» и «Нож» (Новое общество живописцев). Среди них – П. Кончаловский, Н. Машков и др. Они использовали приемы примитивизма, лубка, писали, в основном, в жанре пейзажа и натюрморта. Группы «4 искусства» и ОМХ (Общество московских художников) объединяли мастеров старшего поколения. Среди членов «4 искусства» - Петров-Водкин, Кузнецов, Сарьян, Фаворский, наиболее активные члены ОМХ – Лентулов, Фальк, Рождественский, Грабарь, Герасимов и др. Уже в первые месяцы советской власти правительство приняло ряд важнейших декретов: 17 июня 1918 года - «Об охране библиотек и хранилищ», 26 ноября 1918 года - «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях». Были подписаны декреты о национализации Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея и др. (1918г.). Был опубликован декрет «О памятниках Республики», вслед за которым началось осуществление плана монументальной пропаганды. 12 апреля 1918 г. был опубликован декрет СНК «О памятниках Республики», вслед за которым началось осуществление «ленинского плана монументальной пропаганды», на идею которого Ленина натолкнула книга утописта Томмазо Кампанеллы «Город Солнца». Ленин считал, что нужно широко использовать все виды монументального искусства как мощное средство политической пропаганды. Например, скульптуре здесь должно быть отведено одно из первых мест. В соответствии с выработанным планом монументальной пропаганды были убраны памятники, не представлявшие, по мнению новой власти, ни исторического, ни художественного интереса, и стали создаваться памятники (бюсты, фигуры, стелы, памятные доски) героям революции, общественным деятелям, а также ученым, писателям, поэтам, художникам, композиторам, артистам, т. е., по выражению Ленина, «героям культуры»...

В тяжелые для страны годы гражданской войны и иностранной интервенции самым мобильным, оперативным видом изобразительного искусства была графика и, особенно, плакат. Плакат быстрее всего откликался на события, печатался большими тиражами на разных национальных языках. Так, первый плакат «Царь, поп и кулак» (1918 г.) вышел сразу на 10 языках. В годы гражданской войны развиваются два типа плаката – политический и сатирический. В жанре политического плаката работал Моор (Дмитрий Стахиевич Орлов). Его плакаты «Ты записался добровольцем?» и «Помоги» справедливо стали классикой советской графики.

Самым известным автором сатирического плаката был Дени (Виктор Николаевич Денисов). Его плакаты глубоко сатиричны, иногда полны юмора, сопровождаются стихотворными текстами: «На могиле контрреволюции», «Кулак-мироед», «Учредительное собрание»

«Окна сатиры РОСТА» Особое место в жанре плаката тех лет занимала абсолютно новаторская форма агитационного искусства – «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства), где особую роль играли Черемных, Маяковский, Моор. Плакаты призывали к обороне страны, клеймили дезертиров, агитировали за новый быт («Товарищи, не поддавайтесь панике!», «Надо быть готовым!». «Окна РОСТА» просуществовали с осени 1919 г. до 1921 г. Сначала они исполнялись в одном экземпляре, потом стали размножаться до нескольких сотен экземпляров и расклеивались в витринах 47 отделений РОСТА или окнах магазинов, в клубах, на вокзалах. «Окна РОСТА» оказали большое влияние на графику времени Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. («Окна ТАСС»). Революция попыталась использовать новые художественные формы: украшение манифестаций, шествий, массовых празднеств


Эль Лисицкий — знаковая фигура русского авангарда, архитектор, художник, конструктор, первый российский графический дизайнер, мастер фотомонтажа, инженер. Сторонник супрематизма активно работал над переходом этого направления в сферу архитектуры, и его проекты на несколько десятилетий опередили свое время. Эль Лисицкий Годы жизни: 22 ноября 1890-30 декабря 1941

Александр Родченко — такой же символ советской фотографии, как Владимир Маяковский — советской поэзии. Западные фотографы, начиная с основателей фотоагентства Magnum и заканчивая современными звездами вроде Альберта Уотсона, до сих пор используют приемы, введенные Родченко в фотографический медиум. Кроме того, не будь Родченко — не было бы и современного дизайна, на который оказали огромное влияние его плакаты, коллажи и интерьеры. Александр Родченко Годы жизни: 5 декабря 1891 г.- 3 декабря 1956 г.

Художница-авангардистка, дизайнер, сценограф, представительница русского конструктивизма. Профессор текстильного отделения ВХУТЕМАСа. В 1924-м году С Любовью Пог проектировала модели спортивной и рабочей одежды, разрабатывала рисунки тканей для Первой сиценабивной фабрики в Москве. Эксперименты Степановой проходили и в области сценографии. В 1922 году она создала декорации и костюмы к спектаклю "Смерть Тарелкина" по пьесе А. В. Сухово-Кобылина для театра В. Э. Мейерхольда. Костюмы представляли собой сочетания простых геометрических элементов на ткани, превращая актеров в живые геометрические композиции. Вместо обычных декораций Степанова создала трюковые аппараты и конструкции, включенные в театральное действие. Варвара Степанова Годы жизни: 9 ноября 1894 г.- 20 мая 1958 г.

Владимир Татлин был мастером художественного эксперимента. Он восхищался творчеством Пабло Пикассо, создавал авангардные работы в разных стилях и искал необычные ходы для оформления спектаклей. В 1920 году художник сконструировал памятник Третьему интернационалу — знаменитую башню Татлина. И хоть проект не был реализован, башня стала визитной карточкой архитектуры эпохи конструктивизма. Владимир Татлин Годы жизни: 28 декабря 1885 г.- 31 мая 1953 г. Махолет (Летатлин) В.Е. Татлин, Н.Н. Рогожин Консольный стул из гнутого дерева (1927-29)

АХРР - ассоциация художников революционной России Организация, открыто стоявшая на революционных позициях, АХРР (Ассоциация художников революционной России, с 1928 г.–АХР–Ассоциация художников революции), возникла в 1922 г. на основе Товарищества передвижных художественных выставок (после его последней 47-й выставки). Ассоциация по изучению современного революционного быта, в нее вошли и некоторые члены «Союза русских художников». В декларации АХРР объявлялось гражданским долгом мастера «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». И они действительно стремились «художественно-документально запечатлеть» жизнь и быт рабочих, крестьян, красноармейцев, о чем говорят названия их выставок: «Жизнь и быт рабочих» (1922), «Жизнь и быт Красной Армии» (1923), «Жизнь и быт народов СССР» (1926) и пр. группировки художников ОМХ Общество московских художников ОСТ Общество станковистов 4 искусства АХР Ассоциация художников революции П.В.Кузнецов, К.С.Петров-Водкин, М.С.Сарьян, В.А. Фаворский Г.Г.Ряжский И.И. Бродский М.Б. Греков Ю.И.Пименов А.Г. Тышлер А.Д. Гончаров А.А. Дейнека

Архитектура Масса замыслов была у архитекторов. Они создавали гигантские планы строительства невиданных ранее городов будущего. Но возможностей для осуществления этих проектов не было. Архитектор Руднев в Петербурге на Марсовом поле создал памятник «Жертвам революции». Большое влияние на архитекторов оказали конструктивизм и сходный с ним функционализм. Основная идея конструктивизма – сознательное конструирование окружающей человека среды. Роскоши буржуазного быта конструктивисты противопоставляли простоту и подчеркнутую полезность своих построений. Татлин спроектировал своеобразное произведение «Башня 3 Интернационала».

Принципы конструктивизма были разработаны на Западе Корбюзье, некоторое время работавшим у нас. «Советский конструктивизм» представлен в проекте Дворца труда в Москве тремя братьями Весниными (гигантский комплекс, соединяющий Дворец съездов, Дом Советов, театр, Дом культуры и пр.) Из осуществленных проектов можно назвать московские Дома культуры, Дворец культуры Московского автозавода, здание Московского телеграфа и др. Одним из интересных архитектурных сооружений этой поры является Мавзолей Ленина архитектора Щусева (1-ый проект – 1924 г., 2-ой – 1930 г.). Мавзолей Ленина. Архитектор Щусев. 1930г. Московский телеграф. Архитектор И.Рерберг. 1925-27гг.

Скульптура В скульптуре 20-х годов нужно выделить имя Андреева. Он создал целую серию скульптурных портретов Ленина. Памятник Гоголю. Н.Андреев

В 1926 г. в Москве воздается Общество русских скульпторов (ОРС), куда вошли Голубкина, Матвеев, Андреев, Шадр, Мухина и др. В. Мухина «Рабочий и колхозница». И. Шадр. «М. Горький». И. Шадр «Булыжник оружие пролетариата». А. Голубкина «Л.Н. Толстой». В. Мухина «Крестьянка».