Урок истории в 9 классе «Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир, как стиль империи»
Дата:
Класс: 9
Тема урока: Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир, как стиль империи.
Тип урока: Комбинированный. Цель урока: создать условия для развития информационной компетентности учащихся; формировать умений делать выводы, использовать исторические и литературные источники как источник знаний. Задачи урока: Образовательная – формировать представление у учащихся о периоде «Золотого века» в отечественной литературе, основных его направлениях – романтизме, классицизме, реализме, ампире; Развивающая – отрабатывать навыки работы с историческими и литературными источниками информации, аргументации своей точки зрения, умения ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, навыки самооценивания; Воспитательная - воспитывать чувства прекрасного, уважения человеческого достоинства, патриотизма.
Планируемые результаты: Предметные: Знать о периоде «Золотого века» в отечественной литературе об основных его направлениях – романтизме, классицизме, реализме, ампире; знать и охарактеризовывать деятелей изучаемого периода; умение систематизировать и анализировать информацию из различных источников; делать выводы; формулировать и выделять причины событий и их последствия; развитие познавательного интереса к истории России, расширение кругозора учащихся; формирование умений проводить оценочные суждения. Личностные: Формирование чувства прекрасного через знакомство с литературными произведениями отражающих изучаемую эпоху дореформенной России; осмысление ценностей современного общества в сравнении c обществом первой половины XIX века.
Метапредметные: Развивать умений работать с учебной информацией; проводить поиск в дополнительных источниках информации; развивать историческое мышление; продолжить формирование умения работать в индивидуально и в группе.
УУД: Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, понимать важность формирования основных стилей художественной культуры первой половины XIX в. для российского общества изучаемой эпохи и его значение для последующих поколений российских граждан. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; составление плана и последовательности действий. Коммуникативные: умение слушать других, работать в группе, а также умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: умение сформулировать проблему, анализировать, построить логическую цепь рассуждений, привести доказательства своей позиции. Оборудование урока: учебник А.Н.Сахаров «История России XIX век», словарь С.И.Ожегова, тесты, рабочие листы для работы групп. Методы обучения: частично – поисковый, практический. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Содержание урока
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Организационное начало (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
|
Организовываю настрой учащихся на урок. |
Подготавливают рабочие места, приветствуют учитель Настраиваются на учебно – познавательную деятельность. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки. |
|
1. Исторический диктант по терминам (урбанизация, сословия российского общества, классы рабочих и буржуазии, повинности- десятина, барщина, оброк), тесты. 2. Организация фронтального опроса по §11. 3. Сообщения учащихся о первых железных дорогах в России. |
Учащиеся выполняют исторический диктант, тесты, участвуют в фронтальном опросе, проводят самооценку знаний по домашнему заданию. |
III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Цель этапа: организовать и направить учащихся на достижение цели познавательную деятельность учащихся, постановка целей учебной деятельности. |
|
Активизирую познавательный интерес через создание проблемной ситуации. Послушайте отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А.С.Пушкина и ответь те на вопросы: 1. Что можно узнать о быте людей первой половины XIX века? 2.Подумайте, чем литература может помочь историку, а история - литератору? Со временем (по расчисленью Философических таблиц, Лет чрез пятьсот) дороги, верно, У нас изменяться безмерно: Шоссе Россию здесь и тут, Соединив, пересекут. Мосты чугунные чрез воды Шагнут широкою дугой, Раздвинем горы, под водой Пророем дерзостные своды, И заведёт крещёный мир На каждой станции трактир… Направляю учащихся на постановку цели и темы урока, форм работы на уроке. Осуществляю запись темы и цели урока на доске. |
Анализируют стихотворение, высказывают свои предположения на проблемные вопросы Формулируют цель урока, планируют формы учебного сотрудничества. |
IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала Цель этапа: дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, основной идее изучаемого материала; добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоение учащимися способов получения знаний, оперирование ими. |
|
1. Учитель проводит беседу с элементами лекции по вопросу «Золотой век отечественной литературы». Выделяются и записываются имена деятелей А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, Н.А.Некрасов. 2. Выделяем из словаря С.И.Ожегова определения: романтизм, классицизм, реализм, ампир. 3. Организую работу в группах по анализу стихотворений М.Ю.Лермонтов Мцыри (отрывок) и Н.А.Некрасов отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо?». Барщинная. 4. - Дополним полученный материал текстом учебника на с.108-113 (в группах). Организуется работа по проблемному анализу текста. |
Учащиеся формулируют проблемные вопросы. Индивидуальная работа учащихся по анализу источника информации. Смысловое чтение текста, преобразование текстовой информации. Читают и анализируют текст, отвечают на вопросы. Составляют вопросы по тексту. Групповая работа учащихся. |
Динамическая пауза. Цель: установка на здоровый образ жизни, её реализация на уроке. |
|
V. Первичная проверка знаний. Цель этапа: озвучивание решений учебных задач, выявление затруднений изученного материала, проведение коррекции |
|
Предлагает учащимся озвучить свои ответы по предложенным за урок заданиям. 1. Что можно узнать о быте людей первой половины XIX века? 2.Подумайте, чем литература может помочь историку, а история - литератору? Выделяет наиболее проблемные вопросы и направляет учащихся на их решение. Организует игру «Вопрос – ответ», учащиеся отвечают на вопросы учителя и предлагают свои составленные на уроке. |
Аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение. Дополняют ответы учащихся. |
VI. Рефлексия деятельности Цель этапа: формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности. |
|
Организует беседу с учащимися по вопросам: - Достиг ли урок своей цели? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? (знаю, хочу узнать, умею) - Приведите аргументы к своей оценке. Оценивание. Домашнее задание : §18, вопросы. Подготовить сообщение о литературных произведениях отразивших эпоху дореформенной России. Пояснение выполнения домашнего задания. |
Участвуют в беседе, проводят самооценивание деятельности. Записывают домашнее задание, получают пояснение по вопросу его выполнения. |