Социальная реклама безопасного поведения на дорогах
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАРОГОРОДКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
(143079, Московская область, Одинцовский р-н,
п. Старый городок, ул. Школьная, д. 28)
тел. +7(498) 677-98-36
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
Номинация (предмет)
Социальный контекст (обществознание, право)
«Социальная реклама безопасного поведения на дорогах»
(проект)
Выполнили:
Градун Виктория Леонидовна, 6 класс
Московская область, Одинцовский р-н,
п. Старый городок, ул. Школьная, д. 13, кв. 67
Бродовский Павел Викторович
Московская область, Одинцовский р-н,
п. Старый городок, ул. Почтовая, д. 3, кв. 102
Тараканов Никита Сергеевич
Московская область, Одинцовский р-н,
п. Старый городок, ул. Школьная, д. 8, кв. 4
Руководитель:
Орлова Дарья Александровна
педагог-организатор
Старогородковской средней общеобразовательной школы
п. Старый городок
2019
Аннотация
Цель работы: Изучение социальных связей в ходе проведения рекламной кампании безопасного поведения на дорогах.
Методы и приемы, которые использовались в работе: анализ, классификация, наблюдение, сравнение, беседа, опрос и анкетирование, моделирование, метод структурирования функций качества.
Полученные данные: в ходе работы над проектом были получены продукты рекламной кампании безопасного поведения на дорогах (серия плакатов, презентация для младших школьников и видеоролик). Работа над продуктами сопровождалась проведением психологических исследований, экономических расчётов, изучением правовых отношений и инженерных методов управления качеством.
Изучив социальные связи, возникающие между людьми в ходе проведения рекламной кампании безопасного поведения на дорогах, мы сделали следующие выводы:
ответственность на дороге несут не только водители, а также пешеходы и пассажиры;
при обнародовании рекламной продукции с использованием изображения людей, нужно их согласие;
размещая информацию в открытом доступе нужно указывать возрастные ограничения;
учитывая экономические, технические и правовые ограничения не все ожидания потребителя можно удовлетворить;
все участники социальных отношений несут друг перед другом социальную ответственность.
Содержание
2. Изучение экономических связей 9
3. Изучение правовых отношений 10
3.1. Правила дорожного движения 10
3.3. ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» 11
4. Изучение психологических связей 14
5. Изучение инженерных методов взаимодействия между потребителем и производителем 16
Список литературных источников 20
Приложение 1. Анонимный опрос «Почему дети нарушают ПДД?» 21
Приложение 2. Расчёт эффективности использования ресурсов 22
Приложение 3. Исследование воспринимаемости различных форм информации 23
Формы представления информации 23
Реклама - информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке [5];
Социальная реклама - информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства [5];
Потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама [5];
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств [5];
Социальные связи (социальные взаимодействия) — различные виды зависимости между людьми, реализуемые через социальные действия и отношения.
Обозначения и сокращенияГК РФ – гражданский кодекс Российской Федерации;
ПДД – правила дорожного движения;
Ст. – статья;
ФЗ – федеральный закон.
Тема «Социальная реклама безопасного поведения на дорогах» была выбрана для данной работы, т.к. наш класс принял участие в рейде «Путь домой», в ходе которого нами было собрано достаточное количество фотоматериала. Этот материал послужил основой для дальнейшей пропаганды безопасного поведения школьников на дорогах. На его основе было построено выступление агитбригады нашей школы на районном конкурсе. Мы решили продолжить эту работу в виде социальной рекламы и приступили к разработке дополнительных продуктов.
Актуальность: Дорожный травматизм относится к числу 10 ведущих причин смерти и в странах со средне-низким и средне-высокими уровнями дохода [7]. В ходе проведённых нами наблюдений за поведением школьников были установлены случаи несоблюдения правил безопасного поведения на дорогах. Одна из причин этого явления - незнание ПДД. Другие причины - психологические: невнимательность, беспечность, желание казаться неуязвимыми. Наши наблюдения были подтверждены результатами опроса (Приложение 1). Обе причины могут быть устранены при помощи социальный рекламы, которая носит как информационный, так и агитационный характер.
Объект исследования: социальная реклама.
Предмет исследования: социальные связи.
Цель: Изучение социальных связей в ходе проведения рекламной кампании безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
изучение экономических связей;
изучение правовых отношений;
изучение психологических связей;
изучение инженерных методов разработки продукта.
Метод (или методы) исследования: анализ, классификация, наблюдение, сравнение, беседа, опрос и анкетирование, моделирование, метод структурирования функций качества.
План (этапы) исследования: Для разработки рекламной продукции была выбрана модель петли качества [9], из которой были исключены не используемые нами этапы (рис. 1). Поставленные задачи выполнялись по ходу работы на разных этапах работы над продукцией.
Рис. 1. Петля качества
Этап | Описание |
Изучение (исследование рынка) | Проведены экономические и психологические исследования (Приложения 1-3) |
Разработка продукции | Выбраны виды продукции и установлены основные параметры |
Планирование процессов | Распределена работа над проектом |
Производство | Подготовка видеоролика, плакатов и презентации |
Распределение | Изучены правовые отношения при распространении продукции Оформлен стенд, информация размещена в интернете |
Техническое обеспечение и обслуживание | Систематически необходимо проверять достоверность информации и внешний вид стенда |
Утилизация | При изменении ПДД информацию необходимо заменить или удалить |
Перед тем как приступить к работе была составлена модель взаимодействия с социальной средой (рис. 2).
Условные обозначения
Рис. 2. Модель взаимодействия с социальной средой в рамках проведения рекламной кампании безопасного поведения на дорогах школьниками.
На проведение рекламной кампании нужны средства. Наша задача: проведение рекламной кампании наиболее эффективным способом – таким образом, чтобы при наименьших затратах (ресурсах) охватить как можно больше людей. На рис. 3 представлены входы и выходы процесса работы над проектом [1].
Рис. 3. Процесс «Проведение рекламной кампании по безопасному поведению на дорогах».
Для того чтобы найти самый эффективный способ использовать имеющиеся ресурсы, мы сделали экономические расчёты для нескольких предложенных вариантов проведения рекламной кампании (Приложение 2).
Расчёты показали, что эти способы не достаточно эффективны, поиски более эффективных способов были продолжены. В результате были найдены другие рекламные площадки и другие рекламные продукты (Рис. 4).
Рис. 4. Рекламные площадки и рекламная продукция.
Изучение правовых отношенийУчастники проекта принимали участие в рекламной кампании безопасного поведения детей на дорогах, которую проводит МБОУ Старогородковская СОШ в соответствии с лицензией на право оказывать образовательные услуги по программам дополнительного образования, к которым относится кружок «Юный инспектор дорожного движения» и внеурочная деятельность «Дизайн на все руки».
Фотосъёмка для данного проекта проводилась в безопасных условиях (Приложение 5), с согласия всех участников. Наша рекламная продукция предназначена для детей школьного возраста (категория 6+).
Правила дорожного движенияИзучая правила дорожного движения [8], мы выяснили, что дети тоже имеют в этой сфере обязанности. Они изложены в разделах: «обязанности пешеходов», «обязанности пассажиров», «дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов». В приложении 3 представлены правила дорожного движения и советы, которые мы используем в рекламной кампании.
ФЗ «О рекламе»В статье 3 приведены основные понятия, которые используются в работе: реклама, потребитель рекламы, рекламораспространитель [5].
В статье 19 описана установка рекламных конструкций. Наши плакаты мы разместим на уже установленном школьном стенде, который отвечает всем требованиям.
В статье 5 «Общие требования к рекламе» говорится: «не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций» [5].
ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»На титульном листе презентации была размещена отметка «6+», т.к. информация для детей младше 6 лет не должна причинять вреда здоровью. В наших иллюстрациях содержатся сцены нарушения ПДД. Дети, не умеющие читать, могут не понять нашего осуждения такого поведения, принять это за норму и повторить это, что может стать причиной причинения вреда здоровью. При обсуждении на классном часе эти предположения подтвердились мнением большинства учеиков.
Авторские праваАвторское право описано в главе 70 «Гражданского кодекса РФ». Для работы над проектом нам понадобилось изучить следующие статьи ГК РФ: ст. 1268. Право на обнародование произведения; ст. 1265. Право авторства и право автора на имя; ст. 1271. Знак охраны авторского права; ст. 1295. Служебное произведение.
В работе над рекламной кампанией были использованы результаты работы нескольких творческих объединений и педагогов, поэтому при распространении продукции указываются авторы (ст. 1265 ГК РФ).
Право на обнародование произведения принадлежит автору, который может передать свои права (ст. 1268 ГК РФ). Результаты обнародуются от лица МБОУ Старогородковской СОШ на её территории (стенд), сайте и канале You Tube, т.к. все авторы работы работали по её заказу (ст. 1295 ГК РФ).
При обнародовании результатов проекта не должна нарушаться Глава 8. Нематериальные блага и их защита, ст. 152.1 ГК РФ «Охрана изображения гражданина»:
Родители всех учеников, задействованных в съёмах дали такое согласие школе при поступлении.
Изображения людей случайно попасших в кадр во время нашей съёмки на улице можно использовать без их согласия, если человек попал в кадр при съемке публичных мест или на публичных мероприятиях и он не главный герой снимка. Так же согласие не требуется, если произведение используются в государственных, общественных и публичных интересах [3].
Рис. 5. Титульный лист презентации с указанием авторских прав и категории информационной продукции.
Следующая задача, которую предстояло решить – каким образом лучше представить информацию, чтобы она хорошо воспринималась потребителем рекламы. Было предложено и исследовано несколько вариантов (Приложение 3).
В итоге предпочтение было отдано стихотворной форме представления текстовой информации, т.к. детям она более понятна и лучше запоминается.
На плакатах было решено не изображать сцены нарушения детьми ПДД (рис. 5), т.к. не все зрители смогут прочитать текст (в силу возраста, зрения и т.д.) и понять осуждение такого поведения, а ещё плакат часто просматривается на ходу, не обращая внимания на детали и текст.
Рис. 5. Пример страницы из презентации по ПДД.
В презентации материал представлен исходя из противопоставления опасного поведения на дороге и безопасного. Наше осуждение опасного поведения было обозначено красным зачёркивающим знаком, а одобрение – зелёной галочкой. В ходе обсуждения данного способа на классном часе было предложено полностью зачеркнуть картинку опасного поведения. Но этот вариант на практике оказался неэстетичным.
Чтобы понять какой должна быть наша продукция для потребителей и как сделать её такой, мы воспользовались инженерным методом с применением таблицы «Дом качества» [10]:
| Как сделать? Что сделать? | Важность для потребителя | Технические характеристики | ||||||||||||||||||||||||||
Текст ПДД | Формат | основной текст | заголовки | Цвет основного фона | Цвет подложки под текст девиза | Наличие девиза /лозунга | Изображение | Экологичность/ долговечность | |||||||||||||||||||||
Шрифт | Размер | Цвет | Шрифт | Размер | Цвет | ||||||||||||||||||||||||
Ожидания потребителя | Информативность | 5 | ! | ! | + | ! | - | ! | + | - | - | - | ! | + | - | ||||||||||||||
Доступность/ массовость | 4 | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||
Яркость/ выразительность | 5 | ! | - | + | + | ! | + | + | ! | ! | ! | ! | ! | - | |||||||||||||||
Воспринимаемость | 4 | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
Значения характеристик | | Стихотворная форма | А4 | Bebas Neue Bold | 32 | Синий и красный | Bebas Neue Bold | 150 | Синий и красный | Желтый | Голубой | 4 слова (2 по верикали+2 по горизонтали) | Размер не менее1/5 А4 | Бумага плотная ламинирование |
Таблица 1. Дом качества для плакатов.
Условные обозначения:
! – сильно зависит; + – средне зависит; - – слабо зависит.
ЗаключениеВ ходе работы над проектом наша группа приняла участие разработке и производстве рекламной продукции, также мы изучили социальные связи, возникающие при проведении такой деятельности как рекламная кампания. Нами исследовались экономические и психологические связи, правовые взаимоотношения и инженерные методы взаимодействия между потребителем и производителем. Мы выяснили, какую социальную ответственность несут участники данного процесса (фотографы, распространители рекламы, её изготовители). Полученная рекламная продукция (видео и презентация) носит информационный характер – рассказывает ПДД, плакаты так же содержат агитационные лозунги, которые призывают детей к ответственности за поведение на дорогах.
Продукты, полученные в ходе проекта (приложение 4), используются по назначению в целях социальной рекламы в нашей школе и получили высокую оценку от жюри конкурсов по безопасности на дорогах, прошедших в этом учебном году в Одинцовском районе:
Агитбригада «Путь домой» заняла 1 место на фестивале "Марафон творческих программ по пропаганде безопасного поведения детей на дорогах" в Одинцовском муниципальном районе.
Презентация «Дорожная безопасность младшим школьникам» заняла 1 место в номинации презентация по обучению безопасному поведению на дорогах на районном конкурсе творческих работ «Мы за безопасную дорогу» среди обучающихся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования в Одинцовском муниципальном районе.
Серия плакатов заняла 2 место в номинации тематическая социальная реклама по безопасности дорожного движения на районном конкурсе творческих работ «Мы за безопасную дорогу» среди обучающихся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования в Одинцовском муниципальном районе.
ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования.
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018). – 2018. – № 8, ст. 152.1.
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018). – 2018. – № 70, ст.1268, 1265,1271, 1295.
О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) - 2018. - №2, ст. 8.
О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 30.10.2018) – 2018. - №1, ст. 3, 5, 10.
О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 30.10.2018) – 2018. - №2, ст. 19.
Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения, Inc.(2019). 10 ведущих причин смерти в мире. Web: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/the-top-10-causes-of-death
Правила дорожного движения: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 04.12.2018). – 2018. – № 4, 5, 24.
Управление качеством: учебное пособие / Ю.И. Ребрин. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 174 с.
QFD – Структурирование Функций Качества (2018). Web: https://sixsigma.ru/lean-six-sigma-articles/qfd/
1. Назовите причины нарушения ПДД в порядке их значимости: незнание ПДД невнимательность беспечность желание казаться неуязвимыми нехватка времени, спешка кто-то посоветовал другой вариант |
|
2. Кто несёт ответственность за то, что дети не соблюдают ПДД? а) родители б) учителя в) сотрудники ГИБДД г) сами дети |
1 вариант. Выпуск листовок
Ресурсы | Стоимость |
Бумага 1 пачка (500 листов) | 300 руб. |
Цветной картридж | 1300 руб. |
Итого: | 1600 руб. за 500 листовок |
Оценка эффективности: средняя – при средних затратах среднее количество просмотров. Размер одной листовки – лист А4 не позволит разместить достаточное количество информации. Скорее всего, все экземпляры после просмотра будут выброшены. На этом рекламная кампания закончится проблемой утилизации отходов.
2 вариант. Выпуск брошюр с ПДД
Цена печати 1 брошюры в типографии | Кол-во | Стоимость |
115 руб. | 500 | 57500 руб. |
Оценка эффективности: низкая – при очень больших затратах, среднее количество просмотров.
Форма 1. Текст
Правила дорожного движения для пешеходов в форме текста
Пешеходы двигаются по тротуарам справа, по обочине – движение осуществляется навстречу фарам.
Если знак перехода отсутствует, необходимо подождать, когда поток машин прекратится. После этого переходи дорогу под прямым углом.
Наушники могут стать причиной ДТП, т.к. они снижают слышимость, и нарушают внимание.
В темное время суток безопасность пешехода поможет обеспечить фликер - светоотражающий элемент в одежде.
Рядом с дорогой нельзя играть в мяч.
До 12 лет ездить на переднем сидении без кресла запрещается. На заднем сидении кресло необходимо до 7 лет.
Зонтики могут стать причиной ДТП, т.к. они снижают видимость.
Велосипедисты должны переходить дорогу по правилам пешехода. Велосипед необходимо вести рядом с собой, не мешая другим пешеходам.
Кататься на велосипеде по дороге можно с 14 лет.
Выйдя из автобуса на остановке, необходимо дождаться, когда автобус отъедет, и дорога будет хорошо просматриваться, только после этого, посмотрев по сторонам, можно переходить дорогу.
Форма 2. Стихотворный текст+иллюстрация
ПДД, изложенные в стихотворной форме с иллюстрациями
Данная форма является результатом проектной деятельности. С ней можно ознакомиться по ссылке:
Форма 3. Видео ролик (видеоряд+звук)
Данная форма является результатом проектной деятельности. С видеоматериалами можно ознакомиться по ссылке:
Алгоритм проведения исследования:
Участники исследования делится на 3 фокусные группы случайным образом.
Каждая группа получает информацию, представленную определённым образом (см. выше), и изучает её определённое время (около 7 минут).
По окончании отведённого времени материалы собираются, раздаётся вопросник.
Участники исследования отвечают на вопросы письменно (примерно 10 минут).
Собираются результаты, происходит обработка, делаются выводы.
Вопросник
Вопросы | Баллы за правильный ответ* |
Как нужно двигаться по обочине и по тротуару? | 1 |
Как нужно переходить дорогу в случае, когда по близости нет знака «Пешеходный переход»? | 1 |
Почему опасно использование наушников во время движения? | 1 |
Какой элемент одежды необходим для безопасного движения в темное время суток? | 1 |
Где нельзя играть в мяч (относительно проезжей части)? | 1 |
Расскажите о правилах использования детского кресла в автомобиле | 1 |
Почему зонт может стать причиной ДТП? | 1 |
Как пересечь дорогу, если вы двигаетесь на велосипеде? | 1 |
С какого возраста можно кататься на велосипеде по дороге? | 1 |
Вы вышли из автобуса. Как нужно переходить дорогу? | 1 |
Понравилась ли вам форма подачи информации? Хотели бы вы оказаться в другой группе? В какой? | 0 |
*Примечание за наполовину правильный ответ – 0,5 балла
Вывод: В данной работе будут использованы форма 2 и форма 3, т.к. участники 1 группы, несмотря на набольший показатель воспринимаемости, высказали интерес к другим формам представления информации.
Видеоролик агитбригады «Путь домой» на школьном канале You Tube по ссылке: https://youtu.be/wd6DGXzo6LA
Презентация «Дорожная безопасность младшим школьникам» на сайте МБОУ Старогородковской СОШ по ссылке:
Серия плакатов по безопасности дорожного движения для школьников расположена на школьном стенде:
Приложение 5. Ход работы над проектом
Рейд «Путь домой» проходит 1 сентября 2018 года, движение транспорта на некоторых улицах п. Старый городок остановлено, дежурят сотрудники ГИБДД.
Обсуждение проекта в ходе деловой игры «Социальные связи в рекламе».
Размещение плакатов на школьном стенде.