12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мальцева Ирина Николаевна97
1

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Общие задачи воспитания обучающихся начальной школы классифицированы по направлениям, каждое из которых раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России, основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися.

Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности – это смыслы воспитания. Они существуют ради того, чтобы научить человека принимать ценности через деятельность и оценивать деятельность, инициировать и поддерживать ее с нравственных, общественно одобряемых позиций. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

Воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка.

Социализация – это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны.

Личностный рост ребенка – это процесс приобретения им новых социальных знаний, развития его позитивных отношений к базовым ценностям общества и накопления опыта самостоятельного социального действия.

Системно-деятельностный подход является определяющим для основной образовательной программы духовно-нравственного развития начального общего образования. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

При поступлении в школу у ребёнка определяется зрелость организма, включая его нервную систему. Традиционно выделяют три аспекта зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Социальный аспект –потребность детей в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп на основе усвоенных правил (договоры, которые дети заключают между собой, группами, классами) и норм поведения, которые в свою очередь являются регуляторами нравственных поступков.

Процесс общения на начальном периоде обучения в школе происходит непросто. Многие конфликты сверстников объясняются прежде всего неумением встать на точку зрения другого; эти конфликты в одной сфере общения влекут за собой неудачи в другой. Первоочередная задача учителя - научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, сотрудничать с учителем, развивать необходимые для этого умения и навыки общения. Решать эту задачу помогают специальные игры на уроках и во внеурочной деятельности.

Например, в ходе игры «Волшебный сундучок» предлагается детям подумать, какое у них настроение с утра, затем «сложить» отрицательные эмоции в сундучок и выбросить их, а из другого сундучка взять положительные эмоции. Игра «Клеевой дождик» - на сплочение группы. Дети строятся в колонну по одному, и каждый держится за плечи впереди стоящего. В таком положении они должны преодолеть разные препятствия: подняться и отойти от стула; спрятаться от «диких животных» и т.д. Используемые методы социоигровой педагогики включают в себя разные формы : групповую, игровую, гостевую, метод конструктивного диалога.

Становление форм взаимодействия детей между собой и взрослыми происходит в три этапа.

Первый этап приходится на начало обучения в первом классе (сентябрь - октябрь) и является первым уровнем воспитательных результатов: приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Задача данного этапа - обучение совместной деятельности в малой группе. Работа организовывается в игре, которая требует участия каждого члена группы. Группы формируются временно и ситуативно. Вводя новую форму деятельности, первоначально надо дать ее образец, при этом внимание акцентировать на формах взаимодействия - речевых клише: «Ты согласен?», «Не возражаешь?» и т.д. Их можно назвать вопросами запуска дискуссий, которыми каждая группа пользуется при работе. Оценивать следует общую работу группы, а не давать ученикам, работающим вместе, разные оценки.

На данном этапе можно использовать разработанный курс адаптивных занятий «Введение pебёнкa в школьную жизнь» Г. А. Цукерман. Цель курса: обучение ребенка азам умения учиться. Продолжается он 10-15 дней, состоит из 40 занятий. Темы некоторых из них: «Режим дня», «Приветствие учителя и друг друга», « Оценка, ее критерии», «Реакция на реплику», «Как надо и не надо спорить», «Организация общения». Материал занятий не связан с учебными предметами .

За короткий период происходит ненавязчивое обучение детей трем наиважнейшим аспектам школьной жизни:

1. Как договариваться о нормах сотрудничества.

· Показ что можно и чего нельзя (на куклах)

· Внимание к ответу любого говорящего (прием группового выхода к доске, выбор через малые группы) .

· Методы регуляции шума, привлечение внимания (бубен, звонок)

2. Как ребенку учить себя с помощью взрослого.

· Ситуации- ловушки.

· Использование знака «?».

З. Как сотрудничать со сверстниками.

. Ситуации, требующие договора.

. Ситуации, требующие превращения спора в общее дело.

Постепенно от занятия к занятию дети отказываются от дошкольной формы общения, выбирая школьную, как более приемлемую. К концу курса дети уже знакомы друг с другом, им известны любимые занятия одноклассников.

Рекомендуемые игры на первом этапе обучения детей взаимодействию.

Игра1. «Знакомство».

Школьники вместе с учителем рассаживаются в круг. Каждый, передавая мяч по часовой стрелке, говорит свое имя. Затем, передавая мяч против часовой стрелки, называет имя соседа.

Игра 2. «Назови другого».

Все сидят по кругу. Выбирают ведущего, который, называя имя участника игры, кидает ему мяч.

По окончании игры проводится беседа.

-Понравилась ли вам игра? С кем в группе больше всего понравилось играть? Кто в группе не ссорился?

Заключительным моментом адаптивного занятия является самооценивание своей деятельности по «волшебным линеечкам» или шкалам. Критерии оценивания обсуждают и предлагают сами дети.

Второй этап формирования межличностных отношений начинается, примерно, в ноябре первого класса и заканчивается в начале или середине второго класса, в этот период формируется второй уровень воспитательных результатов: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Совместно учащиеся выполняют первые поручения ( дежурство в столовой и кабинете, уход за цветами, контроль дисциплины ) и принимают участие в зарождающихся традиционных делах класса (оформление « тёплых » писем одноклассникам, открыток и подарков к праздникам, поддержка болеющих одноклассников), предлагают, обсуждают, формулируют законы жизнедеятельности классного коллектива.

На данном этапе происходит включение в групповую работу предметного материала, связанного с выполнением практических заданий. В группах выполняется определенное задание по определенным правилам и должен получиться общий групповой результат

Примеры некоторых заданий, на содержании которых организуется групповое взаимодействие обучающихся.

Задание 1. Сравнить поступки героев рассказа В Осеевой. Для выполнения группе детей необходимо распределить героев между собой, определить порядок действий и способ подведения итога.

Задание 2. «Контролёр». Дети должны составить список правила поведения в лесу, работая в парах. Один составляет 2-3 правила, а другой наблюдает за ним, контролирует, оценивает. Затем происходит смена ролей.

Учитель предлагает детям каждый раз делиться на группы по желанию. Однако здесь сразу проявляются «отверженные» ученики и ученики со слабой произвольной регуляцией своего поведения. Они постоянно «выпадают» из работы в группе. Начинается работа педагога по налаживанию отношений между учащимися. Для реализации целей данного этапа можно использовать разные способы. Например, через образец построения взаимоотношения ученик - педагог. Для этого на переменах учитель организовывает игры, танцы и предлагает приглашать друг друга. Возникает ситуация, когда ученики не приглашают учителя. На рефлексии выясняется, кто сегодня был обижен, кого никто не пригласил. Выясняется, что обижен учитель. В следующий раз ребята его активно приглашают. Так формируются положительные отношения, как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.

Когда отношения более или менее налажены, для их закрепления учитель моделирует ситуацию успеха, т.е. проектирует поручение или дело, когда учащиеся успешно справляются с заданием, лишь работая в группах.

В это же время происходит тесное организованное сотрудничество с учителем. Проводятся совместно подготовленные учениками и классным руководителем беседы , праздники, экскурсии , викторины. Необходимо учитывать, что такой формы общения в детском опыте еще не было, поэтому ее надо формировать с той же тщательностью, что и любое другое универсальное действие.

Третий этап начинается с середины второго класса, когда в коллективе складываются устойчивые группы, в которых дети могут брать на себя разные обязанности. Это уже третий уровень воспитательных результатов: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Классный коллектив делится на творческие группы, выбирают в них лидеров, распределяют поручения. Совместно обсуждаются прошлые успехи и неудачи, планируется деятельность на новый учебный год. В данный период дети постоянно взаимодействуют в творческих группах во внеурочное время. Лидером класса ведётся рейтинг выполнения и степень участия каждой группы в творческих делах класса.

На этом этапе наиболее широко охватить все виды деятельности, задействовав различные аспекты жизни детей в начальной школе, позволяет метод проектов, с помощью которого дети приобретают опыт коммуникативных умений, учатся пользоваться приобретёнными знаниями, развивают исследовательские умения, приобретают социальный опыт. Примеры некоторых групповых проектов: «Я - помощник в семье», «Птицы - наши друзья», « Кормушка», «Мой родной город», «Дорога добра».

Таким образом, через социальное проектирование в воспитании младших школьников удаётся повышать степень самостоятельности, инициативности, способствуют развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий.

Воспитание и социализация должны обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребенка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.


Проект «Я – помощник в семье» (2 класс).

Этапы проекта.

Поиск формы совместного дела , выбор формы проведения заключительного этапа , определение целей проекта и конечного результата.

Обсуждение в группах основных вопросов учителя:

Чем занимается мама, вернувшись с работы?

Чем занимается папа после работы.

Почему твоя мама - твой самый надежный друг?

Как надо относиться к такому другу?

Чем вы можете помочь маме?

Что бы ты попросил у золотой рыбки для своей мамы?

Письмо сочинений на тему «Мои поручения в семье «, стихотворений «Я не зря себя хвалю…»

Конкурс рисунков «При солнышке – тепло, при матери – добро».

С помощью жеребьевки каждой группе предлагается индивидуальное творческой задание - поручение. Дети в группе читают задание, определяют время для его выполнения.

Анкетирование родителей и детей.

Создание в группах сборника стихотворений «Я не зря себя хвалю»

Совместный праздник учащихся и родителей.

Совместный праздник родителей и учащихся класса.

Задачи:

формирование потребности выполнения трудовых обязанностей в семье ;

обобщение способов и видов помощи ребенка родителям;

воспитание уважительного отношения к близким , развитие желания устраивать сюрпризы и праздники в семье.

Оборудование:

Оформление доски.

Рисунки детей на тему « При солнышке тепло , при матери – добро».

Таблица результативности участия группы.

Результаты анкетирования (диаграммы).

Специальные карточки для оценивания выступлений группы ( у каждой ).

Памятка детям «Как развивать в себе желание выполнять домашние дела».

Инвентарь для сцены.

Ход праздника:

Звучит музыка.

I Ведущий. Приветствуем всех участников и гостей на нашем празднике –конкурсе «Я - помощник в семье». Мы долго к нему готовились и наконец, настал час его проведения, Начнем с выступления детей.

Дети разыгрывают сценку «Разговор».

Ведущий. Давайте рассмотрим выставку рисунков на тему «При солнышке - тепло, при матери – добро». Отметим активность участия групп Они получают рейтинговые баллы (учитель отмечает в таблице результативности участия групп).

Мы мам своих любим и жалеем.

Ведущий. И об этом песня.

Группа детей исполняет песню о маме.

II Ведущий. Давайте узнаем о том , какую просьбу золотой рыбке приготовили дети каждой группы.

Каждая группа показывает рисунок или модель предмета, который бы попросили у золотой рыбки для мамы.

Ведущий. Отмечаем в таблице оригинальность идей.

Ведущий. Совсем недавно , на днях мы поздравляли своих мамочек с «Днем матери».

Исполнение стихов о маме.

III Ведущий. Готовясь к празднику, мы постарались написать сочинения по теме « Мои поручения в семье».

От каждой группы зачитываются лучшие сочинения.

Ведущий. Какие сочинения больше понравились? Почему? Дума, что мы все отметим в рейтинговой таблице.

Исполнение частушки по теме праздника.

IV Ведущий. Давайте же познакомимся с результатами анкетирования родителей.

Ведущий. Какой же мы вывод сделаем?

(высказывания детей)

Ведущий. Настало время узнать, как вы справились со своими творческими заданиями, которые получили неделю назад.

1 группа.. Вы заняты своим любимым делом, а мама просит сходить срочно в магазин. Как поступить?

группа. Ты нечаянно порвал куртку. Подумай, как об этом сказать маме.

группа. Мама заболела, Младшая сестренка капризничает. Покажите, как будете развлекать.

группа . Покажите , как встречаете маму , вернувшуюся с работы, как готовитесь к встрече.

Ведущий. Выставляйте всей группой рейтинговую оценку другим выступающим.

Инсценировка стихотворения «Мама приходит с работы».

V Ведущий. Давайте рассмотрим результаты вашего анкетирования. Ведущий. Лидеры групп представьте сборники стихов своей группы . Стихи называются «Я не зря себя хвалю».

Презентация групповых сборников стихов.

VI Подведение итогов по рейтингу.

Учитель дарит детям советы «Как развить в себе желание выполнять домашние дела»

Ведущий. Благодарим всех за участие.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.