12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Князькова Светлана Алексеевна44
Россия, Москва, Зеленоград
0

«Совершенствование двигательной активности старших дошкольников с ОНР в условиях инклюзивной группы»

«Совершенствование двигательной активности старших дошкольников с ОНР в условиях инклюзивной группы»

Князькова С.А. инструктор по физической культуре

ГБОУ Школа №853 г. Зеленоград



Двигательная активность - неотъемлемая часть образа жизни человека.

От уровня двигательной активности, от образа жизни, от социальных, экономических и экологических условий зависит в целом уровень здоровья.

Феномен движения человека с древних времен изучался различными исследователями, педагогами, психологами, а природа движения ребенка является наиболее сложной и интересной, поскольку имеет колоссальное функциональное значение в его развитии. Анализ научной литературы (Н.А. Бернштейн, А.А. Леонтьев, Э.И. Леонгард, В.И. Лубовский, Н.А. Шивирев и др.) позволяет утверждать, что именно дошкольный возраст является тем важным периодом, когда усиленно формируются все органы и системы организма. И в этот же период развиваются те двигательные навыки и умения ребенка, которые в дальнейшем станут основой его полноценного психического и физического развития.

Для всестороннего развития дошкольников, по мнению Вавиловой Е.Н., чрезвычайно важно выполнять различные движения: бег, прыжки, лазание, ползание, метание и т.д. Они улучшают функции всего организма, укрепляют опорно-двигательный аппарат, регулируют деятельность нервной системы и другие физиологические процессы.

Большое значение двигательной активности придавал профессор доктор медицинских наук Ю.Ф. Змановский, им была разработана технология «Здоровый дошкольник», а которой описывались пути и принципы оптимизации здоровья дошкольников.

М.М. Кольцова, исследуя практику применения с детьми специальной тренировки пальцев – пальчиковой гимнастики, показывает существенное улучшение результатов решения арифметических задач. Было так же доказано, что с развитием движений параллельно идет процесс развития речи. Двигательная деятельность способствует пониманию слов, формированию понятий и увеличивает словарный запас дошкольников.

«Двигательный дефицит» - понятие, которое характерно для современных дошкольников, и оно говорит о том, что в течение дня дети не достаточно двигаются. В детском саду дети много времени проводят сидя за столами, на стульчиках в течение всех непосредственно образовательной деятельности. Дома же заняты просмотром мультфильмов или играми за компьютером. По многочисленным опросам детей, в выходные дни дети очень редко выходят на прогулку, на детскую площадку, прогулка ограничивается лишь посещением торговых центров. Постоянное сидячее положение вызывает утомление, далее - снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры, нарушение осанки, плоскостопие и ухудшение здоровья в целом.

Как показали результаты изучения психолого-педагогической и специальной литературы (Н.П. Вайзман, В.М. Мозговой), у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) имеются определенные особенности в развитии, а так же некоторые отклонения в развитии двигательной активности. Дошкольники с ОНР характеризуются замедленным физическим развитием, отстают в психическом развитии с проявлением общего недоразвития речи, двигательной расторможенностью, нарушениями активного внимания, зрительного и слухового восприятия. По нашим наблюдениям дети на занятиях часто отвлекаются, теряются в мыслях, сбиваются, путаются в высказываниях, не могут дать полного ответа на поставленный вопрос. Чаще всего имеются нарушения в равновесии, координации движений, моторики пальцев рук.

Исследованиями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия было доказано, что общая и речевая моторика тесно взаимосвязаны. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное и динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов.

Для повышения двигательной активности данной категории детей, для ее совершенствования, мы рассматривали такую форму работы в ДОО как досуговая деятельность. Так как жизнь ребенка в ДОО невозможна без веселых, интересных, увлекательных и шумных досугов, праздников и соревнований. Которые воспитывают у ребенка потребность в движениях, эмоциональное восприятие жизни, дружеские отношения. А так же развивают сообразительность, смекалку, воображение и творчество.

Учитывая то, что дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) посещают общеобразовательные дошкольные группы, такая форма работы нам показалась наиболее приемлемой. Исследования проводились на базе ГБОУ Школа № 853 города Зеленограда. На основании проведенного наблюдения за детьми в свободной игровой деятельности в группе и на прогулке в утреннее и вечернее время, диагностики физической подготовленности, использования шагомеров и изучения медицинских карт дошкольников, нами был составлен календарно-тематический план проведения спортивно-музыкальных досугов в течение года.

Таблица 1 – Календарно-тематическое планирование досуговой деятельности

Месяц

Тема

Задачи


октябрь

«Юные туристы, или в гости к Лесовичку»

развивать двигательные способности детей, направленные на укрепление здоровья, осваивать простейшие туристические умения и навыки

«С днем рождения, любимый город!»

развивать положительных эмоций, чувства взаимопомощи, дружбы, сопереживания. Воспитывать патриотические чувства и любовь к родному городу


ноябрь

«Мамочка любимая моя!»

создавать условия для развития эмоционально - волевой сферы и двигательной деятельности детей

«Путешествие к игрушкам из разных стран»

побуждать детей к активному участию в подвижных играх


декабрь


«Снег-снежок, белая метелица»

воспитывать у детей интереса к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через выполнение игровых упражнений и заданий


«Птицы – наши верные друзья»

совершенствовать технику видов ходьбы, бега.

развивать быстроту, ловкость, совершенствовать координацию движений;

воспитывать чувства сострадания, учить заботиться о братьях наших меньших


январь


«В поисках волшебного сугроба»

обеспечивать детям полноценный активный отдых на зимней прогулке; способствовать формированию здорового образа жизни; воспитывать интерес к зимним спортивным упражнениям.

«Мы мороза не боимся, от души повеселимся».

приобщать детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности


февраль

«Защитники Отечества»

популяризация здорового образа жизни среди дошкольников

«К нам Масленица пришла»

знакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей. Развивать выдержку, выносливость, воображение, кругозор

март

«Мамины помощники»

создавать условия для развития интереса у детей к домашнему труду, к помощи старшим по хозяйству, через участие в спортивном мероприятии

апрель

«Приключения Буратино»

совершенствовать двигательные навыки детей


После всех музыкально-спортивных мероприятий, мы снова провели такие же диагностики: шагометрия, физическая подготовленность и наблюдение за свободной и игровой деятельностью и сделали выводы. Разработанная серия досугов позволила улучшить двигательные качества, повысить двигательную активность и общее физическое состояние у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Так же мы подготовили консультацию для родителей по совершенствованию двигательной активности в домашних условиях, рекомендации для педагогов по проведению индивидуальных и групповых занятий, которые будут способствовать возникновению еще более сильной мотивации к общению и взаимодействию, как со своими сверстниками, так и с взрослыми.

Здесь мы рассмотрели работу с детьми с ОНР в условиях общеобразовательной группы.

Таким образом, наше небольшое исследование показало, что:

- двигательная активность является важным компонентом в развитии как нормальных детей, так и дошкольников с ОНР;

- у дошкольников с ОНР двигательная активность не соответствует нормативам;

- разработанная нами программа по развитию двигательной активности дошкольников с ОНР с помощью досуговой деятельности в инклюзивной группе способствовала повышению двигательной активности как дошкольников с ОНР, так и их нормальных сверстников.

















Список литературы:


Дворкина, Н. И. Развитие физических качеств детей дошкольного возраста на основе подвижных игр / Н.И. Дворкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 2. - с. 65-68.

Змановский, Ю.Ф. Авторская программа «Здоровый дошкольник» / Ю.Ф. Змановский // Обруч. 1996. - № 3. - С. 4-5.

Педагогика инклюзивного образования: учебник / Т.Г. Богданова, А.М. Гусейнова, Н.М. Назарова [и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 335 с.

Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 255 с.

Соловьева, Т. В. Модель организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении для детей с нарушением речи // Развитие теоретико-методологических основ физической культуры в условиях Болонского процесса / Материалы науч. практ. конференц. «Герценовские чтения». - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - С. 99-102.

Стародубцева, И. В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников: пособие / И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова. - Москва: Аркти, 2009. - 72 с.

Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.