12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Корбич О.В.270
Россия, Луганская Народная Респ.

ГОУ ЛНР «Лутугинский УВК школа-лицей»










РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Роль родителей в воспитании»


















2021


Цель: Роль семьи в формировании личности ребёнка.

- познакомить со спецификой индивидуального подхода в воспитании;

-повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретным вопросам воспитания детей в семье и в школе;



Задачи родительского лектория:

- Определить влияние семьи на формирование личности ребёнка.

- Рассмотреть, каким должен быть родительский дом, в котором растёт ребёнок.

-Выявить особенности взаимоотношений между детьми и их родителями.

-Осознать роль социального опыта семьи в воспитании детей.

-Способствовать развитию умению общаться и формированию культуры взаимодействия.



Форма проведения: информационно-аналитический лекторий с элементами практикума.



Оборудование:  презентация, видеоролик



Форма проведения: практикум.














Ход собрания


Классный руководитель:

Уважаемые, родители! Мы знаем, что воспитание детей – дело очень трудное, поэтому мы сегодня попробуем обсудить эту проблему вместе.

В наше время родителями быть дорого и трудно. Это объясняется материальными проблемами семьи в нашем современном обществе.

Главный вопрос, стоящий перед родителями: (1-4 слайды)

как прожить;

во что одеть и обуть детей;

как их выучить и вылечить.

Все это увеличивает напряжение в семье, конфликты между мужем и женой, напрямую сказывается на детях: их воспитании, организации досуга, развлечений. Материальные неурядицы вызывают изменения в системе нравственных ценностей, этических норм.

Сами того не замечая, мы каждый день становимся примером для своих детей. Здесь все имеет значение. Папа и мама общаются между собой, говорят о соседях и обсуждают вечерние новости, наводят порядок в доме, распоряжаются семейным бюджетом, ведут покупки в магазине. А тем временем зоркие детские глазки все запоминают и фиксируют. Какие-то моменты принимают, и будто записывают на пленку, впитывают эти привычки как губка, другие моменты не приемлют, и у них формируется неприятие такого поведения.

Человек всю свою жизнь стремится к счастью…Полноценное счастье немыслимо без семьи. Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом и смыслом. Каждая семья – это маленькое государство. А в каждом государстве имеются свои законы, нравственные нормы и ценности. Родители стараются наполнить жизнь своих детей высоким смыслом, передать своим детям знания, веру, семейные ценности. Самые лучшие дети - у счастливых родителей. Они всю жизнь на глазах у своих детей подают пример благородства, доброты и человечности.

Идеально! Так должно быть в семье. Но статистика показывает, что современные родители " тратят на своих детей за сутки около 20-40 минут в сутки, причём за это время успевают поругать. Только 16% родителей легко разговаривают со своими детьми о том, что их волнует.

А ведь "единственная настоящая роскошь- это роскошь общения"

А.С. Макаренко пишет в своей « Книге для родителей»: « Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома». «Умение воспитывать – это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины. Нельзя научить человека быть хорошим художником, музыкантом, , если он не будет видеть красок, не возьмет инструмент. Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только в практике, на примере»

( просмотр видеофайла «Занятый родитель»)

Обсуждение просмотренного видеоролика.

-Как вы можете прокомментировать просмотренное видео?

-Какие выводы можно сделать?

Практикум-игра «Корзина ассоциаций»

У меня в руках корзина, на которой Вы видите начало фразы «CЕМЬЯ – ЭТО…». Предлагаю каждому присутствующему записать на листок 1 слово-ассоциацию и прикрепить на доске. ( анализ предложенных ответов) 

  Классный руководитель:

     При объяснении понятия «семья» толковые словари выделяют такие её признаки, как общность быта, взаимная помощь и моральная ответственность. Мы с детства воспитаны на том, что семья – это опора, крепость, начало начал. Известно влияние родительского дома на благополучие семейной жизни детей.

В семье должна быть гармония, любовь. Какой же должна быть родительская любовь? Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:

Любовь умиления,

Любовь деспотичная,

Любовь откупа.

Любовь умиления(5-8 слайды)

Любовь умиления – это самое печальное, что можно себе представить в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, иногда напрашиваются слова – куриная любовь. Мать и отец радуются каждому шагу ребёнка, не задумываясь над тем, какой шаг и к чему он может привести.

Любовь умиления развращает душу ребёнка, прежде всего тем, что он не знает удержу своим желаниям; принципом его жизни становится девиз: всё, что я делаю, мне разрешается, главное – моё желание. Ребёнок, воспитанный в духе умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему всё можно. Он вырастает капризным, нередко болезненным, для которого малейшее требование жизни становится непосильной тяжестью.

Любовь деспотическая

Есть ещё одна разновидность неразумной, инстинктивной родительской любви. Это любовь деспотическая.

Одна из газет опубликовала письмо 16-летнего юноши-десятиклассника одной из школ Толи Н. Это письмо продиктовано отчаянием. Юноша учится на «4» и «5», делает дома всё, что надо делать для помощи родителям, - моет посуду, полы, чистит одежду. «Родители одевают меня хорошо, и заботятся, - пишет Толя, но купят какую-нибудь обновку и без конца попрекают…».

Постоянные упрёки создают обстановку настоящего ада. И всё это родители делают, как они говорят, только потому, что любят сына, желают ему добра. В обстановке мелочных придирок, постоянных упрёков. Маленький человек ожесточается. Был сын маленьким мальчиком – был добрым, послушным; стал подростком – стал грубым, своенравным. Почему так происходит? Причина этого явления – в неумении родителей пользоваться своей властью над ребёнком, в превращении родителей в силу, подавляющую сына или дочери. Родительская власть должна поощрять, одухотворять внутренние силы ребёнка. Если же вы превратили умную, мудрую власть в деспотическое насилие – неокрепшее желание быть хорошим лопнет. Уважайте детское желание быть хорошим, не злоупотребляйте своей властью.

Любовь откупа

Ещё одна разновидность родительской любви – это любовь откупа. И здесь речь идет прежде всего об отцах. Потому что среди матерей, связанных с детьми узами духовной близости, таких людей намного меньше

Есть отцы, искренне убеждённые в том, что, обеспечивая все материальные потребности детей, они выполняют свой родительский долг. Ребёнок одет, обут, сыт, здоров– что же вам ещё надо?

Если в такой семье и мать не уделяет достаточного внимания детям, то дети растут в атмосфере духовной пустоты. Если детям не знакомы ласка, участливость, сострадание, милосердие, то такие дети вырастут, скорее всего, эмоционально невежественными людьми.

       Учить ребёнка видеть и понимать людей – это, пожалуй, самое сложное  в трудном деле воспитания человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребёнка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру.

       Дети – наши постоянные свидетели, где-то краем глаза они видят наше падение, срывы, провалы, как бы мы не старались это скрыть.

        Краем уха слышат, как мы разговариваем с друзьями, соседями, просто случайными людьми. Резкий тон, недоброе слово родителей по отношению к другим непременно оставят след в поведении ребёнка, послужит примером для невольного подражания. Об этом пишет средневековый поэт Себастьян Брандт:

Ребёнок учится тому,

что видит у себя в дому,

родители пример тому!

Кто при жене и детях груб,

кому язык распутства люб,

пусть помнит,

Что с лихвой получит он всё то,

чему их учит.

Теперь вести себя прилично

не в моде стало, И обычно,

и женский пол себя позоря,

стал самословить в разговоре.

Мужья - пример для жён своих,

и дети учатся у них.

Когда родители умны

и добродетельно скромны,

то благонравны и сыны!

Коль видят нас и слышат дети:

мы за слова свои в ответе!

Легко толкнуть детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

чтобы не каяться потом.

С.Брант


Классный руководитель:

В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, в других, напротив, царит культ жестокости.

Подражая близким, любимым людям, ребенок овладевает формами поведения с окружающими людьми. К сожалению, в наших домах бывает ребёнок берёт для себя,  и хорошее,  и плохое от своих родителей. Все   плохие  привычки, которые есть у нас   со временем будут и в наших детях. Вы сами должны отказаться от вредных привычек, чтобы не быть примером для своих детей.

Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения- основы всего этого закладываются в семье.

Тренинговое задание «Ребенок».  

- Возьмите в руки вот этого маленького человечка. Его зовут Петя. Проживите день с этим маленьким Петей.

- Утром мама подошла к Пете и стала будить. Ему так не хотелось вставать, еще две минуточки он хотел поваляться в кровати. Мама стала кричать на ребенка за его непослушание.Пете стало грустно, что его не понимают...

Оторвите кусочек от мальчика.

- Но мальчик все же встал, умылся, надел новую рубашку и вышел к завтраку. Он подошел к папе, молча встал около него, ласково улыбнулся и покружился, чтобы папа оценил его наряд. Но папа не заметил новой рубашки, ещё и закричал на него, что тот не садится завтракать... На душе у Пети стало еще грустнее...

Оторвите кусочек от мальчика.

- Позавтракав, Петя собрался и пошел в школу. По дороге в школу на него залаяла огромная собака. Она громко рычала, потом подбежала к мальчику и напрыгнула на него, но не укусила, лишь испачкала новую рубашку. Радости это Пете не прибавило...

Оторвите кусочек от мальчика.

- На крыльце школы Петя встретил своего друга Ваську. Васька шел очень бодрый и веселый и вместо приветствия он сильно пнул портфель Пети так, что у портфеля оторвалась ручка. Наш Петя мужчина, а мужчины не плачут. Он сдержал слезы и пошел на урок.

Оторвите кусочек от мальчика.

- А на уроке сегодня была контрольная работа. Петя так переволновался из-за всего произошедшего с ним с самого утра, что написал ее на двойку. Здесь настроение мальчика совсем упало...

Оторвите кусочек от мальчика.

- Быстрыми шагами, в грязной рубашке, с портфелем без ручки и огромной двойкой шел Петя домой, он спешил, так как знал, что родителей нет дома.   Всю дорогу он думал о том, что ему будет вечером за грязную рубашку, порванный портфель и двойку по математике. Вот знакомая улица, дом, подъезд, этаж, квартира... Дверь была открыта, Петя страшно испугался – родители были дома. Он вошел, на пороге стояла мама...

оторвите кусочек от мальчика. А теперь посмотрите, что осталось от этого ребенка только за один день. Кто виноват в этом? И родители, и друзья, и школа и даже собака. А с чего начался день? Будьте внимательнее к своим детям, учитесь понимать их. Может лучше лишний раз не кричать, а просто тихо, ласково сказать, погладить и поцеловать. Это будет действеннее, чем окрики, толчки и пинки.

Классный руководитель:

Мы часто жалуемся, сокрушаемся, что времени на общение с детьми не хватает, дети сами по себе, мы сами по себе. Время проходит…, и мы всё меньше понимаем своих детей. «И сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе. Нет, школа имеет только весьма не большую долю в развитии ребенка. Как показывает статистика, на развитие ребенка влияет: 15% - наследственность, 57% - родители, 25% - окружающая среда, 3% - школа. Роль родителей в воспитании ребенка незаменима.

Председатель родительского комитета: Подведение итогов.

Давайте подведем итог нашему собранию. Я предлагаю принять следующее решение: больше времени уделять своим детям, воспитывать у них положительные черты характера, нацеливать на то, что школа – второй дом, где все педагоги желают им добра.

Классный руководитель:

Всем известно, что как бы не было ребятам хорошо в школе, ему все равно хочется поскорее домой. Потому, что дом – это место, переступая порог которого, мы сбрасываем всю тяжкую ношу дня, расслабляемся, отдыхаем, набираемся сил для грядущего. И сколько бы ни говорили, что воспитывает человека школа, все-таки основы воспитания закладывают ребенку в семье.

Семья -  это обитель любви и покоя, где залечиваются душевные раны, проходят обиды, где родители любят и жалеют своих детей, а дети – своих родителей. Ваш ребенок видит в вас пример для подражания.

Не упускайте ни единой возможности проявить себя в качестве идеального родителя. Проводите время с ребенком, обучайте его, демонстрируя достойный пример. Будьте для них кумиром, которого они в вас видят.

Пусть в ваших семьях будут прекрасные, добрые, доверительные отношения между детьми, родителями, бабушками и дедушками.

Большое спасибо всем за участие в нашем родительском собрании.

И закончить наше сегодняшнее собрание стихотворением:


В семейной жизни всем желаем счастья!

Пусть ваши дети крепко любят вас!

Пусть стороной вас обойдут несчастья.

И солнечным пусть будет каждый час!

Всем нам счастья, мира и добра!

Пусть радость царит в наших семьях всегда!




























Презентация к родительскому собранию.Современные детиPPTX / 464.85 Кб






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.