12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Садыкова Тамара Исламовна77
Россия, Воронежская обл., Лиски
4

Статья «Современные педагогические технологии»

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Садыкова Тамара Исламовна

ГБПОУ ВО «ЛАТТ»

г.Лиски

 

Я, как преподаватель с немаленьким стажем работы, поставила перед собой следующую цель: освоить и адаптировать в учебный процесс такие современные педагогические технологии, которые способствовали бы формированию профессиональных компетенций уже на уроках теоретического обучения. Для этого необходимо было пересмотреть традиционную методику обучения, переориентировав технологию урока на обучение в деятельности. Требования к современному уроку изменили парадигму образования. Знание теперь не преподносится в готовом виде «на блюдечке с голубой каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не рассказать, а показать и создать условия для самостоятельного изучения. По такому принципу строится и новая типология уроков. Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных

типа уроков в зависимости от поставленных целей: «Урок открытия нового знания», «Урок рефлексии», «Урок общеметодологической направленности», «Урок развивающего контроля». В своей практике я чаще использую тип «Урок открытия нового знания». Как же конструировать урок, который по ФГОС называется «Урок открытия нового знания». Какие цели важно выделить, какие этапы нужно соблюсти.

В ФГОС выделяют две цели для уроков такого типа:

Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок студент узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя новый пласт науки.

Деятельностная цель: научить обучающихся применять новые способы действия. Это значит, что, уяснив новые термины и правила, обучающийся должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.

Такие уроки являются одной из активных форм организации учебной деятельности обучающихся. Эти уроки позволяют развивать познавательную активность обучающихся, воздействуют на эмоциональное состояние обучающихся, взывая к его мыслям и чувствам.

Главной задачей Урока открытия нового знания, это создать такие условия, чтобы обучающиеся внутренне собрались, подготовились и нацелились на «покорение новых вершин». Преподаватель должен затронуть все три пласта мотивации:

«хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;

«надо» — подводим обучающихся к осознанию важности и необходимости нового знания;

«могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что

непосильных и сверхсложных задач не предвидится.

Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов:

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Приемы для этапа мотивации: Психологический тренинг; Графический диктант "Да-нет"; Рифмованное начало урока; Эпиграф к уроку; Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок; Начало урока с элементами театрализации; Прием "Фантастическая добавка"; Прием "Оратор"; Отсроченная загадка; Интеллектуальная разминка; Прием "Светофор".

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый обучающийся внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои индивидуальные затруднения.

Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы обучающиеся могли:

вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;

активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обобщение.

при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.

Приемы для этапа актуализации: Видеосюжет; Приём «Лови ошибку»; Анализ выполнения домашнего задания; Лото; Проблемный вопрос или проблемная ситуация; Ролевой сюжет; Отсроченная догадка; Смена ролей; Театрализация; Ряд ассоциаций; Интеллектуальная разминка; Мозговой штурм; Прием "Почини цепочку"; Слепой текст; Инсерт.

3. Этап выявления места и причины затруднений

Главная цель этого этапа: дать возможность обучающимся осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Работа на данном этапе строится следующим образом:

Обучающиеся анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.

В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.

Завершается этот этап работы тем, что обучающиеся вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.

Приемы: Таблица ЗХУ; Мозговой штурм; Подводящий диалог; Прием "Яркое пятно"; Группировка; Домысливание; Кластер; Составление алгоритма.

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Работа строится так:

Обучающиеся проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.

На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (преподаватель может подкорректировать тему и цели урока).

Выбирается способ, который позволит получить новое знание:

o Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что обучающиеся уже знают)

o Способ дополнения — требует введения новых практик и умений.

Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.

Приемы: Деловые игры; Дерево целей; Пресс-конференция; Эксперимент;Проблемный ряд; Подводящий диалог.

5. Реализация построенного проекта

Главная цель этого этапа: обучающиеся сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то - затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.

Приемы: Вопросы к тексту; Доклад; Лови ошибку; Пресс-конференция; Проблемный диалог; Фантастическая добавка; Деловые игры; Проблемный поиск; Ромб ассоциаций.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

На данном этапе обучающиемся предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь обучающиеся (в парах, в группах) решают задания по-новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.

Приемы: Комментирование чтение; Вопросы к тексту; Лови ошибку; Отсроченная догадка; Синквейн; Пресс-конференция; Презентация; Прием "Снежный ком"; Рассказ-эстафета; Прием "Удивляй"; Аукцион; Реклама; Таблица "? + !".

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

На данном этапе обучающиеся самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.

Задача преподавателя — создать ситуацию успеха для каждого обучающегося.

Приемы: Щадящий опрос; Деловые игры; Прием "Да-нет»; Найди соответствие; Творческие тесты; Работа на компьютерах; Блиц-контрольные.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить обучающихся к дальнейшему погружению в тему.

Приемы: Кластер; "Найди ошибку"; "Верю-не верю"; Тестирование; Различные виды опросов; Эссе, резюме; Составление кроссворда; Контрольная работа или диктант; Восстанови текст; Свои примеры.

8а. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание

. В зависимости от подготовленности группы преподаватель может предложить два варианта:

уже готовое домашнее задание с обязательной градацией по степени сложности.

обучающиеся сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

На данном этапе обучающиеся соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.

Приемы: Таблица "+ -?"; Дерево настроение; Лестница успеха; Анкетирование; Цветотехника; Цветные поля; Толстые и тонкие вопросы; Синквейн. Прием "Шкатулка".

Таким образом, на уроке открытия нового знания преподаватель вовлекает обучающихся в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции. Данная технология обучения позволяет применять частично поисковую деятельность и самостоятельную исследовательскую деятельность. Развивает критическое и логическое мышление, позволяет уже во время обучения, и в будущей профессиональной деятельности, ориентироваться в нестандартных ситуациях.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения преподавателя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Это даёт возможность не только поднять интерес обучающихся к изучаемой учебной дисциплине, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.