12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Польскова Наталья Юрьевна31
1

Статья на тему «Современные подходы к организации внеурочной деятельности» (5–9 классы)

Польскова Наталья Юрьевна

учитель математики

РБОУ «Школа №4 – Кадетский корпус им. А. В. Захарченко»

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье раскрываются современные подходы в организации внеурочной деятельности. Описывается использование инновационных технологий.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, государственный образовательный стандарт, направления внеурочной деятельности, интернет-технологии, информационно-коммуникационные технологии, проектная деятельность, инновации.

В современном мире ничто не стоит на месте. Это относится и к образованию, и к воспитанию детей. Одна из важнейших задач современной школы - создание полных и нужных условий, позволяющих развивать личность и сформировать активную жизненную позицию ребенка. Решение данной задачи является актуальной не только в начальных классах, поскольку становление ребенка и его формирование важны на всех этапах жизни. Одним из значимых направлений образовательной деятельности является внеклассная деятельность.

В рамках Государственного образовательного стандарта начального, основного и среднего образования в рамках внеурочной деятельности следует учитывать деятельность, реализующуюся в формах, отличающихся от классной формы, и направленную на достижение планируемых результатов овладения в результате освоения основных образовательных программ начального, основного и среднего образования личностными, предметными, метапредметными компетенциями. Внеклассная деятельность объединяет в себе все виды активной деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможны и целесообразны решения разных задач их воспитания и социализации [2, стр.1].

Если сказать иными словами, то внеурочная деятельность – это нахождение путей решений различных задач воспитания педагогами на занятиях с учащимися.

В школе воспитание не может быть временным, это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для социализации и самоопределения обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1, стр. 2].

Внеурочная деятельность рассмотрена в работах таких великих педагогов, как А. С. Макаренко, М. Монтессори, С. Л. Соловейчика, В. А. Сухомлинского, Г. И. Щукиной, С.Т. Шацкого и других.

Проанализировав данную литературу, можно прийти к такому выводу: нахождение различных методов и способов организации внеурочной деятельности не является чем-то новым, но стремление усовершенствовать их есть всегда.

Целью статьи является рассмотрение того, какие современные методы организации внеурочных мероприятий существуют.

В современном мире существует множество задач воспитания: необходимо создать условия для выполнения основных образовательных целей, привить желание обучающихся включаться в разностороннюю деятельность, сформировать чувство уверенности при социализации в обществе, воспитывать трудолюбие и патриотизм, формировать способность в преодолении разных жизненных ситуаций, прививать целеустремленность и настойчивость для достижения задуманных целей.

В Государственных образовательных стандартах общего образования Донецкой Народной Республики определены такие направления внеурочной деятельности: гражданско – патриотическое, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, социальное и общекультурное. Способы их реализации могут быть разными. Рассмотрим, как данные направления реализуются в РБОУ «Школа№4 – Кадетский корпус им. А. В. Захарченко» на факультативе «Путь к математическому Олимпу».

В основе гражданско–патриотического направления лежат основополагающие воспитательные задачи: «воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Донецкой Народной Республики, привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности и чувства патриотизма». Данное направление на факультативе реализуется через решение различных задач, которые включают в себя не только использование исторических данных, но и нахождение их. Например, составляем диаграммы в процентном отношении для отображения количества сил СССР и Германии или Антанты и Тройственного союза; вычислив выражение (124:4+348:12) ∙ 33- (345:5+97 ∙ 7), получим число 872, которое будет являться ключом к ответу – количество дней блокады Ленинграда. Важным аспектом в воспитании патриотизма является знание своего края – краеведение. Начать расширять свои познания можно с такого: вычислить площадь Кальмиусского заповедника, сняв ширину и длину с карты. Так мы и вычислим площадь, а дети проработают тему масштаб. Для проверки вычислительных навыков необходимо решить примеры, в которых ответы зашифрованы буквами. Выполнив все верно, ученики получают фамилии краеведов: Евсеев, Городцов. Таким образом с помощью игровых технологий можно вывести математический материал на метапредметный уровень, одновременно мотивируя ребенка на рассширение кругозора и его культуро-пространства

Духовно-нравственное направление базируется на привитии школьникам культурных ценностей, а также на расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности и формировании духовной культуры. В наше время мир нуждается в чутких, добрых и справедливых людях. Использование математики в этом направлении помогает воспитывать думающих, упорных, трудолюбивых и усидчивых личностей. Реализовать это направление можно, используя в работе пословицы или высказывания великих людей. С афоризмов можно начинать или заканчивать факультатив. Не обходится духовное воспитание без привития любви к своему краю, а знания старинных мер помогут лучше ориентироваться в историческо-краеведческом материале. Фактуальное пространство помогут расширить задачи: « Из Сталино в Жданов вышел странник. Он решил идти по 30 верст каждый день. На следующий день вышел второй странник, он решил идти по 35 верст в день. На какой день второй странник догонит первого?» Например, на территории Донецкого ботанического сада находится 230 т. деревьев, которые очищают 50 т пыли за год, сколько необходимо досадить деревьев, чтобы очищалось на 20 т пыли больше. В этой задаче затрагивается математика интегрируется с биологией, но и затрагиваются экологические вопросы. У учащихся формируется заботливое отношение к окружающему миру.

Спортивно-оздоровительное направление заключается в формировании личностных ориентиров и норм поведения, которые обеспечивают сохранение физического, социального и психологического здоровья, что способствует формированию познавательного и эмоционального развития учащихся. При составлении задач, связанных со здоровьем, у детей формируется бережное отношение к своему здоровью. Например: «Смертельная доза при отравлении алкоголя колеблется от 4 до 12 г на 1 кг массы. Рассчитайте минимальную и максимальную смертельную дозы алкоголя для человека весом 60 кг». Или такая: «Регулярная физическая активность увеличивает продолжительность жизни на 33%. Какая будет продолжительность жизни у человека с регулярной спортивной нагрузкой, если средняя продолжительность жизни 65 лет.» Решение задач с использованием графиков включает эмоциональную сферу. Например: «Постройте график продолжительности жизни человека, который выкуривает 0,4 пачки сигарет (20 шт), если 1 сигарета сокращает жизнь на 0,1 ч»

Общеинтеллектуальное направление направлено на развитие умственного труда, творческого мышления, интеллектуальных способностей, а также на формирование интереса к познавательной и исследовательской деятельности. При реализации данного направления можно использовать различные задачи на логику, задачи «с подвохом». Например: В маршрутке ехало 15 человек. На первой остановке вышел 1 и вошли 2 человека, на следующей — 2 вышло и 3 вошли, на следующей — 7 вышло и 4 вошли, на следующей — 1 вышел и 3 вошли, на следующей —никто не вошел, но 1 зашел. Вопрос: сколько было остановок?» Задачи с неожиданной концовкой, использование ребусов, анаграмм развивает у учащихся умственное мышление. Математические головоломки, такие как судоку, какуро, хитори развивают внимательность и устный счет. Для развития креативного мышления можно предложить такое задание: только используя одну геометрическую фигуру нарисовать рисунок.

Социальное направление направлено на воспитание чувства коллективизма, честности, стойкости и формирование потребности приносить пользу окружающим. Данное направление можно реализовать с помощью статистических данных. Например: «Проанализируйте средние показатели потребления хлеба с 2015 по 2020 г, а также отобразите свои данные в виде столбчатой диаграммы.» Такие задачи способствуют формированию обработки и сбора информации. В этом направлении можно рассмотреть составление семейного расхода бюджета или наоборот, проанализировав расходы, скорректировать бюджет на следующий месяц.

В наше время больше уделяется времени патриотическому воспитанию. Педагоги стремятся привить учащимся чувство гордости за своих предков, за их подвиги и стремление подражать им; стараются приобщить к трудовым и боевым традициям народа Донецкой Народной Республики. Но какой подход выбрать для достижения этих или других целей? Педагог имеет дело со сложнейшими, постоянно изменяющимися, имеющими бесчисленное количество связей и влияний объектами – личностями детей [3, стр. 22]. Поэтому в современном мире на помощь приходят современные информационные технологии, которые являются одним из важного условия интеллектуального, творческого и нравственного развития школьников.

Использование информационных технологий во внеурочной деятельности направлено на улучшение процесса обучения, повышение эффективности и качества данной деятельности, формирование познавательной активности для реализации идей и усовершенствование способностей к самостоятельному усвоению и углублению учащимися знаний, а также для поиска новых целей и задач.

Для достижения целей и задач во внеурочной деятельности используют такие информационные технологии.

Интернет. Интернет-технологии занимают важное место в жизни современного человека. Когда-то Интернет был средством для передачи компьютерных данных на дальние расстояния. Сейчас же Интернет стал мощным средством массовой информации. Его особенностью является интерактивное взаимодействие пользователей с информационной средой Интернет. При работе с интернет-технологиями во время внеурочной деятельности удобно использовать электронный справочник - http://math4school.ru/. В данном справочнике содержится множество задач, исторических справок и т.п. С развитием электронного обучения в нашу жизнь добавились онлайн-конференции на платформах Zoom, Google Meet.

В наше время интернет-технологии позволяют, несмотря на территориальную удаленность, принимать участие не только в различных республиканских, но и в международных конкурсах и олимпиадах, что позволяет расширить пространство для творческих идей. Учащиеся «РБОУ – Школа №4 – Кадетский корпус им. А. В. Захарченко» на постоянной основе принимают участие в международных олимпиадах в https://infourok.ru/, https://metaschool.ru/ и занимают призовые места.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Внеурочная деятельность с применением ИКТ позволяет не только разнообразить творческую деятельность учащихся, но и создает ситуацию успеха, а также влияет на положительный эмоциональный настрой. Применение мультимедийных презентаций, фильмов позволяет облегчить процесс усвоение новых знаний, а также возбуждает живой интерес к предметам и расширят кругозор.

Внедрение информационно-коммуникативных технологий помогает учащимся посмотреть на компьютер не как на дорогую игрушку, а как на помощника, который помогает познавать мир, учиться, мыслить и творить. Онлайн тренажеры на сайтах https://novatika.org/ru/, https://onlinetestpad.com/ru, https://matematika.club/ позволяют не только учителю, но и ученику оценить свои знания, а также усовершенствовать свои навыки в различных направлениях (устный счет, логика, память и т.д.)

Проектная деятельность. Проектная работа - творческая работа учащихся, направленная на развитие активных, мотивированных и осознанных действий, направленных на формирование исследовательских навыков и умений. Главные цели проектной деятельности заключаются в решении задач, требующих не только того, чтобы использовать полученные знания, но еще и приобретения новых знаний, развития творческих способностей учащихся, формирования способности самостоятельно сконструировать знания, развития критических мышлений. Проектные работы направлены на самостоятельную образовательную деятельность учащихся. Этот вид работы позволяет приобретать у учащихся навыки решения различных проблем. Учащиеся публикуют свои проекты на сайте https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/ (урок.рф), что благоприятно сказывается и на саморазвитии, на самооценке, мотивации и интересе к учебным занятиям.

Внеурочные занятия являются одной из важнейших составляющих учебно-воспитательного процесса. Это логическое продолжение и является неотъемлемым элементом системы образования.

Внеурочная деятельность является инновационной технологией, которая модернизирует условия развития школьников. Необходимо учитывать, что традиционная схема обучения «учитель-ученик – учебник» добавила новое значение — «компьютер». В сегодняшнем мире трудно представить без использования разных информационных и коммуникативных технологий внеурочную работу. Применение инновационного подхода во внеурочной деятельности помогает обогатить образовательный процесс, расширять знания учащихся по различным учебным дисциплинам и развивать творческие возможности учащихся в процессе обучения. Внедрение современных инновационных технологий в внеурочных занятиях помогает создать единую среду, ориентированную на решение разнообразных воспитательных проблем, и именно на создание высокого уровня нравственности, компетентности и конкурентоспособности граждан Донецкой Народной Республики.

Список литературы:

Закон об образовании, принят Постановлением Народного совета 19 июня 2015 года (С изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС).

Методические рекомендации по формированию плана внеурочной деятельности образовательных организаций Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03 сентября 2020 г. №1237.

Гликман И.З. Воспитатика. Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 частях. Часть II. Организация воспитательного процесса. М.: НИИ школьных технологий, 2009. 320 с. - ISBN 978-5-91447-023-1.

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе // Методические материалы. Под редакцией Воробьевой С.П. – СПб: ГБОУ Гимназия № 52, 2019 – 40 с. - ISBN978-5-9925-1351-6.

Бычкова О. Н. Современные технологии организации внеурочной деятельности в основной школе / О. Н. Бычкова. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eduportal44.ru/koiro/enpj/325_2016/3%D0%91%D1%8B%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9E.%D0%9D.pdf (16.05.2022)

Цибульская Е. В. Информационно-коммуникативные технологии как форма организации внеурочной деятельности / Е. В. Цибульская. [Электронный ресурс]. URL: https://school25.tomsk.ru/docs/obrazovanie/distantsion-obuchenie/inf-kommunikat-tekhnologii.pdf (17.05.2022)

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.