12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Польскова Наталья Юрьевна31 |
Статья на тему «Современные подходы к организации внеурочной деятельности» (5–9 классы)
Польскова Наталья Юрьевна
учитель математики
РБОУ «Школа №4 – Кадетский корпус им. А. В. Захарченко»
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье раскрываются современные подходы в организации внеурочной деятельности. Описывается использование инновационных технологий.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, государственный образовательный стандарт, направления внеурочной деятельности, интернет-технологии, информационно-коммуникационные технологии, проектная деятельность, инновации.
В современном мире ничто не стоит на месте. Это относится и к образованию, и к воспитанию детей. Одна из важнейших задач современной школы - создание полных и нужных условий, позволяющих развивать личность и сформировать активную жизненную позицию ребенка. Решение данной задачи является актуальной не только в начальных классах, поскольку становление ребенка и его формирование важны на всех этапах жизни. Одним из значимых направлений образовательной деятельности является внеклассная деятельность.
В рамках Государственного образовательного стандарта начального, основного и среднего образования в рамках внеурочной деятельности следует учитывать деятельность, реализующуюся в формах, отличающихся от классной формы, и направленную на достижение планируемых результатов овладения в результате освоения основных образовательных программ начального, основного и среднего образования личностными, предметными, метапредметными компетенциями. Внеклассная деятельность объединяет в себе все виды активной деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможны и целесообразны решения разных задач их воспитания и социализации [2, стр.1].
Если сказать иными словами, то внеурочная деятельность – это нахождение путей решений различных задач воспитания педагогами на занятиях с учащимися.
В школе воспитание не может быть временным, это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для социализации и самоопределения обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1, стр. 2].
Внеурочная деятельность рассмотрена в работах таких великих педагогов, как А. С. Макаренко, М. Монтессори, С. Л. Соловейчика, В. А. Сухомлинского, Г. И. Щукиной, С.Т. Шацкого и других.
Проанализировав данную литературу, можно прийти к такому выводу: нахождение различных методов и способов организации внеурочной деятельности не является чем-то новым, но стремление усовершенствовать их есть всегда.
Целью статьи является рассмотрение того, какие современные методы организации внеурочных мероприятий существуют.
В современном мире существует множество задач воспитания: необходимо создать условия для выполнения основных образовательных целей, привить желание обучающихся включаться в разностороннюю деятельность, сформировать чувство уверенности при социализации в обществе, воспитывать трудолюбие и патриотизм, формировать способность в преодолении разных жизненных ситуаций, прививать целеустремленность и настойчивость для достижения задуманных целей.
В Государственных образовательных стандартах общего образования Донецкой Народной Республики определены такие направления внеурочной деятельности: гражданско – патриотическое, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, социальное и общекультурное. Способы их реализации могут быть разными. Рассмотрим, как данные направления реализуются в РБОУ «Школа№4 – Кадетский корпус им. А. В. Захарченко» на факультативе «Путь к математическому Олимпу».
В основе гражданско–патриотического направления лежат основополагающие воспитательные задачи: «воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Донецкой Народной Республики, привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности и чувства патриотизма». Данное направление на факультативе реализуется через решение различных задач, которые включают в себя не только использование исторических данных, но и нахождение их. Например, составляем диаграммы в процентном отношении для отображения количества сил СССР и Германии или Антанты и Тройственного союза; вычислив выражение (124:4+348:12) ∙ 33- (345:5+97 ∙ 7), получим число 872, которое будет являться ключом к ответу – количество дней блокады Ленинграда. Важным аспектом в воспитании патриотизма является знание своего края – краеведение. Начать расширять свои познания можно с такого: вычислить площадь Кальмиусского заповедника, сняв ширину и длину с карты. Так мы и вычислим площадь, а дети проработают тему масштаб. Для проверки вычислительных навыков необходимо решить примеры, в которых ответы зашифрованы буквами. Выполнив все верно, ученики получают фамилии краеведов: Евсеев, Городцов. Таким образом с помощью игровых технологий можно вывести математический материал на метапредметный уровень, одновременно мотивируя ребенка на рассширение кругозора и его культуро-пространства
Духовно-нравственное направление базируется на привитии школьникам культурных ценностей, а также на расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности и формировании духовной культуры. В наше время мир нуждается в чутких, добрых и справедливых людях. Использование математики в этом направлении помогает воспитывать думающих, упорных, трудолюбивых и усидчивых личностей. Реализовать это направление можно, используя в работе пословицы или высказывания великих людей. С афоризмов можно начинать или заканчивать факультатив. Не обходится духовное воспитание без привития любви к своему краю, а знания старинных мер помогут лучше ориентироваться в историческо-краеведческом материале. Фактуальное пространство помогут расширить задачи: « Из Сталино в Жданов вышел странник. Он решил идти по 30 верст каждый день. На следующий день вышел второй странник, он решил идти по 35 верст в день. На какой день второй странник догонит первого?» Например, на территории Донецкого ботанического сада находится 230 т. деревьев, которые очищают 50 т пыли за год, сколько необходимо досадить деревьев, чтобы очищалось на 20 т пыли больше. В этой задаче затрагивается математика интегрируется с биологией, но и затрагиваются экологические вопросы. У учащихся формируется заботливое отношение к окружающему миру.
Спортивно-оздоровительное направление заключается в формировании личностных ориентиров и норм поведения, которые обеспечивают сохранение физического, социального и психологического здоровья, что способствует формированию познавательного и эмоционального развития учащихся. При составлении задач, связанных со здоровьем, у детей формируется бережное отношение к своему здоровью. Например: «Смертельная доза при отравлении алкоголя колеблется от 4 до 12 г на 1 кг массы. Рассчитайте минимальную и максимальную смертельную дозы алкоголя для человека весом 60 кг». Или такая: «Регулярная физическая активность увеличивает продолжительность жизни на 33%. Какая будет продолжительность жизни у человека с регулярной спортивной нагрузкой, если средняя продолжительность жизни 65 лет.» Решение задач с использованием графиков включает эмоциональную сферу. Например: «Постройте график продолжительности жизни человека, который выкуривает 0,4 пачки сигарет (20 шт), если 1 сигарета сокращает жизнь на 0,1 ч»
Общеинтеллектуальное направление направлено на развитие умственного труда, творческого мышления, интеллектуальных способностей, а также на формирование интереса к познавательной и исследовательской деятельности. При реализации данного направления можно использовать различные задачи на логику, задачи «с подвохом». Например: В маршрутке ехало 15 человек. На первой остановке вышел 1 и вошли 2 человека, на следующей — 2 вышло и 3 вошли, на следующей — 7 вышло и 4 вошли, на следующей — 1 вышел и 3 вошли, на следующей —никто не вошел, но 1 зашел. Вопрос: сколько было остановок?» Задачи с неожиданной концовкой, использование ребусов, анаграмм развивает у учащихся умственное мышление. Математические головоломки, такие как судоку, какуро, хитори развивают внимательность и устный счет. Для развития креативного мышления можно предложить такое задание: только используя одну геометрическую фигуру нарисовать рисунок.
Социальное направление направлено на воспитание чувства коллективизма, честности, стойкости и формирование потребности приносить пользу окружающим. Данное направление можно реализовать с помощью статистических данных. Например: «Проанализируйте средние показатели потребления хлеба с 2015 по 2020 г, а также отобразите свои данные в виде столбчатой диаграммы.» Такие задачи способствуют формированию обработки и сбора информации. В этом направлении можно рассмотреть составление семейного расхода бюджета или наоборот, проанализировав расходы, скорректировать бюджет на следующий месяц.
В наше время больше уделяется времени патриотическому воспитанию. Педагоги стремятся привить учащимся чувство гордости за своих предков, за их подвиги и стремление подражать им; стараются приобщить к трудовым и боевым традициям народа Донецкой Народной Республики. Но какой подход выбрать для достижения этих или других целей? Педагог имеет дело со сложнейшими, постоянно изменяющимися, имеющими бесчисленное количество связей и влияний объектами – личностями детей [3, стр. 22]. Поэтому в современном мире на помощь приходят современные информационные технологии, которые являются одним из важного условия интеллектуального, творческого и нравственного развития школьников.
Использование информационных технологий во внеурочной деятельности направлено на улучшение процесса обучения, повышение эффективности и качества данной деятельности, формирование познавательной активности для реализации идей и усовершенствование способностей к самостоятельному усвоению и углублению учащимися знаний, а также для поиска новых целей и задач.
Для достижения целей и задач во внеурочной деятельности используют такие информационные технологии.
Интернет. Интернет-технологии занимают важное место в жизни современного человека. Когда-то Интернет был средством для передачи компьютерных данных на дальние расстояния. Сейчас же Интернет стал мощным средством массовой информации. Его особенностью является интерактивное взаимодействие пользователей с информационной средой Интернет. При работе с интернет-технологиями во время внеурочной деятельности удобно использовать электронный справочник -
В наше время интернет-технологии позволяют, несмотря на территориальную удаленность, принимать участие не только в различных республиканских, но и в международных конкурсах и олимпиадах, что позволяет расширить пространство для творческих идей. Учащиеся «РБОУ – Школа №4 – Кадетский корпус им. А. В. Захарченко» на постоянной основе принимают участие в международных олимпиадах в
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Внеурочная деятельность с применением ИКТ позволяет не только разнообразить творческую деятельность учащихся, но и создает ситуацию успеха, а также влияет на положительный эмоциональный настрой. Применение мультимедийных презентаций, фильмов позволяет облегчить процесс усвоение новых знаний, а также возбуждает живой интерес к предметам и расширят кругозор.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий помогает учащимся посмотреть на компьютер не как на дорогую игрушку, а как на помощника, который помогает познавать мир, учиться, мыслить и творить. Онлайн тренажеры на сайтах
Проектная деятельность. Проектная работа - творческая работа учащихся, направленная на развитие активных, мотивированных и осознанных действий, направленных на формирование исследовательских навыков и умений. Главные цели проектной деятельности заключаются в решении задач, требующих не только того, чтобы использовать полученные знания, но еще и приобретения новых знаний, развития творческих способностей учащихся, формирования способности самостоятельно сконструировать знания, развития критических мышлений. Проектные работы направлены на самостоятельную образовательную деятельность учащихся. Этот вид работы позволяет приобретать у учащихся навыки решения различных проблем. Учащиеся публикуют свои проекты на сайте https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/ (урок.рф), что благоприятно сказывается и на саморазвитии, на самооценке, мотивации и интересе к учебным занятиям.
Внеурочные занятия являются одной из важнейших составляющих учебно-воспитательного процесса. Это логическое продолжение и является неотъемлемым элементом системы образования.
Внеурочная деятельность является инновационной технологией, которая модернизирует условия развития школьников. Необходимо учитывать, что традиционная схема обучения «учитель-ученик – учебник» добавила новое значение — «компьютер». В сегодняшнем мире трудно представить без использования разных информационных и коммуникативных технологий внеурочную работу. Применение инновационного подхода во внеурочной деятельности помогает обогатить образовательный процесс, расширять знания учащихся по различным учебным дисциплинам и развивать творческие возможности учащихся в процессе обучения. Внедрение современных инновационных технологий в внеурочных занятиях помогает создать единую среду, ориентированную на решение разнообразных воспитательных проблем, и именно на создание высокого уровня нравственности, компетентности и конкурентоспособности граждан Донецкой Народной Республики.
Список литературы:
Закон об образовании, принят Постановлением Народного совета 19 июня 2015 года (С изменениями, внесенными Законами от
Методические рекомендации по формированию плана внеурочной деятельности образовательных организаций Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03 сентября 2020 г. №1237.
Гликман И.З. Воспитатика. Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 частях. Часть II. Организация воспитательного процесса. М.: НИИ школьных технологий, 2009. 320 с. - ISBN 978-5-91447-023-1.
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе // Методические материалы. Под редакцией Воробьевой С.П. – СПб: ГБОУ Гимназия № 52, 2019 – 40 с. - ISBN978-5-9925-1351-6.
Бычкова О. Н. Современные технологии организации внеурочной деятельности в основной школе / О. Н. Бычкова. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eduportal44.ru/koiro/enpj/325_2016/3%D0%91%D1%8B%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9E.%D0%9D.pdf (16.05.2022)
Цибульская Е. В. Информационно-коммуникативные технологии как форма организации внеурочной деятельности / Е. В. Цибульская. [Электронный ресурс]. URL: