Мастер-класс на тему «Создание урока в рамках системно-деятельностного подхода» (5–11 классы)

1
0
Материал опубликован 9 February

«Создание урока в рамках системно-деятельностного подхода»

Современная общеобразовательная школа сегодня проходит очередной этап реформирования. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций ученика, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта.

Предполагается, что в число основных компетенций современного учителя входит реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе.

Три слова входят в состав этого понятия.

Система – деятельность - подход?

• Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство

• Деятельность - человеческая форма активного отношения к окружающему миру.

• Подход - совокупность приёмов и способов в воздействии на кого (что) либо или в изучении чего-либо для получения определенного результата

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения и этому в полной мере способствует системно – деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Далее стоит напомнить, что Системно-деятельностный подход базируется на следующих принципах: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества.

Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, что способствует активному успешному формированию его общекультурных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование учениками обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование ученикамми способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учениками собственного опыта творческой деятельности.

Вашему вниманию я хотела бы представить апробированные формы работы. Нельзя сказать, что они абсолютно новые. Многие из них хорошо известны и широко используются учителями. При этом они соответствуют основным принципам системно-деятельностного подхода и способствуют формированию личностных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Кроме того использование данных приемов позволяет сконцентрировать усилия на формировании самой сложной категории УУД – регулятивных, которая включает в себя целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка.

Практическая направленность моего выступления будет связана со страноведческим аспектом изучения английского языка.

На начальном этапе урока учитель может не просто объявить тему занятия, а использовать такой прием как отсроченная отгадка. Прием направлен на активизацию мыслительной деятельности на уроке. Формирует умение анализировать и сопоставлять факты, умение определять противоречие, умение находить решение, используя имеющиеся ресурсы. В начале урока учитель дает интересный факт или загадку, ответ на которую будет найден в ходе урока.

Для начала я предлагаю Вашему вниманию следующую запись, сделанную в регистрационной книге одного из отелей мира:

«Впервые за всю историю человеческой цивилизации принцесса поднялась на дерево, а спустилась с него королевой».

Можете ли вы закончить эту фразу и сказать где и при каких обстоятельствах она появилась?

21 апреля 1926 г. Родилась Елизавета II, королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, которая 70 лет правила в Великобритании. Так долго на троне не находился ни один монарх. За эти годы и мир, и сама Великобритания изменились до неузнаваемости.

Результатом работы на данном уроке должен стать паспорт этой личности, в который мы будем вносить необходимые записи.


 

Для актуализации знаний можно использовать следующие приемы:

-вопросительные слова составив подобную таблицу (вы можете увидеть ее на слайде)учитель побуждает учеников к составлению вопросов по определенной теме. Необходимо обратить внимание учеников на те вопросы, ответы на которые они затрудняются дать.

И продолжая тему планирования урока, на слайде таблица для составления вопросов. Ученикам необходимо задать вопросы, используя опорную таблицу. Ответить на них мы попробуем вместе.

В ходе изучения нового материала эффективны следующие приемы:

- конструктор «Событие» (служит для разработки заданий двух типов: узнать возможные следствия по заданной причине и узнать возможные причины по заданному следствию).

На слайде вы видите пример такого задания.

 

А мы продолжаем использовать различные приёмы для планирования урока страноведения и ребятам предлагается поговорить о том, как Елизавета II стала королевой. На слайде фрагмент генеалогического древа Елизаветы. Ребята анализируют его и заполняют таблицу о том, как Елизавета II стала королевой.

 

Если король умирает, то престол переходит к старшему сыну.

Если Эдуард 8 не стал королем, то престол перешел его брату Альберту.

Если у Георга 6 не было сыновей, то наследником был назначен его брат Генри.

Если Генри отказался от престола, то престол перешел к Елизавете после смерти ее отца.

 

Прием «Связи» (формирует умение находить взаимосвязь между объектами. Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, как вариант, объекты выбираются случайным образом. Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними)

В соответствии с британским конституционным принципом  британский монарх является составной частью Парламента Парламент имеет двухпалатную структуру и включает в себя верхнюю палату, называемую палата лордов, и нижнюю палату, называемую палата общин.

 

Приём «Зигзаг» ( учит анализировать текст совместно с другими учащимися, а также доступно излагать информацию. Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Текст разбивается на отрывки для взаимообучения)

А мы возвращаемся к теме страноведения

Каждой группе учеников на уроке предлагается текст по определенной тематике.

1 группа будет изучать жизнь королевы до ее восхождения на престол, т.е. ее детские годы.

2 группа будет работать с текстом, посвященным семье Елизаветы II.

3 группа познакомится с увлечениями королевы

 

Следующий прием на данном этапе урока может быть толстый и тонкий вопрос (приём из технологии критического мышления. Используется в организации взаимоопроса. Формирует умение формулировать вопросы, соотносить понятия. Толстый вопрос предполагает развернутый ответ, в то время как на тонкий вопрос необходимо дать односложный ответ)

А на уроке ребятам , изучив предложенный материал, необходимо будет заполнить необходимые графы паспорта и подготовить 1 тонкий и 2 толстых вопроса по указанной тематике.

 

Для достижения результата на этапе рефлексии можно использовать такие приемы как:

- Синквейн (это стихотворение из пяти строк, в котором нужно выразить свое отношение к проблеме, которая изучалась на уроке)

На слайде вы видите стихотворение по нашей теме.

 

Здесь же можно напомнить и о других приемах на данном этапе урока

- Телеграмма (этот прием позволяет учителю оценить насколько верно учащиеся поняли смысл учебного материала. Этот прием позволяет экономить учебное время, что тоже немаловажно в процессе обучения. Учащимся необходимо кратко написать самое важное с урока в нескольких словах. Количество слов учитель задает сам. Рекомендуется двигаться от большего к меньшему)

 

«Шесть шляп» этот прием формирует умение осмысливать свой опыт, а также давать оценку. Цвет каждой шляпы соответствует определенному эмоциональному состоянию ученика.

 

Итак, вернемся к записи в регистрационной книге, о которой я говорила в начале своего выступления. Какие пояснения мы можем дать?

Причиной записи стала смерть короля Георга 6 (отца Елизаветы) 6 февраля 1952 года. Она была сделана 7 февраля в книге отеля в Кении. Этот отель был эксклюзивным и располагался на дереве. А во многих странах мира на первых полосах газет появились заголовки «Король умер. Да здравствует королева».

По итогам данного урока паспорт личности должен выглядеть примерно так.

Спасибо за внимание!

В возрасте 73 лет королем стал Чарльз, сын Елизаветы 2. Новоиспеченный король Чарльз (или, если следовать традиции наименования королей, то, наверное, все-таки король Карл III) провел в очереди на престол семь десятилетий — это самое долгое ожидание в истории британской монархии.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации