12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Андреева Елена Перфильевна201
Россия, Псковская обл., Чихачёво

Спасибо вам за всё, отцы и деды.

Классный час к дню Победы.

Цель: воспитание патриотических чувств у обучающихся, формирование гордости и сопричастности к истории нашей Родины, развитие художественно-эстетического вкуса.

Задачи

1. Развить у обучающихся чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества. 

2. Способствовать развитию творческих способностей обучающихся.

3. Усовершенствовать развитие коммуникативных умений, навыков художественного чтения наизусть.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Участники внеклассного мероприятия: обучающиеся 9 -11 класса.

Общие методические указания:

Проведение классного часа приурочено к празднованию 9 мая. Заранее даются задания отдельной группе учащихся:

Задание 1. Подготовить инсценировку.

Задание 2. Заучивание стихотворений наизусть.

Задание 3. Приглашение ветеранов ВОВ и тружеников тыла.

 

Место проведения: актовый зал

Оформление помещения:

Плакаты.

Оборудование: компьютер, фонограммы Левитана, минусовки песен.

Ведущие – 2 человека.

Инсценировка «Виной тому стала война!» - девушка, крестьянка, рабочий, крестьянин, ребёнок.

Инсценировка «Ох, и уморилась я, бабоньки»

Вступительное слово учителя.

Сегодня я предлагаю Вам задуматься над тем, что такое человеческая память? Подумайте и через минуту продолжите предложение: «Память - это…». Понятие память можно трактовать по-разному, смотря с какой точки зрения на него смотреть. Историческая память - это то, без чего не может быть человека нравственного, что делает человека гражданином. Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. 

Есть память, которой не будет конца, хотя прошло уже больше чем полвека.

Звучит мелодия песни В.Соловьёва – Седова «Где же вы теперь, друзья – однополчане?»

1 ведущий.

Мы здесь не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжёт в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.
он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад,
И имя есть у этого героя —
Великой Армии простой солдат
.

М.Исаковский

Голос Левитана – От Советского Информбюро: «8 мая 1945 года в Берлине был подписан Акт о капитуляции Германии. Великая Отечественная война, которую вёл советский народ против фашистских захватчиков, победоносно завершилась».

2 ведущий – Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял, победил…

1.Тем, кто согревался дыханием в стужу блокадных ночей…

2. Тем, кто вознёсся в небо с дымом бухенвальдских печей…

1.Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень ко дну…

2. Тем, кто ушёл в бессмертие и победил; мужеству, стойкости, доблести, светлой памяти павших героев, всем ветеранам Великой Отечественной войны, посвящается!

Гаснет свет. В полной темноте выходят участники представления, их выход сопровождается фонограммой колокольного звона. Они стоят спиной к зрителям, оставаясь невидимыми. Начиная говорить свой текст, поочерёдно разворачиваются, держа в руках зажжённые свечи, фигуры их высвечиваются прожектором. В образах рабочего, крестьянки и крестьянина, солдата, девушки и ребёнка они начинают рассказ о войне.

Девушка – Я хотела жить, учиться, ещё чуть-чуть и я стала бы доктором…

Крестьянка – В нашем селе не было учительницы начальных классов, и я мечтала ею стать…

Рабочий – Я готовился стать отцом. «Будет сын», - говорил я Светлане, а она смеялась и отвечала: «Ага, сын с косичками»…

Крестьянин – Я дом строил. Свой, добротный, бревенчатый, с узорчатыми ставнями, с окнами на реку…

Ребёнок – Мама обещала меня сводить в цирк. Я очень хотел посмотреть на дрессированных медведей…

Девушка – Мы, погибшие на полях сражений…

Крестьянин – Мы, замученные в концлагерях…

Крестьянка – Мы, погибшие в оккупации…

Ребёнок – Мы, умершие от голода…

Рабочий – Недоучились и не достроили. Так и не услышали долгожданных слов: «Мама, папа». Виной тому стала… ВОЙНА!

Звучит фонограмма объявления о начале войны.

Звучит песня на стихи В.Лебедева-Кумача «Священная война».

Ребята уходят, переодеваются в форму.

1.Тогда мы были уверены, что война эта ненадолго. И если бы нам тогда кто-нибудь сказал, что продлится она 1418 дней, мы бы его подняли на смех! Мы были уверены, что наше государство готово было к этому испытанию. А пока…

2. По железной дороге катились и катились эшелоны с войсками и военной техникой на запад, навстречу им – с ранеными. Сводки Совинформ не были утешительными…

Дети исполняют песню Б.Окуджавы «До свидания, мальчики»

Выходят ребята в форме. Читают стихотворение «Война» Р.Рождественского.

1..Было училище. Форма - на вырост
Стрельбы с утра. Строевая – зазря.
Полугодичный ускоренный выпуск.
И на петлице два кубаря.
Шел эшелон по протяжной России,
Шел на войну сквозь мельканье берез
«Мы разобьем их!», Мы их осилим!»,
«Мы им докажем!» - гудел паровоз.

2.Станции – как новгородское вече.
Мир, где клокочет людская беда.
Шел эшелон. А навстречу, навстречу –
лишь санитарные поезда.
В глотку не лезла горячая каша.
Полночь была, как курок , взведена…
«Мы разобьем их!», «Мы им докажем!»,
«Мы их осилим!» – шептал лейтенант.

3.В тамбуре, маясь на стрелках гремящих,
весь продуваемый сквозняком,
он по дороге взрослел – этот мальчик –
тонкая шея, уши торчком…
Только во сне, оккупировав полку
в осатанелом табачном дыму,
Он забывал обо всем ненадолго.
И улыбался. Снилось ему
Что-то распахнутое и голубое
Небо, а может, морская волна…
“Танки!”

И сразу истошное:

«К бою-у!»
Так они встретились:

Он и Война.
 

4…Воздух наполнился громом, гуденьем.
Мир был изломан, был искажен.
Это казалось ошибкой, виденьем,
странным чудовищным миражом.
Только виденье не проходило:
следом за танками у моста
пыльные парни в серых мундирах
шли и стреляли от живота.

5.Дыбились шпалы! Насыпь качалась!
Кроме пожара, Не видно ни зги!
Будто бы это планета кончалась
там, где сейчас наступали враги.
Будто ее становилось все меньше!..
Ёжась от близких разрывов гранат, -
черный, растерянный, онемевший –
в жестком кювете лежал лейтенант.
Мальчик лежал посредине России,
Всех ее пашен, дорог и осин…
Что же ты, взводный?! «Докажем!..», «Осилим!…»
Вот он - Фашист. Докажи И осиль.

6.Вот он – фашист! Оголтело и мощно
воет его знаменитая сталь.
Знаю, Что это почти невозможно.
Знаю, что страшно. И все-таки встань!
Встань, лейтенант! Слышишь, просят об этом,
вновь возникая из небытия
дом твой, завьюженный солнечным светом,
Город, Отечество, Мама твоя…

7.Встань, лейтенант! Заклинают просторы,
птицы и звери, снега и цветы.
Нежная просит девчонка, с которой
так и не смог познакомиться ты.
Просит далекая средняя школа,
ставшая госпиталем с сентября.
Встань! Чемпионы двора по футболу
просят тебя – своего вратаря.
Просит высокая звездная россыпь,
горы, излучина каждой реки.
Маршал приказывает и просит:
«Встань, лейтенант! Постарайся! Смоги…»
 

8.Глядя значительно и сурово,
Вместе с землею и морем скорбя
просит об этом крейсер «Аврора».
Тельман об этом просит тебя.
Просят деревни, пропахшие гарью.
Солнце как колокол в небе гудит!
Просит из будущего Гагарин.
Ты не поднимешься – он не взлетит.
 

9.Просят твои не рожденные дети.

Просит история!..

И тогда
встал лейтенант.

И шагнул по планете,
выкрикнув не по уставу: “Айда!”
Встал и пошел на врага, как вслепую.
(Сразу же сделалась влажной спина)
Встал лейтенант!… И наткнулся на пулю
Тупую и твердую, словно стена

10.Вздрогнул он, будто от зимнего ветра.
Падал он медленно, как нараспев.
Падал он долго… Упал он мгновенно…
Он даже выстрелить не успел!
И для него наступила сплошная
и бесконечная тишина…
Чем этот бой завершился – не знаю.
Знаю, чем кончилась эта война!
Ждет он меня за чертой неизбежной
Он мне мерещится ночью и днем –
худенький мальчик, всего-то успевший
встать под огнем и шагнуть под огнем...

Дети исполняют песню Ю.Антонова «Снегири»

Классный руководитель –

В то время, как фронт жил мыслью скорее изгнать фашистов с родной земли, тыл руководствовался государственным лозунгом «Все для фронта» и незатихающей мыслью «На фронте еще труднее». Страна жила под государственным лозунгом «Все для фронта!» А этим бессонным фронтам много было нужно: вооружение, боеприпасы, медикаменты, одежда, продукты питания. С нечеловеческим напряжением работала страна. На авиационных, танковых и прочих оборонных заводах работали, конечно, и мужчины, специалисты, которым была дана броня. Но большинство мужчин города, а особенно деревни, заменили их жены, сестры, дочери. Они пускали поточные линии в тяжелейших условиях эвакуации с колес, в дожди, лютую стужу. В рекордные сроки осваивали выпуск техники и вооружения новых типов и марок. Наша Армия получала боевые машины, по основным параметрам превосходящие системы врага.

(Экран гаснет. На сцене группа женщин, они спешно обедают.)

1 ЖЕНЩИНА: Ох, и уморилась я, бабоньки! Ног не чувствую! (Снимает обувь).
2 ЖЕНЩИНА: Да уж, поизносились мы, девоньки, за 4 года. Мужики придут и не узнают. Скажут: «Куда ж наши бабы подевались?» (Смеется).
3 ЖЕНЩИНА: Да уж пусть только вернутся, мы их сами найдем. (Подмигивает). Небось, особые приметы каждый своего знает, а? (Общий хохот).
4 ЖЕНЩИНА: Ну ты, Любка, даешь! (Тревожно). Бабы, а что если немец опять заворотит?
1 ЖЕНЩИНА: Не допустим! Мне этого на всю жизнь хватит. Всю жизнь буду помнить и ле¬созаготовки, и рудники, и облигации.
2 ЖЕНЩИНА (соглашаясь): Да уж, тебе-то досталось, не пропустила ни одной лесозаготовки. А помните, как последнюю картошку весной возили продавать, только б рассчитаться, на что подписались.
3 ЖЕНЩИНА: И все же мужикам нашим труднее. Они каждый день в бой идут, под огонь, а мы что?
4 ЖЕНЩИНА: А что мы? Да мы немца окаянного хлебом бьем! Вот наши пушки! (Показывает на хлеб). Вот посчитай, Люба, сколько наша бригада немцев свалила. Я думаю, десяток-то свалили мы их?!
1 ЖЕНЩИНА: Что там десяток, мы их тыщу свалили.
2 ЖЕНЩИНА: Правильно! Вот они, наши «Катюши»! (Показывает на руки).
1.ЖЕНЩИНА: Бабоньки вы мои родные, мы все сделали, мы подчистую рассчитались с государством, все свои планы перевыполнили, но нужно будет — мы от своего каравая ломоть отрежем, только бы гниду эту навек истребить! (Встает). Ну что, отдохнули? Тогда подъем. Словами немца-то не добьешь, он этого не понимает. (Ко второй). Твои, Катерина, где завтра? На люцерне?
2 ЖЕНЩИНА: И на люцерне, и на картошке, и на свекле. (Радостно). На всех фронтах наступаем.

Одной из девушек приносят похоронку. Она плачет. Подруги обнимают её, пытаются утешить. Читают стихотворение Б.Окуджавы «Вдова»

1 девушка

Он не писал с передовой,

она — совсем подросток —

звалась соломенной вдовой;

сперва — соломенной вдовой,

потом — вдовою просто.

Под скрип сапог, под стук колес

война ее водила,

и было как-то не до слез,

не до раздумий было.

2 девушка

Лежит в шкатулке медальон

убитого солдата.

Давно в гражданке батальон,

где он служил когда-то.

Но так устроено уже:

не сохнет лист весенний,

не верят вдовы в смерть мужей

и ждут их возвращенья.

3 девушка

Не то чтоб в даль дорог глядят

с надеждою на чудо,

что, мол, вернется он назад,

что вот придет домой солдат

неведомо откуда.

А просто, бед приняв сполна,

их взгляду нет границы,

и в нем такая глубина,

что голова кружится.

Как будто им глаза даны,

чтобы глазами теми

всем не вернувшимся с войны

глядеть на мир весенний.

Выходят ребята в форме

1. Слушайте!

Распахните глаза.

Слушайте до конца.

Это мы

говорим,

мертвые.

Стучимся

в ваши

сердца...

Не пугайтесь!

Однажды

мы вас потревожим во сне.

Над полями

свои голоса пронесем в тишине.

Мы забыли,

как пахнут цветы.

Как шумят тополя.

Мы и землю

забыли.

Какой она стала,

земля?

Мы забыли траву.

Мы забыли деревья давно.

Нам

шагать по земле

не дано.

Никогда не дано!

2. Память, память за собою позови
В те далекие, промчавшиеся дни
Ты друзей моих ушедших оживи,
А друзьям живущим молодость продли!
Память, память, ты же можешь ты должна
На мгновенье эти стрелки повернуть...
Я хочу не просто вспомнить имена
Я хочу в своим друзьям в глаза взглянуть...
Посмотреть в глаза - и глаз не отвести,
Уставать шагать - и снова уставать,
Дай мне волю до конца тебя нести,
Дай мне силы ничего не забывать!

Классный руководитель –

Им так не хотелось умирать. Для них война была первым грозным испытанием. Они увидели жизнь не в ее стройном развитии, но в напряжении всех страстей, в обнаженности добра и зла, благородства и низости. Нелегко перейти из родительского дома в дзот, вместо школы - оказаться в окопе. Но молодежь нашей страны выдержала испытание…Они ушли на войну молодыми, так и не состарились и обрели бессмертие.

  Они, наши защитники, всматриваются в нас с вами из своего кровью и дымом пропахшего далека: какие мы? Не погрязли ли в беспамятстве?   Не  живем ли с обрубленными корнями?  Помним ли мы?  Помним. Они среди нас! В наших душах и сердцах! 

3.

Глянь на живых

 Пока они живые…

 Запомни шрамы их и седины.

 Их мужество в те годы грозовые

 Спасло от рабства вольную страну

 Глянь на живых.

 Они ведь смерть встречали.

 И смерть поныне снится им порой.

 Они грустят.

 Они скорбят ночами

 О тех друзьях, что спят в земле сырой…

 И помни ты, живой и невредимый

 Довольный положеньем и судьбой,

 Что мы до той поры

 Непобедимы,

 Покамест память павшего с тобой!

Дети исполняют песню «Вспомните, ребята» В.Берковского.

9 Мая - святой день для тех, кто помнит годы войны. Это повод для встреч, которых, к сожалению, бывает так мало в повседневной жизни с ее заботами и проблемами.

И мы всегда рады видеть вас. Хотелось бы еще много- много лет иметь возможность готовить концерты для тех, кто боролся за мирную жизнь и победил в этой борьбе.

Пусть этот праздник еще долгие годы будет добрым поводом собираться вместе. Исполняется добрая песня.

Классный руководитель - Дорогие ветераны и участники Великой Отечественной войны! От имени тех, кто имеет возможность жить в мирное время, мы говорим сердечное спасибо и низкий вам поклон! (дети поздравляют гостей).

 

Ресурсы:

Использованы стихи:

«Мы здесь с тобой не потому, что дата…» М.Исаковский

«Война» Р.Рождественский

«Вдова» Б.Окуджава

«Реквием» (отрывок) Р.Рождественский

«Память» Р.Рождественский

«Глянь на живых» П.Крученюк

 

Интернет-ресурсы:

http://www.9maya.ru/2012/04/14/scenariy-klassnogo-chasa-k-9-maya-na-temu-pamyat-serdca.html

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/04/literaturnaya-gostinaya-poklonimsya-velikim-tem-godam

http://rupoem.ru/okudzhava/ax-vojna-chto.aspx

http://www.askbooka.ru/stihi/robert-rozhdestvenskii/voina.html

http://www.miroslava-folk.ru/victory_day_8

http://www.bards.ru/archives/part.php?id=39719

http://rupoem.ru/rozhdestvenskij/vechnaya-slava-geroyam.aspx

http://sovmusic.ru/text.php?fname=pamyat3

http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2015/02/25/stsenariy-prazdnika-ko-dnyu-zashchitnika-otechestva

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/12/24/literaturno-muzykalnaya-gostinnaya-a-mozhet-ne-bylo-voyny

http://kladraz.ru/prazdniki/9-maja-den-pobedy/klasnyi-chas-na-9-maja-den-pobedy-10-klas.html

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.