Спектакль — результат коллективного творчества
«Сила театра в том, что он коллективный художник, соединяющий в одно гармоническое целое творческую работу поэтов, артистов, режиссеров, музыкантов, танцоров, статистов, декораторов, электротехников, костюмеров и прочих деятелей сцены.
Это большая, сплоченная и хорошо вооруженная армия воздействует одновременно, общим дружным натиском»
К.С. Станиславский
Воспитанный театром человек вырастает душевно более тонким, чутким к искусству, природе, переживаниям других людей. Средставами театральной педагогики формируется творческая личность ребёнка. Развитие творческих способностей необходимо не только людям искусства, а и представителям любой другой профессии. Через любимую деятельность детей-игру-можно помочь ребенку сформироваться интересной и неординарной личностью.
Воспитанный театром человек вырастает душевно более тонким, чутким к искусству, природе, переживаниям других людей. Средствами театральной педагогики формируется творческая личность ребёнка. Развитие творческих способностей необходимо не только людям искусства, а и представителям любой другой профессии. Через любимую деятельность детей игру можно помочь ребенку сформироваться интересной и неординарной личностью.
В нашем лицее – интернате театральный кружок «Волшебный сундучок» существует уже несколько лет. Занятия в нашем театральном кружке, в большей степени – это работа по созданию коллективного произведения, праздничного концерта, игровой программы или спектакля!
Уникальность коллектива состоит в том, что он объединяет детей и подростков общей деятельностью, учит чуткости по отношению к товарищам. Воспитывает чувство коллектива и ответственности перед ним. Театральная деятельность погружает детей в мир фантазии и воображения. Она способствует сближению детей, раскрытию их внутреннего мира, развивает образное мышление, приближает их к знаниям не только через разум, а и через чувства, эмоции. Выполняя простейшие, доступные им задания, развивающие индивидуальные способности, а потом участвуя в более сложных играх- импровизациях, ученики соотносят свои действия с действиями партнёров, ищут новые средства самовыражения. И всё это достигается через игру. Игры обеспечивают мотивацию познания себя, товарищей и окружающего мира, незаметно формируют у детей необходимые навыки и умения. Театр-это игра, которую с удовольствием могут разделить взрослые и дети. Театр закладывает в ребёнке любовь к чтению, наблюдению и творчеству. Это одно из лучших подспорий в воспитании нравственности. На театральном отделении ребята знакомятся с историей театрального искусства, постигают основы актерского мастерства, осваивают язык пластики, танца, сценического движения. Особое место занимают занятия по сценической речи и художественному слову. Театр-синтетический вид искусства, следовательно, предполагается пробуждение интереса ко всем его видам. Теоретическое освоение понятий и приёмов чередуется с творческим воплощением. Курс театральных уроков ориентирован на игру, импровизацию, работу над словом и образом изображаемого героя, предмета, явления. Уроки призваны расширить имеющийся у учащихся опыт общения, видения окружающего мира. Задачи ученика- уметь передать свои впечатления в конкретике действий своих героев. Воображение, память, внимание, фантазия- составные части театральных уроков. Театральное искусство-это искусство, творящееся каждый раз заново.
Спектакль – результат коллективного творчества (именно так и звучит моя тема по самообразованию), не всегда наши ожидания оправдывают этот самый результат, на это есть много различных причин. И сегодня я хотела бы немного прикоснуться к данной проблеме.
В прошлом учебном году со средней группой (учениками 4-5 классов) 1 год обучения, мы работали над созданием спектакля «Кошка Маруся и цирк», премьерный показ которого состоялся на родительском общешкольном собрании в апреле 2018 года. При работе с данной постановкой я столкнулась с некоторыми проблемами, которые мешают коллективу плодотворно работать и сотворить качественный материал.
Казалось бы, нет ничего проще – взяли пьесу, распределили роли – и репетируйте, через полтора– два месяца готов спектакль! Но вот тут как раз и могут начаться проблемы:
1. Разный уровень творческого потенциала детей. Двери в театральный коллектив нашего лицея – интерната открыты для всех желающих. Нет никакого кастинга или отбора самых талантливых – принимаются все. Дети приходят по-разному и разные. Есть категория приглашённых, то есть те, кого приглашаю сама, но не обязательно это суперталанты, и их уже не надо развивать. Многие присоединяются с кем-то за компанию – пришли посмотреть на репетицию и… остались.
Вот один из примеров – Клюева Ксюша, ученица 6 класса, пришла ко мне в прошлом году за компанию и осталась. Память – на среднем уровне, такой зажатости и скованности в жизни не встречала. И мы начали работать, Ксюша получила роль в спектакле, играла Белочку (у меня в коллективе все дети задействованы в спектаклях, все работают на результат, иначе просто пропадет интерес к театру и к творчеству), нам всем было очень трудно…. Времени на репетиции уходило очень много, а результат не приближался, часов для индивидуальной работы, у меня, к сожалению, нет, приходилось работать с Ксюшей на групповых занятиях чуть больше, чем с остальными, а всем студийцам выполнять другие задания, что детям не очень нравилось…. Очень медленно, но мы пришли к результату. Да, белочка получилась не очень пластичная, немного медлительная, иногда забывала текст, но она получилась, и это наша общая гордость!
Другая сторона медали той же проблемы. Другой пример – Ляпченко Полина, тот же самый 6 класс, но девочка очень развитая, талантливая, поет, танцует, давалось ей все очень легко, текст запоминала на лету. Ей хотелось сделать все и сразу….. К финалу нашей работы над спектаклем Полина просто – напросто «перегорела». Ей стало скучно работать, проходить одни и те же сцены снова и снова, так не всем давались они легко. Я старалась давать Полине дополнительные задания, увлекать ее в творческий процесс, старалась балансировать между разным уровнем творческого развития каждого ребенка, не могу сказать, что у меня это всегда получалось на отлично! Но я пыталась.
Спектакль в итоге у нас получился, первый блин комом не был, девочки до сих пор занимаются в коллективе. Я очень рада тому, что одна не разочаровалась во мне, а другая не разочаровалась в себе. Занятия театром очень важный этап в жизни ребят – это преодоления себя, своих комплексов, познание своих возможностей, самовоспитание.
2. еще одна проблема, которая влияет именно на создание спектакля – это то, что дети хотят заниматься везде, во многих кружках, записываются на театр, на хор, в танцевальный кружок, и это очень хорошо, актеры получают разностороннее развитие. Но не всегда удается подстраиваться по расписанию, и те дети, которые хотят заниматься в нескольких кружках одновременно, вынуждены страдать, меньше времени проводят на репетициях, качество исполнения ухудшается. Но я не могу ставить ребенка перед выбором. Поэтому спектакль готовим теми силами, которые у нас есть, и которых иногда нам так не хватает!
3. самая важная проблема, с которой я пока не научилась справляться, которая мешает плодотворной работе над спектаклем – это звездная болезнь. Успешный показ спектакля порождает завышенную самооценку, в коллективе становится работать трудно, дети (обычно это бывает после первого успеха) начинают пропускать занятия, считают, что они итак все знают и все умеют, не терпят критики в свой адрес, не прислушиваются к советам педагога. Пытаюсь бороться разными способами: убираю с главных ролей, заставляю, ищу ко всем индивидуальный подход.
Спектакль –результат коллективного творчества. Повторюсь. Самое главное для меня это - добрая атмосфера в коллективе, доверительное отношение друг к другу, уважение. Только после этого работать над спектаклем будет легко и интересно. Мы много с ребятами общаемся, они рассказывают мне про родителей, друзей, о каких-то проблемах, это нас сближает. Для детей в любом возрасте особенно нужен человек, готовый их оценить и поверить в них. Я стараюсь быть для каждого ребенка таким человеком.