12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья79

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Уренская коррекционная школа-интернат»


Утверждено приказом

директора школы

81 от 31.08.2023 г.










СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

(учебные предметы: музыка и движение, коррекционно-развивающие курсы: альтернативная коммуникация, сенсорное развитие, предметно-практические действия, двигательное развитие)


Класс: 1

Учитель: Смирнова Наталья Николаевна


Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) на

обучающегося 1 класса Ильи О.

Срок реализации: 1 год (2023-2024 учебный год)














Урень,2023

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА



СТРУКТУРА СИПР

1. Общие сведения о ребёнке.

2. Психолого-педагогическая характеристика.

3. Индивидуальный учебный план.

4. Содержание образования.

4.1. Базовые учебные действия.

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

4.3. Нравственное воспитание.

4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

4.5. Внеурочная деятельность.

5. Условия реализации потребности в уходе и в присмотре.

6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

7. Программа сотрудничества с семьей.

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.



Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с ТМНР, с учетом его особых образовательных потребностей в1 классе ГКОУ «Уренская коррекционная школа-интернат».

Общие сведения о ребенке.

ФИО ребенка: Х

Возраст ребенка: Х

Место жительства: Х

Мать: Х

Отец: Х

Год обучения в ГКОУ «Уренская коррекционная школа-интернат»: 1

Ступень обучения: 1

Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с тяжелыми интеллектуальными нарушениями (вариант 2), индивидуальное обучение на дому.

Илья воспитывается в полной семье. Семья проживает в многоквартирном деревянном доме без удобств. Мальчик является инвалидом детства (ДЦП, поза «лягушки»), не разговаривает, постоянно находится в лежачем состоянии. Родители доброжелательно относится к ребенку, однако в приоритет ставит физическое самочувствие и стремится не перегружать во избежание ухудшения состояния.

Ребёнок всегда одет чисто.

Психолого- педагогическая характеристика.

Из заключения психолго – педагогической комиссии :.Учитывая тотальное недоразвитие познавательных функций, недоразвитие всех языковых средств, системное фонетико – фонематическое и лексико – грамматическое недоразвитие речи, тотальное нарушение познавательной деятельности, обучающийся с ОВЗ нуждается в создании специальных условий получения образования.

Выводы:

- эмоциональное состояние неустойчивое;

- невербальные и вербальные средства общения сформированы на низком уровне;

- мелкая моторика развита слабо;

- сенсорные эталоны развиты слабо;

- интерес к учебной деятельности слабый;

- познавательные процессы сформированы недостаточно.

Обоснование выбора данной программы

             Среди детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития (далее ТМНР) значительное количество неговорящих детей. Это предъявляет особые требования к учителю, организации самого процесса обучения и коммуникативной деятельности.

             Каждая из образовательных областей в «Программе» основана на понимании того, что дети этой группы обучаемы, то есть способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.

           Однако даже при специальном обучении у них отмечается более позднее появление лепета и первых слогов, задержка проявления дифференцированной эмоциональной реакции, слабый интерес к окружающим объектам и игре, неадекватное поведение. Речь таких учащихся формируется крайне медленно и ограниченно, ее понимание даже на бытовом уровне в вербальной форме крайне затруднено.

          Речевые нарушения носят системный характер и распространяются на все ее функции — коммуникативную, познавательную, регулирующую.  Для этих учащихся характерны ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличие в нем своеобразных «пустот» и пробелов, чрезвычайная скудость представлений, несформированность способов восприятия, социальная незрелость.

Кроме того, отсутствие коррекционной помощи приводит к чрезвычайному ограничению зоны ближайшего развития этих детей и подростков. Длительная невостребованность их потенциальных способностей в сочетании с отсутствием помощи взрослого в развертывании своей собственной программы развития приводят к тому, что фактически все формы активности находятся у них в обедненном, а нередко в редуцированном виде.

В работе с неговорящими детьми вербальные средства передачи информации малоэффективны, а зачастую не возможны, поэтому необходимость в создании специальных адаптивных программ для этой категории детей является на сегодняшний день актуальным.

В данной программе в качестве основного средства взаимодействия осуществляющейся на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью является невербальная коммуникация.

Система коммуникации включает различные средства: слово, жест, фотография, картинка, символ. Ребенок сам выбирает то, или иное средство общения в определенной ситуации. Также учитывается, что альтернативные средства общения (жестовый язык, пиктограммы, символы) не могут полностью заменить речь, поэтому жест постоянно подкрепляется словом.        

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован выбор  данной образовательной программы, которая  больше соответствует тому содержанию, которое предлагается для изучения детьми с ТМНР.

«Программой» определены средства обучения, предметно-развивающая среда, формы взаимодействия со взрослыми участниками образовательного процесса, содержание образовательного процесса в соответствии с общим и национально-региональным компонентом образования детей с ограниченными возможностями здоровья.


Цель программы: максимальное включе­ние обучающегося в образовательный процессе, в формирование доступных для него видов деятельности (предметно-практической, иг­ровой, элементарной учебной, общения, трудовой).

Личностные результаты:

Осознание себя в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как

«Я»;

Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;

Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе

представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;

Владение правилами поведения в учебной ситуации;

Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;

Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание

чувствам других;

Владение навыками сотрудничества с взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;

Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;

Владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания

образования.

Условия выполнения программы.

По обозначенному во ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметно - развивающей среды, оборудование, программы учебных предметов, содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями учащегося. Учитывается потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и смысловой организации образовательной среды.

Умственная отсталость обучающегося осложнена органическим поражением речевого аппарата, поэтому для него написана специальная программа развития.

Данная программа реализуется с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Программа предусматривает коррекционно - развивающие занятия, направленные на развитие когнитивной сферы, эмоционально- волевой сферы и личности. В занятия по предметам учебного плана включены специальные игры и упражнения, которые дополняют основное содержание программы. Учет типологических особенностей с позиции специальной психологии и педагогики позволяет решать задачи организации условий обучения и воспитания учащегося.

В ходе обучения применяются коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие технологии. Усвоение материала обеспечивается методами и приемами социально- психологического обучения с использованием большого количества наглядности.

Приоритетное содержание обучения и воспитания на следующий учебный год –это предметы:

Музыка и движение

коррекционные курсы:

Альтернативная коммуникация

Сенсорное развитие.

Предметно-практические действия.

Двигательное развитие.

Индивидуальный учебный план.

Предметная область

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Количество

часов в год

Учебный предмет


1

Музыка и движение

2

66

Коррекционные курсы


1

Сенсорное развитие

2

66

2

Предметно – практические действия

1

33

3

Двигательное развитие

1

33

4

Альтернативная коммуникация

2

66

Итого


8ч.

268ч.



Индивидуальный план составлен с учетом психофизического развития Ильи О. Программа рассчитана на один год обучения. Объем недельной нагрузки ученика начальной школы, обучающегося индивидуально - 8 часов. Режим обучения строится в соответствии с расписанием - 3 раза в неделю, продолжительность урока- 40 минут, между уроками предусмотрены перемены. Урок может быть сокращен из-за обострения реактивного состояния ребенка.

Соблюдается охранительный режим дня. На занятиях происходит смена видов деятельности с целью предупреждения утомления ребенка.



Расписание уроков обучающегося Дмитрия М.

День недели

урока

Время

проведения

Наименование предмета

Количество часов



Понедельник

1.

12.00 – 11.40

Сенсорное развитие

1

2.

11.50 – 12.30

Альтернативная коммуникация

1

3.

12.40 – 13.20

Музыка и движение

1



Вторник

1.

13.00 – 13.40

Двигательное развитие

1

2.

13.50-14.30

Предметно – практические действия

1



Пятница



1.

13.00 – 13.40

Альтернативная коммуникация

1


2.

13.50-14.30

Сенсорное развитие

1


3.

14.40 – 15.20

Музыка и движение

1



Каникулярное время и продолжительность учебного в соответствии с календарным учебным графиком.



Осенние каникулы: 28.10.2023- 06.11.2023

Зимние каникулы: 29.12.2023- 09.01.2023

Дополнительные каникулы: 17.02.2024-25.02.2024

Весенние каникулы: 23.03.2024- 31.03.2024

Содержание образования.

4.1 Базовые учебные действия.

Обязательная составляющая СИПР – базовые навыки, доступные обучающемуся с ТМНР. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественны критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития.

Содержание

стартовая

итоговая

Формирование базовых учебных действий



Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации к обучению и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.)



Спокойное пребывание в учебной среде



Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта



Принятие контакта, инициированного взрослым



Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса



Планирование учебного дня



Формирование учебного поведения



Направленность взгляда:



- на задание



Выполнение инструкций педагога:



- «Возьми»



- «Посмотри на меня»



- «Покажи»



Использование по назначению учебных материалов



выполнение действия:



- по подражанию



- по образцу



- по инструкции



- выполнение задания от начала до конца



Подражание простым движениям и действиям с предметами.



Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками



- выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов)



- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.



Коррекция поведенческих проблем



-коррекция негативизма



- коррекция агрессии




4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для образования Ильи О. в силу его психофизических способностей.

Учебные предметы

Искусство. Музыка и движение:

 

   Цель: Эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку  и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.

Описание возможных результатов обучения:

- умение различать и  показывать доступные ребенку простые детские музыкальные инструменты;

- умение воспринимать  музыку, эмоционально реагировать на нее;

- выполнение доступных ребенку движений под  различный ритм музыки

Коррекционные курсы

Сенсорное развитие:

Цель: Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие слухового, зрительного, кинестетического восприятия, стимуляция голосовых реакций.

Описание возможных результатов обучения:

- обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;

- развитие зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и кинестетического восприятия;

- развитие зрительного восприятия (фиксация взгляда на объектах и предметах и т.д.).


Предметно-практические действия:

Цель: Формирование простых доступных действий с различными предметами и материалами.

Развитие хватательной функции руки, укрепление мышц кистей рук, развитие кожно – мышечного чувства.

Описание возможных результатов обучения:

-формирование интереса к действиям с предметами;

- освоение простых действий с предметами;

- умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий, орудийного назначения.

- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания в быту, элементарных способов коммуникации, изобразительной, трудовой деятельности.

Двигательное развитие:

Цель: Мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений. Обучение, обогащение двигательного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Описание возможных результатов обучения:

- умение согласовывать движения;

- развитие координации движений;

- развитие музыкальных способностей (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления);

- формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Альтернативная коммуникация:

Цель: Формирование коммуникативных речевых и неречевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Описание возможных результатов обучения:

Освоение доступных средств невербальной коммуникации:

- взгляд, мимика, жест, предмет, графическое изображение,

- знаковая система (освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации);

- составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей совместно со взрослым для общения в школе и в других местах;

- освоение технических коммуникативных устройств необходимых для удовлетворения жизненных потребностей.

Индивидуальная программа развития

Образовательные области (возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода)).

Оценка результативности освоения СИПР



1 полугодие



2 полугодие

Музыка и движение

Эмоциональная отзывчивость на музыку

 

 

Реагирование на изменение громкости звучания музыкального произведения

 

 

Реагирование на начало и конец музыки

 

 

Реакция на учителя, воспитателя

 

 

Умение следовать несложной словесной инструкции учителя

 

 

Умение пользоваться невербальными средствами общения



Сенсорное развитие

Зрительное восприятие



Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него.



Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом



Восприятие и различение предметов по цвету (красный, желтый, синий, зеленый, белый)



Восприятие и различение предметов по величине (большой, маленький)



Восприятие и различение предметов по длине (длинный, короткий)



Восприятие и различение предметов по форме (треугольник, круг, квадрат)



Восприятие целостного образа предмета (разрезные картинки, матрешки, разборные игрушки)



Слуховое восприятие



Локализация неподвижного источника звука, расположенного напротив ребенка, справа, слева на уровне уха, плеча, талии



Восприятие звуков разных музыкальных инструментов. Работа с музыкальными игрушками.



Восприятие разного по динамике и громкости звука. Работа с шумовыми коробочками.



Восприятие и различение голосов домашних животных (записи голосов)



Восприятие и различение голосов птиц (записи голосов)



Дифференциация тактильных ощущений



Восприятие предметов с различной текстурой (гладкий, колючий, шероховатый, мягкий, жесткий)



Восприятие предметов, различных по температуре (холодный, теплый)



Восприятие предметов, различных по весу (тяжелый, легкий).



Восприятие мелких предметов наощупь в емкостях с различными наполнителями



Дифференциация обонятельных и вкусовых ощущений



Работа с банком запахов (аромамасла, баночки с различными запахами)



Работа с банком вкуса (горький, соленый, сладкий, кислый)



Предметно – практические действия

Действия с материалами



Сминание, разглаживание, отрывание бумаги, кальки, фольги



Отрывание кусочков бумаги от целого листа



Работа с бумагой (сгибание, разгибание)



Разминание пластилина



Размазывание материала по плоскости



Лепка шариков



Лепка «колбасок» из пластилина разного цвета



Раскатывание между ладонями и расплющивание («печенье», «блины», «пирожки»)



Раскатывание прямыми и круговыми движениями, соединяя края «колбасок» («баранки», «сушки»)



Раскатывание пластилина или соленого теста между ладонями прямыми и круговыми движениями



Складывание изделия, состоящего из 2-х деталей



Пересыпание различных круп в емкости



Встряхивание круп в пластмассовых ёмкостях



Переливание воды из одной ёмкости в другую



Наматывание нитки на клубок



Действия с предметами



Захватывание, удерживание предмета



Сжимание предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками)



Нажатие на предметы (всей рукой, пальцем)



Встряхивание предметов (погремушки, бубны, маракасы)



Подтягивание предметов за веревочку



Толкание предметов (мячи, коляски, машинки)



Открывание и закрывание коробок разной величины



Бросание мелких предметов в коробку



Вынимание мелких предметов из емкости с различными наполнителями



Раскладывание одинаковых предметов по емкостям



Нанизывание предметов. Вкладывание предметов.



Складывание. Работа с пирамидками, деревянным конструктором



Двигательное развитие

Формирование представлений о себе, своем теле



Рассматривание в зеркале и показывание частей лица



Показывание частей тела (у куклы, у себя, у взрослого человека)



Выполнение элементарных движений пальцами рук:

Сгибать пальцы в кулак

Разгибать пальцы

Сгибать фаланги пальцев

Разгибать фаланги пальцев



Развитие зрительно-моторной координации (нанизывание, вкладывание, собирание)



Развитие эмоциональной отзывчивости на ритмичные звуки



Выполнение двигательных упражнений по образцу и короткой словесной инструкции



Выполнение ритмичных движений звучащими предметами (бубен, погремушка)



Выполнение движений с мячом (бросание, ловля, катание)



Выполнение движений в пространстве руками и телом (ловим мыльные пузыри)



Самомассаж при помощи массажных мячиков



Альтернативная коммуникация



Привлечение внимания ребенка звучащими предметами



Привлечение внимания ребенка жестами



Привлечение внимания ребенка изображениями



Привлечение внимания ребенка речью



Установление зрительного контакта с взрослым



Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы)



Реагирование на собственное имя



Приветствие собеседника



Обозначение желаний с использованием взгляда




4.3. Нравственное воспитание

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития учащегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи.

В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у учащегося нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности. В процессе обучения ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать.

Важно, чтобы педагог, который работает с детьми с инвалидностью, помнил о том, что независимо от степени выраженности нарушений каждый человек уникален, он равноправный член общества. Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим.

Обучающийся пока не способен к сопереживанию, проявлять соучастие и сочувствие. Он нуждается в спокойных реакциях, в проявлении к нему терпения и уважения.

Нравственное развитие

Наблюдение

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;


Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.);


Умение выражать свои желания, делая выбор;


Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.



4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у учащегося с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относиться к природе.

Содержание

Наблюдения

Интерес и бережное отношение к природе;

соблюдение правил поведения в природе.


Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.


Безопасное поведение в окружающей среде;

умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.



4.5. Внеурочная деятельность.

Не предусмотрена в связи с быстрой истощаемостью высших психических функций, и соматической ослабленностью.

5. Условия реализации потребности в уходе и в присмотре.

Полностью нуждается в уходе и присмотре со стороны взрослых, т.к. ребенок неходячий.

6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

Учитель – Смирнова Наталья Николаевна

7. Программа сотрудничества школы с семьей.

Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.

Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий.

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей); консультации родителей по темам: «Реализация СИПР в домашних условиях», «Особенности двигательного развития ребенка с нарушением ОДА»,

участие в тренинге повышения психолого-педагогической компетентности и психологической поддержки семей, воспитывающих детей инвалидов


Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

участие родителей в разработке СИПР; посещение родителями уроков/занятий; консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы;


Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

личные встречи, беседы;


Организация участия родителей в деятельности ОО

привлечение к оказанию помощи в решении хозяйственных вопросов




8. Необходимые технические средства и дидактические материалы.

В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).

Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).

Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.

Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.

Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).

В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д.

Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии.

Применяется полифункциональное игровое оборудование:

- мягкие модули, мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, футляры с вырезанными в их крышках контурами предметов, как для правильного помещения, так и для ошибочных вариантов;

- трафареты, закрепляемые неподвижно в приборе «Школьник», с внутренним контуром;

- доски, покрытые слоем пластилина или другими вяжущими веществами;

- геометрические фигуры, доступные для изучения в соответст­вии с возрастными возможностями;

- карточки с рельефными рисунками линий, геометрических плоских предметов (бархат, пластмасса, наждачная бумага);

- магнитные доски;

- строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО);

- наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров;

- сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные;

- наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы;

- наборы палочек;

- сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости;

- пуговицы разного размера и различных цветов;

- природный материал: ракушки, камушки, шишки;

- муляжи овощей и фруктов;

- материал для лепки: пластилин;

- палочки разной длины и ширины для рисования на песке, манке;

- наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков;

- детские музыкальные инструменты.


• Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), крупная мозаика, баночки разной величины и цвета с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями.

Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».

Набор пиктограмм;

конструктор, набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.

Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, войлочный коврик, пластилин, тесто, доска для лепки, влажные салфетки, формы для лепки.


9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественны критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:



Показатели самостоятельности учащегося (ПС)

Условные обозначения

Пассивное участие/ соучастие

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен)

0

Активное участие

Действие выполняется ребенком:


- со значительной помощью взрослого

1

- с частичной помощью взрослого

2

- по последовательной инструкции (по изображению или вербально)

3

- подражая или по образцу

4

- самостоятельно

5

Сформированность представлений


- узнает объект

уо

- не всегда узнает объект

нв

- не узнает объект

ну

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественны критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:

0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет).

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью.

2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной).

5 – выполняет действие самостоятельно.

Дата начала СИПР ___________________________________________________________

Подпись учителя _______________________________/Н.Н. Смирнова

Дата окончания СИПР __________________________________________________________

Подпись законного представителя _______________________/ Х





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.