Специальная индивидуальная программа развития на обучающегося 1 класса
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Уренская коррекционная школа-интернат»
Утверждено приказом
директора школы
№81 от 31.08.2023 г.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
(учебные предметы: музыка и движение, коррекционно-развивающие курсы: альтернативная коммуникация, сенсорное развитие, предметно-практические действия, двигательное развитие)
Класс: 1
Учитель: Смирнова Наталья Николаевна
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) на
обучающегося 1 класса Ильи О.
Срок реализации: 1 год (2023-2024 учебный год)
Урень,2023
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СТРУКТУРА СИПР
1. Общие сведения о ребёнке.
2. Психолого-педагогическая характеристика.
3. Индивидуальный учебный план.
4. Содержание образования.
4.1. Базовые учебные действия.
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
4.3. Нравственное воспитание.
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
4.5. Внеурочная деятельность.
5. Условия реализации потребности в уходе и в присмотре.
6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
7. Программа сотрудничества с семьей.
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с ТМНР, с учетом его особых образовательных потребностей в1 классе ГКОУ «Уренская коррекционная школа-интернат».
Общие сведения о ребенке.
ФИО ребенка: Х
Возраст ребенка: Х
Место жительства: Х
Мать: Х
Отец: Х
Год обучения в ГКОУ «Уренская коррекционная школа-интернат»: 1
Ступень обучения: 1
Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с тяжелыми интеллектуальными нарушениями (вариант 2), индивидуальное обучение на дому.
Илья воспитывается в полной семье. Семья проживает в многоквартирном деревянном доме без удобств. Мальчик является инвалидом детства (ДЦП, поза «лягушки»), не разговаривает, постоянно находится в лежачем состоянии. Родители доброжелательно относится к ребенку, однако в приоритет ставит физическое самочувствие и стремится не перегружать во избежание ухудшения состояния.
Ребёнок всегда одет чисто.
Психолого- педагогическая характеристика.
Из заключения психолго – педагогической комиссии :.Учитывая тотальное недоразвитие познавательных функций, недоразвитие всех языковых средств, системное фонетико – фонематическое и лексико – грамматическое недоразвитие речи, тотальное нарушение познавательной деятельности, обучающийся с ОВЗ нуждается в создании специальных условий получения образования.
Выводы:
- эмоциональное состояние неустойчивое;
- невербальные и вербальные средства общения сформированы на низком уровне;
- мелкая моторика развита слабо;
- сенсорные эталоны развиты слабо;
- интерес к учебной деятельности слабый;
- познавательные процессы сформированы недостаточно.
Обоснование выбора данной программы
Среди детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития (далее ТМНР) значительное количество неговорящих детей. Это предъявляет особые требования к учителю, организации самого процесса обучения и коммуникативной деятельности.
Каждая из образовательных областей в «Программе» основана на понимании того, что дети этой группы обучаемы, то есть способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.
Однако даже при специальном обучении у них отмечается более позднее появление лепета и первых слогов, задержка проявления дифференцированной эмоциональной реакции, слабый интерес к окружающим объектам и игре, неадекватное поведение. Речь таких учащихся формируется крайне медленно и ограниченно, ее понимание даже на бытовом уровне в вербальной форме крайне затруднено.
Речевые нарушения носят системный характер и распространяются на все ее функции — коммуникативную, познавательную, регулирующую. Для этих учащихся характерны ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличие в нем своеобразных «пустот» и пробелов, чрезвычайная скудость представлений, несформированность способов восприятия, социальная незрелость.
Кроме того, отсутствие коррекционной помощи приводит к чрезвычайному ограничению зоны ближайшего развития этих детей и подростков. Длительная невостребованность их потенциальных способностей в сочетании с отсутствием помощи взрослого в развертывании своей собственной программы развития приводят к тому, что фактически все формы активности находятся у них в обедненном, а нередко в редуцированном виде.
В работе с неговорящими детьми вербальные средства передачи информации малоэффективны, а зачастую не возможны, поэтому необходимость в создании специальных адаптивных программ для этой категории детей является на сегодняшний день актуальным.
В данной программе в качестве основного средства взаимодействия осуществляющейся на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью является невербальная коммуникация.
Система коммуникации включает различные средства: слово, жест, фотография, картинка, символ. Ребенок сам выбирает то, или иное средство общения в определенной ситуации. Также учитывается, что альтернативные средства общения (жестовый язык, пиктограммы, символы) не могут полностью заменить речь, поэтому жест постоянно подкрепляется словом.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.
Этим обоснован выбор данной образовательной программы, которая больше соответствует тому содержанию, которое предлагается для изучения детьми с ТМНР.
«Программой» определены средства обучения, предметно-развивающая среда, формы взаимодействия со взрослыми участниками образовательного процесса, содержание образовательного процесса в соответствии с общим и национально-региональным компонентом образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы: максимальное включение обучающегося в образовательный процессе, в формирование доступных для него видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
Личностные результаты:
Осознание себя в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как
«Я»;
Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;
Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе
представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;
Владение правилами поведения в учебной ситуации;
Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание
чувствам других;
Владение навыками сотрудничества с взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;
Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;
Владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания
образования.
Условия выполнения программы.
По обозначенному во ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметно - развивающей среды, оборудование, программы учебных предметов, содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями учащегося. Учитывается потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и смысловой организации образовательной среды.
Умственная отсталость обучающегося осложнена органическим поражением речевого аппарата, поэтому для него написана специальная программа развития.
Данная программа реализуется с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Программа предусматривает коррекционно - развивающие занятия, направленные на развитие когнитивной сферы, эмоционально- волевой сферы и личности. В занятия по предметам учебного плана включены специальные игры и упражнения, которые дополняют основное содержание программы. Учет типологических особенностей с позиции специальной психологии и педагогики позволяет решать задачи организации условий обучения и воспитания учащегося.
В ходе обучения применяются коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие технологии. Усвоение материала обеспечивается методами и приемами социально- психологического обучения с использованием большого количества наглядности.
Приоритетное содержание обучения и воспитания на следующий учебный год –это предметы:
Музыка и движение
коррекционные курсы:
Альтернативная коммуникация
Сенсорное развитие.
Предметно-практические действия.
Двигательное развитие.
Индивидуальный учебный план.
№ | Предметная область | Учебные предметы | Количество часов в неделю | Количество часов в год | ||
Учебный предмет | | |||||
1 | Музыка и движение | 2 | 66 | |||
Коррекционные курсы | | |||||
1 | Сенсорное развитие | 2 | 66 | |||
2 | Предметно – практические действия | 1 | 33 | |||
3 | Двигательное развитие | 1 | 33 | |||
4 | Альтернативная коммуникация | 2 | 66 | |||
Итого | | 8ч. | 268ч. |
Индивидуальный план составлен с учетом психофизического развития Ильи О. Программа рассчитана на один год обучения. Объем недельной нагрузки ученика начальной школы, обучающегося индивидуально - 8 часов. Режим обучения строится в соответствии с расписанием - 3 раза в неделю, продолжительность урока- 40 минут, между уроками предусмотрены перемены. Урок может быть сокращен из-за обострения реактивного состояния ребенка.
Соблюдается охранительный режим дня. На занятиях происходит смена видов деятельности с целью предупреждения утомления ребенка.
Расписание уроков обучающегося Дмитрия М.
День недели | № урока | Время проведения | Наименование предмета | Количество часов | |
Понедельник | 1. | 12.00 – 11.40 | Сенсорное развитие | 1 | |
2. | 11.50 – 12.30 | Альтернативная коммуникация | 1 | ||
3. | 12.40 – 13.20 | Музыка и движение | 1 | ||
Вторник | 1. | 13.00 – 13.40 | Двигательное развитие | 1 | |
2. | 13.50-14.30 | Предметно – практические действия | 1 | ||
Пятница | 1. | 13.00 – 13.40 | Альтернативная коммуникация | 1 | |
2. | 13.50-14.30 | Сенсорное развитие | 1 | ||
| 3. | 14.40 – 15.20 | Музыка и движение | 1 |
Каникулярное время и продолжительность учебного в соответствии с календарным учебным графиком.
Осенние каникулы: 28.10.2023- 06.11.2023
Зимние каникулы: 29.12.2023- 09.01.2023
Дополнительные каникулы: 17.02.2024-25.02.2024
Весенние каникулы: 23.03.2024- 31.03.2024
Содержание образования.
4.1 Базовые учебные действия.
Обязательная составляющая СИПР – базовые навыки, доступные обучающемуся с ТМНР. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественны критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития.
Содержание | стартовая | итоговая |
Формирование базовых учебных действий | | |
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации к обучению и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) | | |
Спокойное пребывание в учебной среде | | |
Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта | | |
Принятие контакта, инициированного взрослым | | |
Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса | | |
Планирование учебного дня | | |
Формирование учебного поведения | | |
Направленность взгляда: | | |
- на задание | | |
Выполнение инструкций педагога: | | |
- «Возьми» | | |
- «Посмотри на меня» | | |
- «Покажи» | | |
Использование по назначению учебных материалов | | |
выполнение действия: | | |
- по подражанию | | |
- по образцу | | |
- по инструкции | | |
- выполнение задания от начала до конца | | |
Подражание простым движениям и действиям с предметами. | | |
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками | | |
- выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов) | | |
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | | |
Коррекция поведенческих проблем | | |
-коррекция негативизма | | |
- коррекция агрессии | | |
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для образования Ильи О. в силу его психофизических способностей.
Учебные предметы
Искусство. Музыка и движение:
Цель: Эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.
Описание возможных результатов обучения:
- умение различать и показывать доступные ребенку простые детские музыкальные инструменты;
- умение воспринимать музыку, эмоционально реагировать на нее;
- выполнение доступных ребенку движений под различный ритм музыки
Коррекционные курсы
Сенсорное развитие:
Цель: Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие слухового, зрительного, кинестетического восприятия, стимуляция голосовых реакций.
Описание возможных результатов обучения:
- обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;
- развитие зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и кинестетического восприятия;
- развитие зрительного восприятия (фиксация взгляда на объектах и предметах и т.д.).
Предметно-практические действия:
Цель: Формирование простых доступных действий с различными предметами и материалами.
Развитие хватательной функции руки, укрепление мышц кистей рук, развитие кожно – мышечного чувства.
Описание возможных результатов обучения:
-формирование интереса к действиям с предметами;
- освоение простых действий с предметами;
- умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий, орудийного назначения.
- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания в быту, элементарных способов коммуникации, изобразительной, трудовой деятельности.
Двигательное развитие:
Цель: Мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений. Обучение, обогащение двигательного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
Описание возможных результатов обучения:
- умение согласовывать движения;
- развитие координации движений;
- развитие музыкальных способностей (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления);
- формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Альтернативная коммуникация:
Цель: Формирование коммуникативных речевых и неречевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Описание возможных результатов обучения:
Освоение доступных средств невербальной коммуникации:
- взгляд, мимика, жест, предмет, графическое изображение,
- знаковая система (освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации);
- составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей совместно со взрослым для общения в школе и в других местах;
- освоение технических коммуникативных устройств необходимых для удовлетворения жизненных потребностей.
Индивидуальная программа развития
Образовательные области (возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода)). | Оценка результативности освоения СИПР | |||
1 полугодие | 2 полугодие | |||
Музыка и движение | ||||
Эмоциональная отзывчивость на музыку |
|
| ||
Реагирование на изменение громкости звучания музыкального произведения |
|
| ||
Реагирование на начало и конец музыки |
|
| ||
Реакция на учителя, воспитателя |
|
| ||
Умение следовать несложной словесной инструкции учителя |
|
| ||
Умение пользоваться невербальными средствами общения | | | ||
Сенсорное развитие | ||||
Зрительное восприятие | | | ||
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. | | | ||
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом | | | ||
Восприятие и различение предметов по цвету (красный, желтый, синий, зеленый, белый) | | | ||
Восприятие и различение предметов по величине (большой, маленький) | | | ||
Восприятие и различение предметов по длине (длинный, короткий) | | | ||
Восприятие и различение предметов по форме (треугольник, круг, квадрат) | | | ||
Восприятие целостного образа предмета (разрезные картинки, матрешки, разборные игрушки) | | | ||
Слуховое восприятие | | | ||
Локализация неподвижного источника звука, расположенного напротив ребенка, справа, слева на уровне уха, плеча, талии | | | ||
Восприятие звуков разных музыкальных инструментов. Работа с музыкальными игрушками. | | | ||
Восприятие разного по динамике и громкости звука. Работа с шумовыми коробочками. | | | ||
Восприятие и различение голосов домашних животных (записи голосов) | | | ||
Восприятие и различение голосов птиц (записи голосов) | | | ||
Дифференциация тактильных ощущений | | | ||
Восприятие предметов с различной текстурой (гладкий, колючий, шероховатый, мягкий, жесткий) | | | ||
Восприятие предметов, различных по температуре (холодный, теплый) | | | ||
Восприятие предметов, различных по весу (тяжелый, легкий). | | | ||
Восприятие мелких предметов наощупь в емкостях с различными наполнителями | | | ||
Дифференциация обонятельных и вкусовых ощущений | | | ||
Работа с банком запахов (аромамасла, баночки с различными запахами) | | | ||
Работа с банком вкуса (горький, соленый, сладкий, кислый) | | | ||
Предметно – практические действия | ||||
Действия с материалами | | | ||
Сминание, разглаживание, отрывание бумаги, кальки, фольги | | | ||
Отрывание кусочков бумаги от целого листа | | | ||
Работа с бумагой (сгибание, разгибание) | | | ||
Разминание пластилина | | | ||
Размазывание материала по плоскости | | | ||
Лепка шариков | | | ||
Лепка «колбасок» из пластилина разного цвета | | | ||
Раскатывание между ладонями и расплющивание («печенье», «блины», «пирожки») | | | ||
Раскатывание прямыми и круговыми движениями, соединяя края «колбасок» («баранки», «сушки») | | | ||
Раскатывание пластилина или соленого теста между ладонями прямыми и круговыми движениями | | | ||
Складывание изделия, состоящего из 2-х деталей | | | ||
Пересыпание различных круп в емкости | | | ||
Встряхивание круп в пластмассовых ёмкостях | | | ||
Переливание воды из одной ёмкости в другую | | | ||
Наматывание нитки на клубок | | | ||
Действия с предметами | | | ||
Захватывание, удерживание предмета | | | ||
Сжимание предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками) | | | ||
Нажатие на предметы (всей рукой, пальцем) | | | ||
Встряхивание предметов (погремушки, бубны, маракасы) | | | ||
Подтягивание предметов за веревочку | | | ||
Толкание предметов (мячи, коляски, машинки) | | | ||
Открывание и закрывание коробок разной величины | | | ||
Бросание мелких предметов в коробку | | | ||
Вынимание мелких предметов из емкости с различными наполнителями | | | ||
Раскладывание одинаковых предметов по емкостям | | | ||
Нанизывание предметов. Вкладывание предметов. | | | ||
Складывание. Работа с пирамидками, деревянным конструктором | | | ||
Двигательное развитие | ||||
Формирование представлений о себе, своем теле | | | ||
Рассматривание в зеркале и показывание частей лица | | | ||
Показывание частей тела (у куклы, у себя, у взрослого человека) | | | ||
Выполнение элементарных движений пальцами рук: Сгибать пальцы в кулак Разгибать пальцы Сгибать фаланги пальцев Разгибать фаланги пальцев | | | ||
Развитие зрительно-моторной координации (нанизывание, вкладывание, собирание) | | | ||
Развитие эмоциональной отзывчивости на ритмичные звуки | | | ||
Выполнение двигательных упражнений по образцу и короткой словесной инструкции | | | ||
Выполнение ритмичных движений звучащими предметами (бубен, погремушка) | | | ||
Выполнение движений с мячом (бросание, ловля, катание) | | | ||
Выполнение движений в пространстве руками и телом (ловим мыльные пузыри) | | | ||
Самомассаж при помощи массажных мячиков | | | ||
Альтернативная коммуникация | | | ||
Привлечение внимания ребенка звучащими предметами | | | ||
Привлечение внимания ребенка жестами | | | ||
Привлечение внимания ребенка изображениями | | | ||
Привлечение внимания ребенка речью | | | ||
Установление зрительного контакта с взрослым | | | ||
Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы) | | | ||
Реагирование на собственное имя | | | ||
Приветствие собеседника | | | ||
Обозначение желаний с использованием взгляда | | |
4.3. Нравственное воспитание
Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития учащегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи.
В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у учащегося нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности. В процессе обучения ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать.
Важно, чтобы педагог, который работает с детьми с инвалидностью, помнил о том, что независимо от степени выраженности нарушений каждый человек уникален, он равноправный член общества. Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим.
Обучающийся пока не способен к сопереживанию, проявлять соучастие и сочувствие. Он нуждается в спокойных реакциях, в проявлении к нему терпения и уважения.
Нравственное развитие | Наблюдение |
Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; | |
Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.); | |
Умение выражать свои желания, делая выбор; | |
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге. | |
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у учащегося с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относиться к природе.
Содержание | Наблюдения |
Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе. | |
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья. | |
Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. | |
4.5. Внеурочная деятельность.
Не предусмотрена в связи с быстрой истощаемостью высших психических функций, и соматической ослабленностью.
5. Условия реализации потребности в уходе и в присмотре.
Полностью нуждается в уходе и присмотре со стороны взрослых, т.к. ребенок неходячий.
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Учитель – Смирнова Наталья Николаевна
7. Программа сотрудничества школы с семьей.
Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.
Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий.
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей); консультации родителей по темам: «Реализация СИПР в домашних условиях», «Особенности двигательного развития ребенка с нарушением ОДА», участие в тренинге повышения психолого-педагогической компетентности и психологической поддержки семей, воспитывающих детей инвалидов | |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | участие родителей в разработке СИПР; посещение родителями уроков/занятий; консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы; | |
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения | личные встречи, беседы; | |
Организация участия родителей в деятельности ОО | привлечение к оказанию помощи в решении хозяйственных вопросов | |
8. Необходимые технические средства и дидактические материалы.
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).
Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).
Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.
Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.
Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д.
Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии.
Применяется полифункциональное игровое оборудование:
- мягкие модули, мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, футляры с вырезанными в их крышках контурами предметов, как для правильного помещения, так и для ошибочных вариантов;
- трафареты, закрепляемые неподвижно в приборе «Школьник», с внутренним контуром;
- доски, покрытые слоем пластилина или другими вяжущими веществами;
- геометрические фигуры, доступные для изучения в соответствии с возрастными возможностями;
- карточки с рельефными рисунками линий, геометрических плоских предметов (бархат, пластмасса, наждачная бумага);
- магнитные доски;
- строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО);
- наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров;
- сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные;
- наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы;
- наборы палочек;
- сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости;
- пуговицы разного размера и различных цветов;
- природный материал: ракушки, камушки, шишки;
- муляжи овощей и фруктов;
- материал для лепки: пластилин;
- палочки разной длины и ширины для рисования на песке, манке;
- наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков;
- детские музыкальные инструменты.
• Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), крупная мозаика, баночки разной величины и цвета с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями.
• Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».
• Набор пиктограмм;
• конструктор, набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
• Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, войлочный коврик, пластилин, тесто, доска для лепки, влажные салфетки, формы для лепки.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественны критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:
Показатели самостоятельности учащегося (ПС) | Условные обозначения |
Пассивное участие/ соучастие Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен) | 0 |
Активное участие Действие выполняется ребенком: | |
- со значительной помощью взрослого | 1 |
- с частичной помощью взрослого | 2 |
- по последовательной инструкции (по изображению или вербально) | 3 |
- подражая или по образцу | 4 |
- самостоятельно | 5 |
Сформированность представлений | |
- узнает объект | уо |
- не всегда узнает объект | нв |
- не узнает объект | ну |
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественны критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:
0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет).
1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью.
2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной).
5 – выполняет действие самостоятельно.
Дата начала СИПР ___________________________________________________________
Подпись учителя _______________________________/Н.Н. Смирнова
Дата окончания СИПР __________________________________________________________
Подпись законного представителя _______________________/ Х