Список методических материалов для развития речи детей с ОВЗ дошкольного возраста
В коррекционно-развивающем процессе с особенными детьми необходимо большое количество адаптированных методик, дидактического материала по разным нозологиям. В настоящий момент очень много разработок, которые могут пригодиться в работе начинающим и практикующим специалистам.
Цель данной работы – выбрать наиболее полезные материалы для учителя-логопеда, работающего с детьми с ОВЗ.
Набор развивающих карточек по теме «Одежда», Коновалова Елена Валерьевна
https://урок.рф/library/nabor_razvivayushih_kartochek_po_teme_odezhda_192229.html
В работе представлено подробное описание игр и есть дополнительный материал в виде карточек, поэтому можно сразу использовать материал в коррекционно-развивающем процессе.
Дидактические развивающие карточки "Домашние животные", Рощупкина Виктория Викторовна
https://урок.рф/library/didakticheskie_razvivayushie_kartochki_domashnie_zhivot_213911.html
Подробно описаны простые игры по лексической теме «домашние животные», есть наглядный материал для выполнения заданий.
Игры с фонариком на автоматизацию звуков, Бабченкова Оксана Алексеевна.
https://урок.рф/library/igri_s_fonarikom_na_avtomatizatciyu_zvukov_111030.html
В работе подробно описан принцип игр с фонариком и значение для развития речи, даны шаблоны для использования игр в своей практике. Работа пригодится для детей с нарушением речи. Так же, шаблоны можно использовать для других заданий, заменив картинки.
Дидактическое пособие «Ребёнок и овощи» для детей с РАС для развития импрессивной и экспрессивной речи, Петухова Ксения Александровна.
https://урок.рф/library/didakticheskoe_posobie_rebyonok_i_ovoshi_dlya_detej_212510.html
Предложена идея и дано описание игры, но не хватает приложения в виде самой игры.
Дидактические карточки для игры-конструктора «Танграм», Филипп Татьяна Вадимовна.
https://урок.рф/library/didakticheskie_kartochki_dlya_igrikonstruktora_tang_144151.html
В наборе карточек присутствует подробное описание, предложены игры и есть комплект карточек для занятий с детьми. Набор подойдет для детей с старшей и подготовительной группы, возможно использование с детьми с ЗПР, с речевыми нарушениями. Можно попробовать с детьми с РАС подготовительной группы.
Дидактическая игра «Поможем маме», Антонова Елена Вадимовна.
https://урок.рф/library/didakticheskaya_igra_pomozhem_mame_055753.html
Игра подойдет для детей с речевыми нарушениями, с ЗПР, возможно, для детей с РАС при наличии достаточного уровня развития речи. Игра направлена на решение нескольких задач, хорошо иллюстрирована. Не хватает дополнительного файла с комплектом карточек для игр, их придется скачивать из статьи.
Распашной декоративный модуль «Домашние животные», Морозова Татьяна Леонидовна.
https://урок.рф/library/raspashnoj_dekorativnij_modul_domashnie_zhivotnie_173940.html
Данный модуль подойдет для развития лексики у детей с речевыми нарушениями, с РАС, с ЗПР. Описан принцип создания и использования модуля, есть карточка для скачивания.
Лэпбук «Порррычим?», Каргаполова Татьяна Александровна.
https://урок.рф/library/interaktivnaya_papka_lepbuk_porrrichim_124725.html
Полезная разработка для детей с нарушением звукопроизношения, подойдет для детей с ЗПР, детей с нарушением речи. Сама идея универсальна, можно изменить наполнение. К статье приложена ссылка на лэпбук, который можно скачать и использовать в работе.
Учебно-методический материал «Развитие навыков звукоподражания у неговорящих детей», Пикалова Мария Владимировна.
https://урок.рф/library/zvukopodrozhanie_u_detej_s_rda_105201.html
Как образовательная презентация не очень подойдет, но возможен вариант использования данной подборки карточек в качестве обучения звукоподражанию неговорящих детей, например, с РАС или синдромом Дауна.
Лэпбук "В мире эмоций", Чадова Анастасия Олеговна.
https://урок.рф/library/lepbuk_v_mire_emotcij_065108.html
В данной публикации предложен интересный вариант офрмления лэпбука. Подробно описано внутреннее наполнение. Не приложены файлы для самостоятельного изготовления, но идея тоже очень любопытна. Такой лэпбук пригодится для работы с детьми с РАС для изучения эмоций, а в игры можно поиграть с детьми с ЗПР, с речевыми нарушениями.
Дидактический материал «Слоговые модули», Морозова Татьяна Леонидовна.
https://урок.рф/library/didakticheskij_material_slogovie_moduli_200159.html
В публикации представлено универсальное пособие для развития навыков чтения. Приложены шаблоны, которые можно распечатать, дано подробное описание. Данное пособие подойдет для обучения начальным навыкам чтения детей с нарушением слуха, ЗПР, РАС.
Интерактивная дидактическая игра "Домашние животные", Мазнева Мария Вячеславовна.
https://урок.рф/presentation/31752.html
Презентация содержит в себе все основные элементы знаний для дошкольника по лексической теме. Подойдет для детей с ОВЗ для расширения словарного запаса, понимания речи. Есть интерактивный компонент, что повышает интерес ребенка к занятию. Сама презентация прилагается отдельным файлом.
Дидактическая раскраска «Какая у тебя игрушка?», Бикина Наталья Владимировна.
https://урок.рф/library/didakticheskaya_raskraska_kakaya_u_tebya_igrushka_110410.html
В пособии прилагается интересная идея игры, подробно изложены актуальность, цели и задачи. Игра подойдет для детей с ТНР, с ЗПР.
Дидактическая игра «Овощи, фрукты, ягоды, грибы», Сидорова Наталия Александровна.
https://урок.рф/library/ovoshi_frukti_yagodi_gribi_200917.html
Дидактическое пособие помогает развивать лексическую и грамматическую стороны речи. Подойдет для детей с нарушениями речи, ЗПР, РАС, синдром Дауна.
Дифференциация звуков [Л] [В] для детей с ОВЗ, Самсонова Елена Александровна.
https://урок.рф/library/differentciatciya_zvukov_l_v_dlya_detej_s_ovz_105012.html
В разработке перечислены игры на дифференциацию звуков. Подойдет для детей с нарушениями речи и ЗПР. Задания разной сложности, есть цветные иллюстрации.
Вывод.
В настоящий момент очень много дидактических и методических материалов для развития речи детей разных нозологий. Но, было так же выявлено, что наибольшее количество материала подходит детям с нарушениями речи или ЗПР, то есть, с имеющейся речью, пусть и с нарушениями звукопроизношения и с сохранным интеллектом, либо с легкими нарушениями когнитивных способностей. Гораздо меньше материала для неговорящиз детей с тяжелой умственной отсталостью, что обусловлено трудностью адаптации материала. Но и в этом направлении есть разработки, пусть их и меньше.