12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарунина Вера Александровна1809
Россия, Курганская обл., Куртамыш

СПП с придаточным изъяснительным

Цель:………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………

Задачи:

1. Узнать  ………………………………………………………………………………………….
2. Уметь………………………. …………………………………………………………………….


1. Разминка. Выдели верный ответ.




b1709998021.jpg
Разминка


 2. Новый материал.  Прочитайте текст. Ответь на вопросы и выполни задания

 (1)Я сказал папе:

– (2)Папа, купи мне боксёрскую грушу! (3)Буду тренироваться и стану боксёром.

– (4)Нечего тратить на ерунду деньги, обойдись как-нибудь без груши.

(5)И он оделся и пошёл на работу. (6)А мама сразу же поняла, что я обиделся. (7)Она постаралась мне помочь.(8)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.

– (9)Вот. (10)Погляди, какой тугой! (11)Чем не груша? (12)Давай тренируйся сколько душе угодно!

(13)Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. (14)И   устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было  тренироваться и развивать силу удара.

(15)Он сидел передо мной такой шоколадный, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. (16)Но это было неважно, потому что Мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся...(17)И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал…

(18)И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, а я хочу тренировать об него силу удара...

– (19)Что с тобой? – спросила мама, приоткрыв дверь. 

(20)А я не знал, что со мной. (21) Я  задрал голову к потолку, чтобы не видно было слёз, и сказал:

– (22)Я раздумал быть боксёром.


– Определи  основную мысль текста? (1-2 слова) ............................................................................

– Подчеркни  грамматическую основу 6 предложения……………………………………………
– Определите главную и придаточную части……………………………………………………
– Определите, от какого члена предложения и от какой части речи в главной части мы задаём вопрос к придаточной части? Отметь это слово крестиком……………………………………….
– Задай вопрос от главной части к придаточной?.............................................................................
– Определи  средство связи…………………………………………………………………………

Запиши результаты в таблицу. Воспользуйся при затруднении учебником ξ 23, стр.74

Вид придаточного предложения

К чему относится?

На какой вопрос отвечает?

Средство связи


Изъяснительное






– Используя таблицу, построй определение понятия “придаточное изъяснительное”, заполнив пробелы:

Придаточное изъяснительное – это  придаточная часть СПП,  которая относится  …………………….. …………………………………………………………………….в главном предложении, отвечает на … ……………………………………………………….. вопросы, средством связи являются……………….. ………………… …и………… ………………………

3. Закрепление. Разобрать предложение.


Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала.


Сравни и оцени себя.


r1709997978.jpg
Схема для проверки

/data/files/r1709997978.jpg (1777x293)Нарисуй схему СПП с придаточным изъяснительным


…………………………………………………………………..

4.Контроль знаний.

Проговори  вслух несколько раз определение понятия “придаточное изъяснительное”.

Найдите среди предложений СПП с придаточным изъяснительным.


  1. Ирина Петровна сказала, что завтра уезжает в Ленинград.
  2. Мы опоздали на урок, потому что поздно проснулись.
  3. Недаром говорится, что дело мастера боится.
  4. Хорошо там, где нас нет.
  5. Попросим Виктора, чтобы он принёс альбом с марками.
  6. Люблю погоду, когда идёт пушистый снег.
  7. Мне показалось, будто в комнате запахло цветами.


5. Домашнее задание: § 23, упр 123(изложение, выполнять по заданию)

Сведения из таблицы выучить, подготовиться к проверке по СПП с придаточными определительными и изъяснительными.


Опубликовано в группе «Русский язык и литература:подготовка к ВПР»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.