Урок на тему «СПП с придаточным изъяснительным»
СПП с придаточным изъяснительным
Цель:………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
Задачи:
1. Узнать ………………………………………………………………………………………….
2. Уметь………………………. …………………………………………………………………….
1. Разминка. Выдели верный ответ.
2. Новый материал. Прочитайте текст. Ответь на вопросы и выполни задания
(1)Я сказал папе:
– (2)Папа, купи мне боксёрскую грушу! (3)Буду тренироваться и стану боксёром.
– (4)Нечего тратить на ерунду деньги, обойдись как-нибудь без груши.
(5)И он оделся и пошёл на работу. (6)А мама сразу же поняла, что я обиделся. (7)Она постаралась мне помочь.(8)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.
– (9)Вот. (10)Погляди, какой тугой! (11)Чем не груша? (12)Давай тренируйся сколько душе угодно!
(13)Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. (14)И устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было тренироваться и развивать силу удара.
(15)Он сидел передо мной такой шоколадный, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. (16)Но это было неважно, потому что Мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся...(17)И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал…
(18)И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, а я хочу тренировать об него силу удара...
– (19)Что с тобой? – спросила мама, приоткрыв дверь.
(20)А я не знал, что со мной. (21) Я задрал голову к потолку, чтобы не видно было слёз, и сказал:
– (22)Я раздумал быть боксёром.
– Определи основную мысль текста? (1-2 слова) ............................................................................
– Подчеркни грамматическую основу 6 предложения……………………………………………
– Определите главную и придаточную части……………………………………………………
– Определите, от какого члена предложения и от какой части речи в главной части мы задаём вопрос к придаточной части? Отметь это слово крестиком……………………………………….
– Задай вопрос от главной части к придаточной?.............................................................................
– Определи средство связи…………………………………………………………………………
Запиши результаты в таблицу. Воспользуйся при затруднении учебником ξ 23, стр.74
Вид придаточного предложения |
К чему относится? |
На какой вопрос отвечает? |
Средство связи |
Изъяснительное
|
|
|
|
– Используя таблицу, построй определение понятия “придаточное изъяснительное”, заполнив пробелы:
Придаточное изъяснительное – это придаточная часть СПП, которая относится …………………….. …………………………………………………………………….в главном предложении, отвечает на … ……………………………………………………….. вопросы, средством связи являются……………….. ………………… …и………… ………………………
3. Закрепление. Разобрать предложение.
Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала.
Сравни и оцени себя.
/data/files/r1709997978.jpg (1777x293)Нарисуй схему СПП с придаточным изъяснительным
…………………………………………………………………..
4.Контроль знаний.
Проговори вслух несколько раз определение понятия “придаточное изъяснительное”.
Найдите среди предложений СПП с придаточным изъяснительным.
- Ирина Петровна сказала, что завтра уезжает в Ленинград.
- Мы опоздали на урок, потому что поздно проснулись.
- Недаром говорится, что дело мастера боится.
- Хорошо там, где нас нет.
- Попросим Виктора, чтобы он принёс альбом с марками.
- Люблю погоду, когда идёт пушистый снег.
- Мне показалось, будто в комнате запахло цветами.
5. Домашнее задание: § 23, упр 123(изложение, выполнять по заданию)
Сведения из таблицы выучить, подготовиться к проверке по СПП с придаточными определительными и изъяснительными.