Дидактический материал по русскому языку для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
Дидактический материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
(метапредметная технология)
Преподаватель русского языка и литературы
Снегирева Т.В.
СПб. ГБПОУ «Колледж водных ресурсов»
Данный учебный материал создан для подготовки к промежуточной аттестации студентов СПО СПб. ГБПОУ «Колледж водных ресурсов»
Теория:
Метапредметное обучение
“Мета” - “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредмет основан на интеграции, на универсальных знаниях.
Метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.
Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
“Мета” - “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредмет основан на интеграции, на универсальных знаниях.
Метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.
Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
Обоснование выбора технологии
Отсутствие интереса обучающихся к творчеству и биографии великого драматурга;
Использование научно-познавательного иллюстрированного журнала «100 человек, которые изменили ход истории»;
Наполненность дидактических единиц по русскому языку фактическим материалом по творчеству и биографии У.Шекспира;
Возможность использования материала как на уроках литературы, так и русского языка
Использован Научно-познавательный журнал «100 человек, которые изменили ход истории»
Объём: 32 страницы
Тираж: 300 000 экземпляров
В каждом выпуске представлены исторические свидетельства, уникальные фотографии, любопытные факты и различные версии. Вся информация о герое собрана в тематических рубриках
Данный материал создан на основе творчества и биографии Шекспира Уильяма (1564-1616 гг.)
Уильям Шекспир – выдающийся английский поэт и драматург. Его считают самым великим писателем английского происхождения и одним из лучших драматургов в мире.
В юном возрасте стал актером, затем драматургом в Лондоне. К 30 годам им была написана поэма «Венера и Адонис», затем «Лукреция». Эти произведения впервые прославили Шекспира. В это же время им были написаны 154 сонета, а также пьесы из истории Англии — «Генрих VI», «Ричард III», комедии — «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой» и трагедия «Тит Андроник».
За свою недолгую карьеру он написал более 10 трагедий, 17 комедий, 10 исторических хроник, более 150 сонетов и немало романтичных стихотворений. Наиболее известными из его произведений являются «Сон в летнюю ночь», «Король Лир», «Гамлет»,«Макбет», «Отелло», «Много шума из ничего», и конечно же, «Ромео и Джульетта.
Интересные факты о биографии и творчестве Шекспира
Существует более 80 вариантов произношения имени и фамилии драматурга.
Благодаря Шекспиру в английском языке появилось, по разным данным, от 1700 до 3200 новых слов.
Книги Шекспира в Британии занимают второе место по цитируемости после Библии.
Словарный запас Шекспира составлял от 20 до 25 тысяч слов, хотя сейчас образованные англичане используют для письма и речи не более 4 000 слов. При этом родители писателя не были обучены грамоте, и нет никаких сведений о наличии образования у самого драматурга.
Все спутники планеты Уран названы в честь персонажей произведений Шекспира.
Театральные режиссеры считали концовку пьесы Шекспира «Король Лир» настолько печальной, что в течение полутора веков она ни разу не была поставлена в оригинальном виде.
Задания:
1. Прочитайте текст и выполните задания
(1) И личность, и жизнь Шекспира полны неразгаданных тайн. (2) Одаренный, но малообразованный провинциал создал шедевры, и в наши дни волнующие людей во всем мире. (3) Этот феномен кажется настолько невероятным, что многие ученые, говоря о шекспировских пьесах, вообще отрицают авторство выходца из Стратфорда Уильяма Шекспира.(4) Дискуссии о том, кто на самом деле скрывался под этим именем, не смолкают до сих пор.(5)Как такое могло случиться?..
Напишите номер предложения, в котором содержится ГЛАВНАЯ информация данного текста.
2. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФЕНОМЕН. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Феномен - наблюдаемое явление или событие;
2. Феномен - термин, в общем смысле означающий явление, данное в чувственном созерцании;
3. Феномен - необычное явление, редкий факт, то, что трудно постичь.
3. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Зрители времен Шекспира имели обыкновение покупать во время представления фрукты и запускать в (не)задачливых артистов огрызки.
Шекспир был также (не)плохим актером, сыгравшим (не)мало ролей в собственных пьесах..
В театре шекспировских времен отсутствовали занавеси и декорации, обстановка, окружающая актеров, описывалась (не)посредственно в тексте пьесы.
С творениями Шекспира, по подсчетам ученых, связано (не) менее 20 тысяч музыкальных произведений различных жанров.
Из предложений 1 – 5 выделенного в рамку текста (о Шекспире) выпишите два слова, в которых правописание ПРИСТАВКИ не зависит от глухости-звонкости последующего согласного.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Деревя(1)ый вместительный дом Шекспира с некраше(2)ым дощатым полом, отштукатуре(3)ый изнутри, прочно стоял на каме(4)ом фундаменте.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Запишите номер предложения.
(НЕ) СМОТРЯ на протесты церкви, драматическое искусство елизаветинской Англии все (же) развивалось.
(В) ЗАВИСИМОСТИ от количества проданных билетов одна и ТА (ЖЕ) пьеса Шекспира шла в театре чаще или реже.
(ПО) ЧЕМУ средневековые пьесы Шекспира так (НА)ДОЛГО «задержались» в этом сложном и противоречивом мире театрального искусства?
КАК (БЫ) (ТО) (НИ) БЫЛО новый король Яков I оказался ТАКИМ (ЖЕ) увлеченным театралом, как и его предшественница.
Расставьте знаки препинания. Укажите номер предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
И «Гамлет» и «Макбет» и «Король Лир» и «Отелло» одинаково популярны во всех странах мира.
Лев Толстой жестко критиковал Шекспира как драматурга и посвятил разгромному исследованию его работ очерк.
Сумрак скрыл очертания лица и фигуры девушки и набросил на неё как будто покрывало.
В елизаветинскую эпоху средняя продолжительность жизни англичанина составляла около сорока лет и в понятиях того времени в 1610 году Шекспир был уже глубоким стариком.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Театр «Глобус» представлял собой овальное помещение без крыши (1) огороженное высокой стеной (2) во внутренней стороне которой (3) располагались ложи аристократов.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Дом-музей Шекспира в Стратфорде-на-Эйвоне (1) как утверждают англичане (2) сохранил свой первоначальный облик далекого XY века.
По словам биографов (3) 11-летний Шекспир сумел проникнуть на королевский прием, присоединившись к труппе приглашенных актеров.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Первой постановкой Шекспира (1) о которой сохранились свидетельства очевидцев(2) была пьеса «Комедия ошибок».
Определите способ образования слова НАСТОЛЬКО (предложение 3).
Замените словосочетание О ШЕКСПИРОВСКИХ ПЬЕСАХ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Выпишите ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ 5 предложения текста (О Шекспире)
Как такое могло случиться?
Среди предложений 3-5 найдите сложноподчинённое предложение с ПРИДАТОЧНЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМ. Напишите номер этого сложного предложения.
Прочитайте предложение с ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ. Сделайте схему предложения.
Подтверждение того, что Шекспир женился неохотно можно найти в следующих строках его пьесы Н(н)айди себе невесту помоложе, иначе быстро охладеешь к ней Т (т)ак советовал герой «Двенадцатой ночи».
Укажите правильное объяснение постановки ТИРЕ в предложении. Напишите номер этого предложения.
Одна из сторон фантастики Шекспира – мир мрачных и зловещих сверхъестественных образов.
Тире разделяет обобщающее слово и однородные члены предложения.
Тире разделяет части сложного предложения.
Тире обозначает место пропуска членов предложения.
Тире разделяет подлежащее и сказуемое.
Определите, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ, ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ИЛИ ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ имеют придаточные данного предложения. Сделайте соответствующую схему, запишите тип подчинения.
Сезон в шекспировском театре «Глобус открывался 20 августа и длился до рождественских праздников, когда труппа выступала по приглашениям в домах знатных вельмож, где могла присутствовать и королевская семья.
Укажите, какое СРЕДСТВО РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ используется в предложении:
«Юный драматург готов был ради своей новой пьесы работать день и ночь, трудиться не покладая рук».
Эпитет
Олицетворение
Фразеологизм
Сравнительный оборот