12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Таисия Андреевна23
















Методическая разработка

Серия уроков «открытия знаний» по теме

«Глагол. Спряжение», 4 класс


Королева Таисия Андреевна

Большесосновский район,

«Нижнелыпская ООШ»























2023

Пояснительная записка


1. Материал может быть использован в 4 классе по русскому языку при введении новых знаний по теме «Глагол. Спряжение». Из опыта хорошо известно, что нормативное написание безударных личных окончаний глагола является «камнем преткновения» не только для четвероклассников, но и для старшеклассников. Ошибочные написания типа «борятся», «строют», «видет» весьма устойчивы, типичны и частотны в письменной речи школьников.

На уроках «открытия знаний» создается проблемная ситуация, урок носит деятельностный характер.

2. Материалы предлагаются для формирования следующих УУД:

Регулятивных:

а) высказывать гипотезы;

б) уметь самостоятельно выйти на тему и задачи урока;

в) уметь давать оценку своей работе и работе класса, группы;

г) определять границы «знания и незнания»;

д) ставить цель, определить тему урока

Познавательных:

а) отличать «известное» от «неизвестного»;

б) делать выводы;

в) работать по алгоритму;

г) применять знаково-символическую модель для выбора написания;

д) уметь сравнивать и обобщать.

Коммуникативных:

а) слушать и понимать речь других;

б) уметь выражать свою точку зрения;

в) уметь сотрудничать в группе







Тема «1 и 2 спряжение глаголов»

1 прием.

Класс разбивается на 2 группы, 1 группе задание: проспрягать глаголы молчать, говорить, второй группе – глаголы нести, петь, выделите окончание глагола и сделайте вывод, что заметили. Дети говорят, что у глагола молчать, говорить в окончаниях часто употребляется буква И, а у глагола нести, петь – буква Е(Ё).

-Как вы думаете, почему глаголы, стоящие в одном и том же лице и числе, имеют разные окончания? (затрудняются, не могут ответить на вопрос)

-Может быть, у глаголов есть еще одна грамматическая категория, о которой мы еще не знаем?

-Прочитайте диалог Ани и профессора Самоварова и скажите, подтвердились ли ваши предположения.

(Читают в группах и делают вывод, что в русском языке есть глаголы 1 и 2 спряжения и различаются они окончаниями)

- Значит, какая тема нашего урока? Сформулируйте цели урока.

2 прием (повышенный)

На доске написаны глаголы в два столбика.

(Он) нес..т (Он) кол..т

(Он) по..т (Он) кле..т

(Они) молч..т (они) пил..т

говор..т колыш..т

- Вставьте пропущенные буквы сначала в глаголах левого столбика, а потом правого.

Ребята успешно справляются со вставкой пропущенных букв в словах первого столбика: ведь здесь все личные окончания ударные. Определяют по окончаниям спряжение.

При решении аналогичной задачи со словами второго столбика ситуация резко меняется: ученики начинают колебаться в выборе букв. Неясность в произношении толкает к двояким написаниям: «колят» и колют и т.п. У пишущих не хватает знаний, чтобы решить вопрос о том, какие из написаний следует считать в плане орфографии нормативными, а какие неправильными. Создается проблемная ситуация.

- Почему не получается? Чем эти глаголы не похожи на глаголы первого столбика?

- В этих глаголах окончания безударные.

- Значит, какова будет тема урока?

- Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

Так дети осознают, что без знания орфографического правила, без овладения способом его применения к практике, грамотно писать безударные личные окончания нельзя.

Учитель вставляет пропущенные буквы, и начинается поиск решения с общего побуждения:

- Какие есть гипотезы? (Нужно определить спряжение).

- Согласны? Давайте определим. (Колют и борются – 1 спряжение, клеят и пилят – 2 спряжение).

- Разрешили проблему? (Нет. Если не знаем окончание, не сможем определить и спряжение).

- Дальше думаем. Как определить спряжение с безударным окончанием? (Поставим глагол в неопределенную форму).

колют (1) – колоть

клеят (2) – клеить

пилят (2) – пилить

колышут (1) – колыхать

- И как вы определите?

Если диалог затягивается, учитель дает подсказку:

- Может, надо посмотреть, на что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? (Так ученики открывают правило.)



Тема урока «Способы определения спряжения глаголов»

- Как определяем спряжение у глаголов? (по окончаниям)

Задание (работа в группах)

- Поставьте данные глаголы в форме 2 лица единственном числе:

кипеть, лежать, встретить, ползти, пилить, повесить.

-Легко ли вам было? При написании каких глаголов у вас возникли затруднения? ( при написании гласных в окончаниях глаголов встрет ? шь, пил ? шь, повес ? шь)

-А почему у вас возникли сомнения? ( Окончания безударные)

- Как же быть с этими глаголами? Как узнать, к какому спряжению они относятся?

(Дети высказывают свои предположения)

-Откройте учебник, прочитайте объяснения профессора Самоварова. Верны ли были наши предположения?

- Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями? Составьте алгоритм определения спряжения глаголов с безударными окончаниями. (Работа в парах, заслушиваются выступления)

Тема: « Глаголы - исключения».

Учащиеся знают, что глаголы бывают I и II спряжения. Чтобы правильно определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, необходимо поставить глагол в неопределенную форму и определить, какая гласная стоит перед –ть. На доске написаны глаголы. Объясните правописание выделенных букв в безударных окончаниях глаголов:

Шагаешь, движемся, жалеете, носите, (они) смотрят.

Ученики выходят к доске, объясняют гласную в безударных личных окончаниях и графически обозначают условия выбора орфограмм:

Шагаешь – шагать (Iспряжение) и т.п. Но: смотрят – смотреть (Удивление)

-Какое противоречие вы увидели? Почему это происходит?

-Возможно, есть слова, которые не подчиняются общему правилу.

-Как в русском языке называются такие слова?

-Слова-исключения?

Значит, какая тема нашего урока, какие задачи перед нами стоят?

Тема «Разноспрягаемые глаголы»

( В 4 классе я всегда даю материал по глаголу хотеть, потому что ребята очень часто употребляют этот глагол и делают ошибки типа «хочем», «хочут» и т. д.)

- А что вы скажете о глаголе хотеть? (Этот глагол оканчивается на –еть, значит, I спряжения).

- Все согласны? Давайте проверим, - учитель открывает таблицу, которая была закрыта: я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят.

Создается проблемная ситуация.

- Чему удивлены? Какие знания применили? Задание выполнено? Значит, какой возникает вопрос? (Выявить, какого же спряжения глагол хотеть).

Учитель ставит рядом с глаголом хотеть вопросительный знак.

- Какие есть гипотезы? По какому же типу спряжения изменяется глагол хотеть? (По типу I и II спряжения).

- А как называются такие глаголы? Кто-нибудь догадался? («Особые», «Исключения»). Так вводится понятие о разноспрягаемых глаголах.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.