Средства формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования)
Личностные Метапредметные Предметные Гражданская идентичность (сформированность гражданской позиции) Регулятивные. Сформированность умения самостоятельно ставить цели и планировать их достижение Содержание Ответственное отношение к учению Умение соотносить свои действия с планируемым результатом предметных Целостное мировоззрение … Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения областей Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку … Самоконтроль, самооценка, осознанный выбор в учебной и внеучебной деятельности Освоение социальных норм … Познавательные. Умение определять понятия, устанавливать аналогии… Моральное сознание и компетентность … Умение создавать, применять, преобразовывать знаки и символы… Коммуникативная компетентность Смысловое чтение. Экологическое мышление Сформированность ценностного отношения к ЗОЖ Коммуникативные. Умение организовать учебное сотрудничество и социальное взаимодействие Сформированность основ экологической культуры … Осознанное использование речевых средств Осознание значения семьи в жизни человека и общества … Компетентность в области ИКТ Эстетическое сознание
Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся …
Создание проблемных ситуаций 1) Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ? 2) СКАЗАТЬ – I спряжения 3) СКАЖЕТЕ – будущее время 4) СКАЖИТЕ – приказ, просьба 5) определить морфемный состав форм глагола: ска´ж - ЕТЕ скаж – и´ - ТЕ
Проблему необходимо увидеть и сформулировать: При знакомстве с темой «Имена существительные, имеющие форму только множественного числа», может быть предложен список слов (сапоги, дверь, ножницы, пила, горы, игра, жмурки, шторы, ворота, брюки) с вопросами и заданиями к нему: Что общего между словами в списке? На какие группы и по какому признаку можно разделить эти существительные? Выполните разделение по числу, в скобках запишите числовую пару (Какие проблемы возникли при выполнении задания?) Создание проблемных ситуаций
«Знаю – хочу узнать – узнал – научился» Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.
«Верные–неверные утверждения» Деепричастие – самостоятельная часть речи Деепричастие – особая форма глагола Деепричастие обладает признаками глагола и наречия Деепричастие не изменяется Деепричастие изменяется по временам Деепричастие в предложении является сказуемым
Работа с текстом Составление плана Составление граф-схемы Тезирование Составление сводной таблицы Комментирование Чтение с остановками Чтение с пометами
Проектная и исследовательская деятельность формирует: коммуникативные регулятивные познавательные личностные
1. Тема урока для нас была…(какой?), потому что…(причина). 2. Нам кажется, что эту тему мы усвоили… (как?). 3. Самым интересным на уроке было…(что именно?) 4. Самое сложное в сегодняшней теме - … (что именно?) 5. Наша микрогруппа на уроке работала… (как?).
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.