Занятие на тему «Средства индивидуальной защиты» (10 класс)
Сценарий занятия по предмету ОБЖ
«Средства индивидуальной защиты»
Пояснительная записка или введение
Ход занятия:
1. Организационный этап. Приветствие учащихся. Введение в тему занятия. Здравствуйте!
2. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы с вами говорили о способах защиты населения, узнали о коллективных средствах защиты.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ:
Для чего нужны защитные сооружения? (Заслушиваются ответы учеников)
А кто может перечислить защитные сооружения? (Выслушиваются версии ответов) Познавательные УУД
(убежища, ПРУ, укрытия, приспособленные для защиты населения-щели)
Сейчас предлагаю вам посмотреть видеофрагмент (Варя Стрижак. Атака мертвецов, или Русские не сдаются… https://ya.ru/video/preview/17921878652500154738)
После просмотра отрывка учитель задает вопрос учащимся:
О чём этот отрывок? (Заслушиваются ответы учащихся)
(В годы I мировой войны немцы применили отравляющий газ. 6 августа 1915год крепость Осовец.)
Слайд №1 «Тема урока» «Средства индивидуальной защиты»
Так как мы с вами увидели применение средств индивидуальной защиты органов дыхания – противогазы и повязки.
Что будет целью изучения в рамках нашего урока? (выслушиваются версии учащихся)
Сформировать представление об основных средствах защиты и изучить правила их использования.
Задачи
- Изучить назначение и виды средств индивидуальной защиты населения.
- Изучить правила пользования индивидуальными средствами.
- Развить навыки пользования индивидуальными средствами защиты органов дыхания (противогазами, респираторами), средствами защиты кожи (ОЗК), простейшими средствами защиты
3.Постановка цели и задач занятия (мотивация)
Слайд №.2 «Цель занятия»
Для чего именно на уроках ОБЖ мы это изучаем? (заслушиваем ответы учащихся)
А для чего нам необходимо знать СИЗ и способы их изготовления?
(Ответы учеников комментируются учителем и направляются на выявление того, что средства индивидуальной защиты предназначены для защиты от попадания во внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных отравляющих веществ и бактериологических средств.)
4.Усвоение новых знаний.
По способу изготовления СИЗ делятся на средства, изготовленные промышленным способом и простейшие, изготавливаемые населением из подручных средств.
Ставлю проблему: подумайте и дайте ответы на вопросы после просмотра фрагмента
Слайд №3. «Вопросы»
Вопросы: 1. Как можно разделить по предназначению CИЗ.
2. Что относится к средствам защиты органов дыхания?
3. Что относится к средствам защиты кожи?
4. Что относят к медицинским средствам защиты и профилактики
(Заслушиваю версии ответов учащихся)
Затем даю правильный ответ.
Слайд №4.
Вашему вниманию были представлены средств индивидуальной защиты.
Слайд №5-15
Практическая работа в группах по систематизации материала.
Рассмотрев ваши предложения по распределению СИЗ, можно сделать вывод, что средства индивидуальной защиты используются в зависимости от обстоятельств. Я предлагаю вам работать в группах.
Распределение по ролям. (коммуникативные УУД)
Для проведения практического занятия у нас организовано 3 рабочих места.
ГРУППА №1 «МАСТЕРСКАЯ» «Изготовление ватно-марлевой повязки»
(Подручные средства-марля, вата, ножницы, нитки , иголки)
Для эффективной работы в группе предлагаю распределить роли:
«Мастер» - отвечает за работу в группе, следит за правильностью изготовления повязки;
«Диспетчер» - подготавливает необходимый материал, согласно инструкции
«Швея» - изготавливает ватно-марлевую повязку
Для изготовление ватно-марлевой повязки воспользуйтесь видео
Для работы группы выдается карточка 1.
ГРУППА№2 Ознакомление с «СИЗ органов дыхания»
Группа работает с представленным видео и отвечает на вопросы
карточка 1
Воспользуйтесь для помощи ссылкой https://resh.edu.ru/subject/lesson/3327/main/
ГРУППА № 3 Ознакомление с «СИЗ кожи»
Группа работает с представленным видео и отвечает на вопросы
карточка 2
https://yandex.ru/video/touch/preview/11789651742965787929
Время работы в группах 12 минут. По истечению времени каждая группа предоставляет свой отчет в порядке очередности.
Ребята давайте закрепим наши знания. Воспользуемся сайтом РЭШ
тренировочные задания
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3327/main/
Рефлексия.
Ребята получают три вида карточек. На первой изображена точка, на второй – вопросительный знак, на третьей карточке – восклицательный знак.
Точка означает, что задания, материал урока понятен и трудностей не вызывает.
Вопросительный знак означает, что учащиеся на занятиях испытывал интеллектуальное затруднение при выполнении заданий.
Восклицательный знак означает, что занятие вызвало интерес и желание повторить такую работу ещё раз.
Карточки прикрепляются на доску. Таким образом, можно наглядно выявить наиболее трудные, наиболее интересные задания, а также задания, которые понятны всем. Обсуждение, как прошло занятие.
Оценка друг друга. Трудности
5. Домашнее задание:
Задания: 1. Используя специальную литературу и интернет, подготовьте сообщение на тему «Применение аптечки КИМГЗ после радиоактивного заражения местности».
Задания: 2. Подготовьте сообщение на тему «Изолирующие противогазы и правила пользования ими».
Слайд №16
Спасибо за внимание!
Слайд №17
Карточка 1
«МАСТЕРСКАЯ» «Изготовление ватно-марлевой повязки»
(Подручные средства-марля, вата, ножницы, нитки , иголки)
Для эффективной работы в группе предлагаю распределить роли:
«Мастер» - отвечает за работу в группе, следит за правильностью изготовления повязки;
«Диспетчер» - подготавливает необходимый материал, согласно инструкции
«Швея» - изготавливает ватно-марлевую повязку
Для изготовление ватно-марлевой повязки воспользуйтесь видео
Ребята давайте закрепим наши знания. Воспользуемся сайтом РЭШ
тренировочные задания
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3327/main/
Карточка 2
«СИЗ органов дыхания»
СИЗ (определение) –
Респираторы (определение) –
Противогаз (определение) –
Из чего состоит противогаз ГП 5
Из чего состоит противогаз ГП 7
Как определить целостность противогаза?
Как пользоваться противогазом?
В каком положении может находиться противогаз?
Какие бывают респираторы?
Ребята давайте закрепим наши знания. Воспользуемся сайтом РЭШ
тренировочные задания
Карточка 2
«СИЗ кожи»
Подручные средства защиты – это
Из чего изготавливают мыльно масленую эмульсию?
Разновидности специальной защитной одежды7
Что такое ОЗК?
Что входит в комплект ОЗК?
В каких вариантах применяется ОЗК?
Ребята давайте закрепим наши знания. Воспользуемся сайтом РЭШ
тренировочные задания
Потамошнева Наталья Алексеевна