Становление и развитие татарской музыкальной этнографии в советский период.
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img0.jpg)
Становление и развитие татарской музыкальной этнографии в советский период. Работу выполнила: Юнусова А.Р.
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img1.jpg)
Становление общенационального песенного стиля новые музыкальные инструменты развивались новые жанры сочинялись песни «Күбәләгем» («Бабочка моя»), «Алмагачлары» («Яблони»), «Баламишкин» («Дитя Мишкина»), «Сабан туе» («Сабантуй»), «Арча» («Арск»), «Сарман» («Сарманово»)
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img2.jpg)
Основные жанры По тематике и функции песни бывают: лирические обрядовые трудовые игровые колыбельные
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img3.jpg)
По форме и музыкальному стилю протяжные (озын көй) короткие песни (кыска көй) деревенские напевы (авыл көе)
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img4.jpg)
Озын көй Озын көй — протяжные лирические песни. Как правило, на них накладывали тексты десяти- или девятислогового строения. Классические примеры: «Кара урман» («Дремучий лес») «Әллүки» «Сибелә чәчәк» («Осыпаются цветы») «Салкын чишмә» («Холодный родник»).
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img5.jpg)
Кыска көй Кыска көй — подвижные мелодии с четкой «квадратной» структурой и незначительным количеством распевов. Популярные примеры: «Күбәләгем» («Бабочка моя») «Алмагачлары» («Яблони») «Баламишкин» («Дитя Мишкина») «Сабан туе» («Сабантуй»)
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img6.jpg)
Авыл көе Авыл көе— лирические песни умеренного темпа. В названиях нередко содержатся наименования мест их возникновения и распространения. Часто исполняются коллективно, под аккомпанемент гармони. Популярные примеры: «Сарман» «Арча»
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img7.jpg)
В ней нашли отражение В ней нашли отражение исторические судьбы, мечты и сокровенные думы, условия жизни и труда, своеобразие художественного мышления народа. Музыка, чутко отражая духовный мир народа, в различные исторические периоды не оставалась неизменной.
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img8.jpg)
Первые нотные записи татарских народных мелодий Первые нотные записи татарских народных мелодий были сделаны Иваном Добровольским, учителем музыки Астраханской гимназии. В 1816-1818 гг. он издал 8 тетрадей песен различных народов, живущих в Астраханском крае, в том числе и татар.
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img9.jpg)
В начале 20-х гг. XX в. вопросами музыкального фольклора занималась музыкально-этнографическая комиссия при Казанской Высшей восточной музыкальной школе, где заслушивались доклады о татарской музыке И.А. Козлова, В.С. Гаврилова, С.Х. Габяши, Н.В. Никольского. В начале 20-х гг. XX в. вопросами музыкального фольклора занималась музыкально-этнографическая комиссия при Казанской Высшей восточной музыкальной школе, где заслушивались доклады о татарской музыке И.А. Козлова, В.С. Гаврилова, С.Х. Габяши, Н.В. Никольского. В 1920 гг. Н.В. Никольский издал компилятивную работу «Конспект по истории народной музыки у народностей Поволжья», которая стала, своего рода, первым учебным пособием по изучению татарской музыки.
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img10.jpg)
Султан Габяши (1891-1942)
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img11.jpg)
Султан Габяши Он в числе первых делал хоровые отработки народных песен, создавал музыкальные композиции в традициях протяжных народных песен. В 20-е гг. С. Габяши впервые совершает музыкально-этнографическую экспедицию с фонографом и пишет работу «Звуковой строй татарской музыки». Габяши также первым ставит вопрос о достоверной расшифровке народных мелодий, изучает особенности мелодического и ладового строения, исполнительство татарской народной песни.
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img12.jpg)
Александр Ключарев (1906-1972)
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img13.jpg)
Василий Виноградов (1874-1948)
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img14.jpg)
Первый сборник татарских народных песен (1941г.) Композиторы А.С. и В. Виноградов в 1941 г. издали сборник татарских народных песен. Определяя жанры народной песни, авторы приходят к следующему выводу: основным жанром татарской песни является лирико-любовный, а эпический жанр в песенном творчестве почти отсутствует. Авторы также утверждают, что у татар до революции не было хороводных и свадебных песен, что пению и музыке в Казанском ханстве «не было места ввиду влияния ислама».
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img15.jpg)
Второй том (1955г.) В 1955 г. в свет вышел второй том татарских народных песен А.С. Ключарева и В.И. Виноградова. В сборнике 3 раздела: Фольклор советского периода; Дооктябрьский фольклор; Инструментальный наигрыш.
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img16.jpg)
Третий том (1964г.) Существует и третий том татарских народных песен, изданный Казанской консерваторией и известный как «музафаровский» сборник (1964). Нотные записи в нем выполнены М. Музаффаровым, комментарии – В. Виноградовым, а тексты песен – З. Хайруллиной.
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img17.jpg)
Первый татарский балет «Шурале» Ф.Яруллина
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img18.jpg)
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img19.jpg)
Александр Ключарев (1906-1972)
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img20.jpg)
Первый сборник татарских народных песен (1941г.) Композиторы А.С. и В. Виноградов в 1941 г. издали сборник татарских народных песен. Определяя жанры народной песни, авторы приходят к следующему выводу: основным жанром татарской песни является лирико-любовный, а эпический жанр в песенном творчестве почти отсутствует. Авторы также утверждают, что у татар до революции не было хороводных и свадебных песен, что пению и музыке в Казанском ханстве «не было места ввиду влияния ислама».
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img21.jpg)
Первый сборник татарских народных песен (1941г.) Композиторы А.С. и В. Виноградов в 1941 г. издали сборник татарских народных песен. Определяя жанры народной песни, авторы приходят к следующему выводу: основным жанром татарской песни является лирико-любовный, а эпический жанр в песенном творчестве почти отсутствует. Авторы также утверждают, что у татар до революции не было хороводных и свадебных песен, что пению и музыке в Казанском ханстве «не было места ввиду влияния ислама».
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img22.jpg)
Большой вклад в татарскую профессиональную музыку Большой вклад в татарскую профессиональную музыку внес композитор Александр Ключарев . Несмотря на то, что он был русским по национальности – он хорошо разбирался в татарско-башкирской национальной мелодии, татарском народном творчестве. Ключарев после А.А. Эйхенвальда возглавляет работу фольклорного кабинета и вскоре совместно с В.Виноградовым, М.Садри создает первый сборник татарских народных песен, он создал свой стиль обработки татарской народной песни, на котором учились многие его последователи
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img23.jpg)
Балет «Горная быль» (1951) Балет «Горная быль» на либретто А.Ключарева и Р.Хисамова, созданный на основе башкирских сказаний и музыкального фольклора (1951; 2 редакция 1959) и поставленный на сцене Башкирского театре оперы и балета
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img24.jpg)
Загид Хабибуллин (1910-1983)
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img25.jpg)
Балет «Раушан» (1960) или «Заколдованный мальчик»(1974) Детский балет «Заколдованный мальчик», который написан по мотивам татарских народных сказок и сказок Г. Тукая. Главная героиня балета - девочка Раушан отправляется на поиски брата Гали, заколдованного Бабой Ягой. Много испытаний, трудностей встречается на пути Раушан, но проявив смелость и находчивость, она спасает Гали и возвращается с ним домой.
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img26.jpg)
Фасиль Ахметов (1935-1998)
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img27.jpg)
Детская музыка Ф.Ахметова близка и понятна детям. Детская музыка Ф.Ахметова близка и понятна детям. Такие песни как: «Юные космонавты», «Песня юных магелланцев», «Я дружу с ветром», «Возвращаясь из школы»
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img28.jpg)
Салих Сайдашев (1900-1954)
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img29.jpg)
Песни для детей из творчества С.Сайдашева: Песни для детей из творчества С.Сайдашева: «Москва», «Без усэ,без» (Мы растём), «Жэй» (Лето), «Дуслык турында жыр» (Песня о дружбе), «Дэу эни» (Бабушка) и др. Последним сборником, увидевшим свет ещё при жизни автора, оказались «Балалар жырлары» (Детские песни) на слова А. Ерикеева, Ш. Маннура, Г. Насыри, М. Садри, С. Урайского.
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img30.jpg)
Сотрудники кабинета музыкального фольклора
![](/data/ppt_to_html/u329361/p192605/img31.jpg)