Статистико-аналитический анализ результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2023 году
- Методический анализ результатов ЕГЭ
по истории
(наименование учебного предмета)
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ Количество2 участников ЕГЭ по учебному предмету (за 3 года)
Таблица 2‑1
2021 г. | 2022 г. | 2023 г. | |||
чел. | % от общего числа участников | чел. | % от общего числа участников | чел. | % от общего числа участников |
89 | 11,7% | 108 | 14,5% | 94 | 13,1% |
Таблица 2‑2
Пол | 2021 г. | 2022 г. | 2023 г. | |||
чел. | % от общего числа участников | чел. | % от общего числа участников | чел. | % от общего числа участников | |
Женский | 59 | 66,3% | 74 | 68,5% | 70 | 74,5% |
Мужской | 30 | 33,7% | 34 | 31,5% | 24 | 25,5% |
Таблица 2‑3
Всего участников ЕГЭ по предмету | 94 |
Из них: выпускников текущего года, обучающихся по программам СОО | 88 |
выпускники СПО | 2 |
выпускников прошлых лет | 3 |
участников с ограниченными возможностями здоровья | 1 |
Таблица 2‑4
Всего ВТГ | 89 |
Из них: выпускники лицеев и гимназий | 5 |
выпускники СОШ с УИП | 7 |
выпускники СОШ | 77 |
выпускники с формой обучения самообразование | 0 |
Таблица 2‑5
№ п/п | АТЕ | Количество участников ЕГЭ по учебному предмету | % от общего числа участников в регионе |
1. | г.о. Новокуйбышевск | 33 | 35,1% |
2. | м.р. Волжский | 61 | 64,9% |
Таблица 2‑6
№ п/п | Название учебников ФПУ | Примерный процент ОО, в которых использовался учебник |
1. | Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. и др./Под ред. Торкунова А.В. История России в 3 частях, 10 класс (базовый и углублённый уровни), 2021 | 86% |
2. | Борисов Н.С.,Левандовский А.А./под редакцией Карпова С.П. История. История России. С древнейших времён до 1914 г. 11 класс. В 2-х ч. (углубленный уровень), 2022 | 33% |
3. | Горинов М. М., Данилов А. А., Косулина Л. Г. и др.; под редакцией Торкунова А.В. История. История России. 1914—1945гг. 10 класс. В 2-х ч.; Данилов А. А., Торкунов А. В., Хлевнюк О. В. и др. История России. 1946 г. - нач. XXI века 11 кл. В 2-х ч. (базовый уровень), 2021 | 19% |
4. | Сахаров А.Н., Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (базовый и углубленный уровни) (в 2 частях) 10-11 класс, 2020 | 48% |
5. | Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О./Под ред. Искендерова А.А. История. Всеобщая история. Новейшая история (базовый и углублённый уровни) 10 класс, 2021 | 57% |
6. | Сороко-Цюпа О.С., Сороко-ЦюпаА.О., под редакцией Чубарьяна А.О.История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 — 1945 гг. 10, 11 класс(базовый уровень), 2022 | 38% |
7. | Уколова В.И., Ревякин А.В.; Улунян А.А.,Сергеев Е.Ю. /Под ред. Чубарьяна А.О. История. Всеобщая история (базовый уровень)10, 11 класс, 2019 | 5% |
8. | Измозик В.С., Журавлева О.Н., Рудник С.Н.; Журавлева О.Н.,Пашкова Т.Н. /под общ. ред. Тишкова В.А. История России 10, 11 класс, 2020 | 5% |
9. | Загладин Н.В., Симония Н.А. История. Всеобщая история (углубленный уровень) 10, 11 класс, 2020 | 10% |
10. | Волобуев О.В., Карпачев С.П., Клоков В.А.; Волобуев О.В., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. и др. История России: начало XX - начало XXI века (базовый уровень) 10, 11 класс, 2022 | 19% |
11. | Волобуев О.В., Митрофанов А.А., Пономарев М.В. История. Всеобщая история (базовый и углубленный уровни) 10, 11 класс, 2019 | 5% |
Популярность выбора истории на ЕГЭ достаточно стабильна и составляет в 2023 году 13,1%, и на 1,4% ниже результата 2022 года. Стабильность выбора обоснована наличием соответствующих ВУЗов на территории Самарской области, где история является вступительным экзаменом.
В 2023 году ЕГЭ по истории по-прежнему более активно выбирали девушки (74,5%). Вместе с тем доля юношей в составе участников экзамена уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 6% (25,5% в 2023 г. против 31,5% в 2022 г.).
Более 93% сдававших ЕГЭ по истории составили выпускники общеобразовательных учреждений текущего года, из которых 7,9% - выпускники средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов и 5,6% - выпускники лицеев и гимназий. Незначительный процент выпускников прошлых лет (3,2%) и выпускников СПО (2,1%).
В текущем году доля лиц с ОВЗ, обучавшихся по программам СОО и
участвующих в ЕГЭ по истории, составила 1,1%.
В разрезе АТЕ 35,1% участников ЕГЭ являются выпускниками ОО г.о. Новокуйбышевск, 64,9% участников ЕГЭ являются выпускниками ОО м.р. Волжский.
Д иаграмма распределения тестовых баллов участников ЕГЭ по предмету в 2023 г.
(количество участников, получивших тот или иной тестовый балл)
Таблица 2‑7
№ п/п | Участников, набравших балл | Субъект Российской Федерации | ||
2021 г. | 2022 г. | 2023 г. | ||
| ниже минимального балла5, % | 2,2% | 8,3% | 2,1% |
| от минимального балла до 60 баллов, % | 57,4% | 51% | 43,6% |
| от 61 до 80 баллов, % | 24,7% | 28,7% | 33,0% |
| от 81 до 99 баллов, % | 13,5% | 12% | 21,3% |
| 100 баллов, чел. | 2 (2,2%) | 0 | 0 |
| Средний тестовый балл | 59,2 | 56,5 | 63,0 |
ОО | Диапазон мин баллов | Диапазон риска высоких баллов | Высокобалльные результаты | |||
% неудовлетворительных результатов | Доля выпускников, преодолевших порог с запас 1-2 балла от мин порога | Доля выпускников, получивших от 80-82 баллов | Доля выпускников, получивших 83 балла и более | |||
ВПЛ | 33,3% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | ||
ГБОУ гимназия № 1 | 0,0% | 20,0% | 0,0% | 20,0% | ||
ГБОУ СОШ "ОЦ" "Южный город" п. Придорожный | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 12,5% | ||
ГБОУ СОШ "ОЦ" п.г.т. Рощинский | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 42,9% | ||
ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Дубовый Умет | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | ||
ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Подъем-Михайловка | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 33,3% | ||
ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" п.г.т. Стройкерамика | 0,0% | 33,3% | 0,0% | 0,0% | ||
ГБОУ СОШ № 3 | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 14,3% | ||
ГБОУ СОШ № 3 п.г.т. Смышляевка | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 62,5% | ||
ГБОУ СОШ № 5 "ОЦ" | 16,7% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | ||
ГБОУ СОШ № 7 "ОЦ" | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 14,3% | ||
ГБОУ СОШ № 8 "ОЦ" | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 33,3% | ||
ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" п.г.т. Смышляевка | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 14,3% | ||
ГБОУ СОШ п. Просвет | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | ||
ГБОУ СОШ п.г.т. Петра-Дубрава | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 66,7% | ||
ГБОУ СОШ с. Курумоч | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | ||
ГБОУ СОШ с. Лопатино | 0,0% | 100,0% | 0,0% | 0,0% | ||
ГБОУ СОШ с. Черноречье | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | ||
СПО | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | ||
ИТОГО: | 2,1% | 5,3% | 0,0% | 21,3% |
Таблица 2‑8
№ п/п | Участников, набравших балл | ВТГ, обучающиеся по программам СОО | Выпускники СПО | ВПЛ | Участники экзаменас ОВЗ |
Доля участников, набравших балл ниже минимального | 1,1% | | 33,3% | | |
| Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов | 42,1% | 100% | 33,3% | 100% |
| Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов | 34,1% | | 33,3% | |
| Доля участников, получивших от 81 до 99 баллов | 22,7% | | | |
| Количество участников, получивших 100 баллов | | | | |
Таблица 2‑9
| Доля участников, получивших тестовый балл | Количество участников, получивших 100 баллов | |||
ниже минимального | от минимального до 60 баллов | от 61 до 80 баллов | от 81 до 99 баллов | ||
СОШ | 1,3% | 41,6% | 33,8% | 23,4% | 0 |
Лицеи, гимназии | 0% | 60% | 20% | 20% | 0 |
СОШ с УИП | 0% | 42,9% | 42,9% | 14,3% | 0 |
Таблица 2‑10
№ п/п | Наименование АТЕ | Количество участников экзамена, чел. | Доля участников, получивших тестовый балл | Количество участников, получивших 100 баллов | ||||||
ниже минимального | от минимального до 60 баллов | от 61 до 80 баллов | от 81 до 99 баллов | |||||||
1. | г.о. Новокуйбышевск | 33 | 6,1% | 48,5% | 33,3% | 12,1% | 0 | |||
2. | м.р. Волжский | 61 |
| 41% | 32,8% | 26,2% | 0 |
Выделение перечня ОО, продемонстрировавших наиболее высокие и низкие результаты ЕГЭ по предмету Перечень ОО, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ по предмету
Среди образовательных организаций Поволжского округа, выпускники которых выбрали историю на ЕГЭ 2023 года, только одна школа с количеством участников более 10 человек, то есть количество участников недостаточно для получения статистически достоверных результатов при сравнении.
Среди образовательных организаций Поволжского округа, выпускники которых выбрали историю на ЕГЭ 2023 года, только одна школа с количеством участников более 10 человек, то есть количество участников недостаточно для получения статистически достоверных результатов при сравнении.
ВЫВОДЫ о характере изменения результатов ЕГЭ по предмету На основе приведенных в разделе показателей описываются значимые измененияв результатах ЕГЭ 2023года по учебному предмету относительно результатов ЕГЭ 2022 г. (при наличии), аргументируется значимость приведенных изменений, приводятся их возможные причины. В случае отсутствия значимых изменений необходимо указать возможные причины стабильности результатов.
Сравнение результатов ЕГЭ по истории за последние 3 года показывает, что в 2023 году участники ЕГЭ продемонстрировали результаты значительно выше, чем в 2022 и в 2021 годах (таблица 2-7).
Процент участников, не преодолевших границу минимального балла в 2023 году, составил 2,1%, что на 6,2 % меньше, чем в 2022 году.
Средний тестовый балл по истории в 2023 году также повысился в сравнении с 2022 годом на 6,5 балла и составил 63,0. Этот показатель выше и показателя 2021 года (59,2).
Показатели, связанные с получением высоких баллов (от 81 до 100), в 2023 году
увеличились по сравнению с 2022 годом на 9,3%, а также эти показатели больше, чем в 2021 году на 7,8%. Доля участников, получивших тестовый балл от 61 до 80 баллов, увеличилась по сравнению с 2022 годом на 4,3%.
Сопоставлять результаты ЕГЭ, полученные выпускниками текущего года,
обучающимися по программам СОО с выпускниками прошлых лет и СПО, нецелесообразно, так как эта группа очень мала, что неизбежно приводит к значительной погрешности в оценках.
Из учебных заведений наилучшие результаты по ЕГЭ в 2023 году показали, выпускники общеобразовательных школ. По всем типам учебных заведений наблюдается положительная динамика по показателю «доля участников, получивших тестовый балл от 61 до 80 баллов» в сравнении с 2021-2022 гг.
Доля участников ЕГЭ, получивших тестовый балл ниже минимального, имеет максимальное значение показателя в категории выпускников прошлых лет (33,3%).
В разрезе АТЕ доля участников ЕГЭ, получивших тестовый балл ниже минимального, в м.р. Волжский – 0%, а в г.о. Новокуйбышевск составила 6,1%. Доля участников, получивших тестовый балл от минимального до 60 баллов, в г.о. Новокуйбышевск выше данного показателя в м.р. Волжский на 7,5%. Доля участников, получивших тестовый балл от 61 до 80 баллов, в м.р. Волжский ниже данного показателя в г.о. Новокуйбышевск на 0,5%. Доля участников, получивших тестовый балл от 81 до 99 баллов, в м.р. Волжский выше значения данного показателя в г.о. Новокуйбышевск на 14,1%. Участников, показавших высший результат, нет.
На основании результатов ЕГЭ по истории с учетом данных по АТЕ можно сделать вывод, что самый высокий уровень подготовки по предмету «История» у выпускников образовательных организаций муниципального района Волжский.
Анализ результатов показывает, что доля участников экзамена, которые не смогли преодолеть установленный минимальный порог тестовых баллов, и преодолевших порог с запасом 1-2 балла, в 2023 году составляет 7,4%.
Доля участников экзамена с высоким уровнем подготовки по истории в Поволжском округе составляет 21,3%, доля участников, которые преодолели с запасом в 1-2 балла границу, соответствующую высокому уровню подготовки (80-82 балла), в 2023 году составила 0%.
Краткая характеристика КИМ по учебному предмету
Варианты КИМов, использованные в регионе, соответствуют содержанию и структуре КИМов, разработанных Федеральным институтом педагогических измерений и отражают требования федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС) и Историко-культурного стандарта.
При сравнении КИМов 2023 года по истории с КИМами прошлых лет наблюдается преемственность. Экзаменационная работа охватывает элементы всего содержания курса истории России, с древности (особенно в заданиях с картой и задания по анализу текста) и по настоящее время с включением элементов всеобщей истории (во 2 и 19 заданиях).
В КИМ 2023 внесены некоторые изменения. Число заданий увеличено с 19 в 2022 году до 21. В работу включено задание на проверку знания фактов истории Великой Отечественной войны (8). В работу включено задание на проверку умения сравнивать исторические события, процессы, явления (20). Максимальный первичный балл увеличен с 38 в 2022 году до 42. Время выполнения работы увеличено со 180 минут до 210 минут. При формировании экзаменационных вариантов история Великой Отечественной войны будет проверяться не только заданиями 8 и 17, но и широко представлена в других заданиях. Не менее 20% заданий экзаменационной работы будут включать в себя факты истории Великой Отечественной войны.
Анализ выполнения заданий КИМСтатистические данные выполнения отдельных заданий свидетельствуют, что в 2023 году результаты несколько выше в сравнении с 2022 годом.
На базовом уровне самые высокие результаты были показаны при выполнении двух заданий: №9 на умение работать с картой (73,9%) и №14 на умение проводить поиск исторической информации (87,5%). Выше 50% на базовом уровне выполнены все задания, кроме №8 (работа с изображениями), введенного с 2023 года.
На повышенном уровне выпускники наиболее успешно справились
с заданиями № 11, предполагающем работу по соотнесению картографической информацией с текстом (95,5%), №4, предполагающем систематизацию исторической информации (75,8%), №15– работа с изображениями (80,1%), №17– работа с письменными историческими источниками (82,6%). Выше 50% на повышенном уровне выполнены шесть заданий, что составляет 75% от количества заданий на повышенном уровне.
Из заданий высокого уровня сложности наиболее успешно экзаменуемые справились с заданием №20. С заданием №20 (умение использовать принципы причинно-следственного анализа) справились в «группе от 81 до 100 т.б.» 90% выпускников, «в группе от 61 до 80 т.б.» – 57,8%).
Задание №21 имеет высокий уровень сложности, средний показатель выполнения проверяемого умения использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии составил 35,2%. Низким показателем он стал и для «группы от минимального до 60 т.б.»– 6,3%. Однако, «в группе от 61 до 80 т.б.» результат выше 40 % (46,7%) и «в группе от 81 до 100 т.б.» результат составил 73,3%, показывая высокий уровень подготовки учащихся.
Статистический анализ выполнения заданий КИМ в 2023 году
Номер задания в КИМ | Проверяемые элементы содержания / умения | Уровень сложности задания | Процент выполнения задания | ||||
средний | в группе не преодолевших минимальный балл | в группе от минимального до 60 т.б. | в группе от 61 до 80 т.б. | в группе от 81 до 100 т.б. | |||
1 | Знание дат (задание на установление соответствия) | Б | 71,0% | 0% | 55,4% | 75,0% | 97,5% |
2 | Систематизация исторической информации (умение определять последовательность событий) | Б | 69,3% | 0% | 51,4% | 76,7% | 95,0% |
3 | Знание основных фактов, процессов, явлений (задание на установление соответствия) | Б | 69,3% | 0% | 40,5% | 86,7% | 100,0% |
4 | Систематизация исторической | П | 75,8% | 100% | 54,1% | 87,8% | 100,0% |
5 | Знание исторических деятелей (задание на установление соответствия) | Б | 56,3% | 0% | 27,0% | 66,7% | 97,5% |
6 | Работа с письменным историческим | П | 47,2% | 0% | 31,1% | 51,7% | 72,5% |
7 | Знание основных фактов, процессов, явлений истории культуры России (задание на установление соответствия) | Б | 62,5% | 0% | 44,6% | 73,3% | 82,5% |
8 | Работа с изображениями | Б | 48,9% | 0% | 32,4% | 40,0% | 95,0% |
9 | Работа с исторической картой (схемой) | Б | 73,9% | 0% | 56,8% | 83,3% | 95,0% |
10 | Работа с исторической картой (схемой) | Б | 68,2% | 0% | 40,5% | 86,7% | 95,0% |
11 | Работа с исторической картой (схемой) | П | 95,5% | 0% | 91,9% | 100,0% | 100,0% |
12 | Работа с исторической картой (схемой) | Б | 58,0% | 0% | 41,9% | 58,3% | 90,0% |
13 | Характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника | П | 38,1% | 0% | 8,1% | 46,7% | 82,5% |
14 | Умение проводить поиск исторической информации в источниках разных типов | Б | 87,5% | 0% | 82,4% | 88,3% | 100,0% |
15 | Работа с изображениями | П | 80,1% | 0% | 63,5% | 90,0% | 100,0% |
16 | Работа с изображениями | П | 25,6% | 0% | 8,1% | 21,7% | 65,0% |
17 | Работа с письменными историческими | П | 82,6% | 0% | 70,3% | 90,0% | 98,3% |
18 | Умение использовать принципы причинноследственного, структурнофункционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений | В | 39,0% | 0% | 13,5% | 38,9% | 88,3% |
19 | Знание исторических понятий, умение | П | 53,4% | 0% | 28,4% | 55,0% | 100,0% |
20 | Умение использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений (сравнение исторических событий, процессов, явлений) | В | 45,8% | 0% | 13,5% | 57,8% | 90,0% |
21 | Умение использовать исторические | В | 35,2% | 0% | 6,3% | 46,7% | 73,3% |
Менее половины выпускников 2023 года успешно справились в 1 части КИМ с заданием №8 (48,9%). Ниже окружного показателя задания № 8 выполнили обучающиеся ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" п.г.т. Стройкерамика,ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" п.г.т. Смышляевка, ГБОУ СОШ п. Просвет, ГБОУ СОШ с. Черноречье, ГБОУ гимназия № 1, ГБОУ СОШ № 3, ГБОУ СОШ № 5 "ОЦ", ГБОУ СОШ № 7 "ОЦ".
По работе с исторической картой выпускники показали следующий результат: задание 9 (73,9%), №10 – 68,2%, № 11 – 95,5%, № 12 – 58%. Ниже окружного показателя задания № 9, 10, 12 выполнили обучающиеся ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Подъем-Михайловка, ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" п.г.т. Стройкерамика, ГБОУ СОШ с. Курумоч, ГБОУ СОШ с. Черноречье, ГБОУ СОШ № 7 "ОЦ", а так же задания 9-12 выполнили обучающиеся ГБОУ гимназия № 1, ГБОУ СОШ № 5 "ОЦ".
Чаще всего проблема связана с разными картографическими пособиями, имеющими неточности воспроизведения картографических объектов и небольшое время изучения карт, связанных с одним историческим периодом или одной темой, что требует более внимательной работы педагогов и отборов пособий.
Концепция преподавания учебного курса «История России» указывает на необходимость работы с исторической картой и историческими источниками, большое внимание уделяется изучению вопросов культуры, а так же концепция имеет общую патриотическую направленность.
Анализ метапредметных результатов обучения, повлиявших на выполнение заданий КИМВ КИМ по истории в 2023 году есть задания, успешность выполнения которых зависела в том числе от сформированностиметапредметных результатов у выпускников.
С заданием 16, где было необходимо критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, не смогли справиться большинство участников ЕГЭ.
Задание № 16 повышенной сложности, средний показатель выполнения 25,6%. Участникам ЕГЭ необходимо было используя информацию в источнике (иллюстрации или репродукции), а также информацию, полученную из задания
№ 15, указать примерное время его создания, для того чтобы определить стиль произведения культуры,его автора, а так же место нахождения.Выпускникивероятно неверно соотносилиисторический период, который определен в задании 15 с характерными признаками определенного стиля в культуре, которые отражены на иллюстрациях в задании 16. В свою очередь это приводит к неверно выбранному номеру ответа, а так же указанию автора памятника культуры. Низкий результат задания связан затруднениями обучающихся ориентироваться в различных источниках информации, соотносить информацию полученную из них, а так же выявлять характерные признаки исторических явлений и объектов культуры.
Ниже окружного показателя задание № 16 выполнили обучающиеся ГБОУ СОШ "ОЦ" "Южный город" п. Придорожный, ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Дубовый Умет (0%), ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Подъем-Михайловка (0%), ГБОУ СОШ с. Курумоч (0%), ГБОУ СОШ с. Лопатино (0%), ГБОУ СОШ с. Черноречье (0%), ГБОУ гимназия № 1, ГБОУ СОШ № 3 (0%), ГБОУ СОШ № 5 "ОЦ", ГБОУ СОШ № 7 "ОЦ", ГБОУ СОШ № 8 "ОЦ" (0%).
При решении задания 18 высокого уровня сложности, средний процент успешного выполнения которого составляет 39%, выпускники должны были указать три любых последствия указанного в задании исторического события.
У выпускников возникли трудности в использовании принципов причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Низкий процент выполнения данного задания, позволяет сделать вывод о несформированности навыков устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.
Ниже окружного показателя задание № 18 выполнили обучающиеся ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Дубовый Умет, ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Подъем-Михайловка, ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" п.г.т. Стройкерамика, ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" п.г.т. Смышляевка, ГБОУ СОШ с. Курумоч, ГБОУ СОШ с. Лопатино, ГБОУ СОШ с. Черноречье, ГБОУ гимназия № 1, ГБОУ СОШ № 3, ГБОУ СОШ № 5 "ОЦ", ГБОУ СОШ № 7 "ОЦ".
Средний процент выполнения задания №21 составляет 35,2%. Это новое задание впервые было представлено вКИМ по истории 2022 года. Задание высокого уровня сложности. Выпускникам необходимо было сформулировать аргументы для подтверждения точки зрения, представленной в задании, для аргументов необходимо было использовать исторические сведения из курса всеобщей истории и истории России. Низкие результаты выполнения задания связаны с неспособностью выпускников использовать исторические сведения для аргументации своей позиции, выявлять и называть причины событий, формулировать и обосновывать выводы в противоречивых исторических точках зрения. Сложность задания для обучающихся связана с тем, что необходимо аргументировать ответ историческими фактами как из истории России, так и из всеобщей истории.
Ниже окружного показателя задание № 21 выполнили обучающиеся ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Дубовый Умет, ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" п.г.т. Стройкерамика, ГБОУ СОШ № 3 п.г.т. Смышляевка, ГБОУ СОШ с. Лопатино, ГБОУ СОШ с. Черноречье, ГБОУ гимназия № 1, ГБОУ СОШ № 3, ГБОУ СОШ № 5 "ОЦ".
Перечень элементов содержания/умений и видов деятельности, усвоение которых всеми школьниками региона в целом можно считать достаточным.
Школьники округа показали хорошие результаты в знании исторических дат – средний процент выполнения 71%, в умении работать с исторической картой, включая соотнесение картографической информации с текстом – процент выполнения 95,5%, в умении систематизировать историческую информацию – процент выполнения 75,8%. Выше был показан выпускниками результатпо умению проводить поиск исторической информации в источниках разных типов – процент выполнения 87,5%.
Каждый второй выпускник продемонстрировал хорошие умения по систематизации исторической информации – средний процент выполнения 69,3%, знание основных фактов, процессов, явлений – процент выполнения 69,3%, знание исторических деятелей – процент выполнения 82,6%, знание объектов исторической карты – процент выполнения 73,9%.
Нестабильным оказался результат по работе выпускников с изображениями. 15 и 16 задания взаимосвязаны. 15 задание предполагает определение на основе анализа изображения какого-либо события, исторической личности, а также обоснование своего ответа, 80,1% выпускников верно выполнили задание. 16 задание предполагает выбор одного из четырёх представленных в задании памятников культуры по заданным критериям, а также указание автора, какого-либо факта, связанного с историей создания памятника, местом его нахождения, стилистическими особенностями, но с ним справились только 25,6 % выпускников, некоторые из них давали верный ответ на 2 часть задания, но если первая часть ответа дана неверно, то весь ответ считается неверным.
Перечень элементов содержания / умений и видов деятельности, усвоение которыхвсемишкольникамирегионавцелом,школьникамисразнымуровнемподготовкинельзясчитать достаточным.
Характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника имеет процент выполнения немного ниже 50%, но стабилен «в группе от 61 до 80 т.б.» – 46,7%, «в группе от 81 до 100 т.б.» – 82,5%. Такой же результат получен при проверке умения использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений, где средний процент выполнения 39%, а «в группе от 81 до 100 т.б.» – 88,3% выше 50%.
Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета в субъекте Российской Федерации на основе выявленных типичных затруднений и ошибок
- …
Анализ результатов единого государственного экзамена по истории в Самарской области позволяет дать следующие рекомендации по совершенствованию процесса преподавания истории.
В основе обучения должны находиться положения ФГОС ООО и СОО, историко-культурного стандарта, материалы учебников, рекомендованных Министерством Просвещения Российской Федерации.
Систематически использовать отдельные задания или блоки заданий в формате ЕГЭ в практике преподавания на уроках истории и оценочных процедурах текущего и промежуточного контроля, использовать единые критерии оценивания ЕГЭ в рамках промежуточного контроля обучающихся по истории, для объективности оценивания результатов.
Использовать средневзвешанную отметку при промежуточной аттестации по истории в 10-11 классе, увеличив коэффициент веса отметок за работы в формате ЕГЭ, при подготовке к ГИА;
Использовать дифференцированный подход при подготовке к ЕГЭ обеспечивая образовательное равенство для всех категорий обучающихся. Это позволяет регулировать темп продвижения каждого ученика в соответствии с его возможностями. Наиболее эффективный путь реализации данного подхода использование индивидуальные формы организации учебной деятельности. Во время работы ученик самостоятельно выполняет задание, подобранное специально для него, в соответствии с подготовкой и учебными возможностями или ученик самостоятельно выполняет задание, общее для всего класса, без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. Виды примерных учебных заданий для организации индивидуальной формы работы: работа с учебником, справочником, словарем, информационными и электронными ресурсами, работа по карточкам и кейсами, заполнение таблиц, решение задач, проведение исследований, написание рефератов, докладов, проектов.
Магистральным направлением подготовки к выполнению заданий на работу с исторической картой (схемой) является усвоение обучающимися учебного материала, связанного с историческими сюжетами, которым посвящены карты, включенные в атлас по истории. Важно изучать политические и социально-экономические события, процессы, явления с использованием исторической карты. Наиболее полезными здесь являются формы работы, при которых школьники самостоятельно извлекают недостающую информацию из исторической карты, заполняют по памяти контурную карту, подробно рассказывают об отраженных на исторической карте событиях.Карта должна быть практически всегда на уроке: настенная, интерактивная либо личная карта (алас). Историческая карта может быть использована на различных стадиях урока: в начале урока, как введение в материал или как иллюстрация, в ходе объяснения нового материала, на завершающей стадии для закрепления новых знаний.
На уроке истории при изучении каждого нового раздела важно использование текстовых источников информации, применяя методический прием ИНСЕРТ - маркировка текста значками по мере его чтения («√» уже знал, «+» новое, « - « думал иначе, «?» не понял вопрос);
Целесообразно использовать метод цветотехники при изучении отдельных тем. Информация, выделенная в тетради цветом, запоминается лучше, чем просто бело-синее полотно. Выделение цветом позволяет лучше ориентироваться в материале и запоминать его.
Чтобы успешно пользоваться этим приёмом, необходимо следовать следующим правилам:
стоит выделять только ключевые слова;
необходима система, своеобразный «словарь цветов». Система может быть единой для класса/группы, но лучше дать возможность каждому ученику самостоятельно выработать свой словарь. Ассоциации и предпочтения у всех людей разные, и этот фактор нужно учитывать.
Для формирования умения критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников возможно использовать прием «чтение текста с остановками» (задать вопрос к блоку материала, абзаца, разбить текст на абзацы, определить в тексте причину и следствие);
В рамках внеурочной деятельности и профильных элективных курсах по истории необходимо включить формы учебной деятельности, которые позволят успешно выполнять сложные задания ЕГЭ на умение вести и определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию
и аргументировать её, учитывать различные мнения и исторические факты.
Для этого педагог предъявляет задания с недостаточными или избыточными данными, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками,
с ограниченным временем решения, рассматривать явление с различных позиций. Также на таком занятии школьники могут иметь определенный доступ к учебному материалу (возможность пользоваться учебниками, справочниками и т.п.), чтобы использовать наиболее подходящие для аргументации исторические факты,
но самостоятельно формулировать аргументацию. Необходим также разбор сформулированных школьниками аргументов под руководством учителя. В ходе анализа аргументов учитель должен выявить типичные ошибки, а затем провести работу, нацеленную на их недопущение в дальнейшем.
Необходимо предлагать ребятам темы для групповых и индивидуальных проектов, которые связаны с анализом, сравнением и обобщением событий и явлений Всеобщей истории и истории России, например:
- «Феодальное право в России и Германии: источники, особенности и общие черты»;
- «Восстановление экономики СССР и Германии после Великой Отечественной войны»;
- «Государственное устройство на Руси и Великом княжестве Литовском в 14 в.»;
- «Средневековые нормы права Руси и Европы».
Необходимо на уроке и в формате домашних работ использовать задания, кейсы, групповые и индивидуальные проекты, направленные на анализ, сравнение, определение аргументов для доказательства дискуссионных точек зрения, формирование собственной позиции на события, которые происходили одновременно, но в разных государствах, империях в рамках курсов Всеобщей истории и Истории России. Эффективным приемом в данном направление является организации на различных этапах урока исторических дискуссий. Существуют разные типы организации дискуссии на уроке, зависит от темы, индивидуальных особенностей учеников, времени на проведение т.д.
Выделяют:
регламентированную дискуссию – малые группы изучают отдельный вопрос большой проблемной ситуации или явления, решить которую должен весь класс;
дискуссию с элементами игрового моделирования – обсуждение проблемных вопросов с точки зрения «очевидцев» событий, принимая их позицию на себя;
проектная дискуссия – данный тип целесообразно использовать как опережающее задание для малых групп в классе, каждая группа готовит свой вариант решения проблемы.
При подготовке школьников к ЕГЭ, необходимо обратить особое внимание на темы курса, которые связаны с изучением культуры России. Это традиционно проблемный блок на ЕГЭ по истории. Важно систематическое изучение вопросов истории культуры в связи с социально-экономическими и политическими событиями и процессами. Например, на уроке, посвященном событиям 1944 г., уместно продемонстрировать картину Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода», на которой представлены фрагменты разбитой скульптуры, похожие на убитых людей, а также изображение самого памятника. Кроме того, на уроке, посвященном культуре второй половины XIX в., также необходимо продемонстрировать изображение памятника и остановиться на истории его создания и скульптурной композиции. Подобная система изучения памятников культуры будет способствовать прочному запоминанию как фактов из истории культуры, так и событий из политической истории. Также результативными формами учебной деятельности в данном направлении являются задания на визуализацию, так большинство заданий на ЕГЭ по культуре связанно с иллюстрациями или фотографиями.
Рис.1.Интеллект – карта Культура при Иване IV
Одним из приемов организации учебной деятельности является создание или заполнение пропусков готовых интеллект-карт (Рис. 1), их можно использовать на любом из этапов урока – для актуализации знаний, при закреплении, обобщающем повторении и даже проверке знаний, в индивидуальной или групповой форме работы. Фактически интеллект-карта представляет собой схему, используемую для конспектирования и организации записей, включающую слова и изображения. Существует множество ресурсов для создания интеллект-карт – https://app.imindmap.com/, https://www.xmind.app/, и др. Они отличаются дизайном, функционалом, простотой управления, возможностями экспорта, практически все они условно бесплатные, т. е. платные в расширенной версии. Однако, на наш взгляд, создание интеллект-карты «вручную» не только самый простой и надежный, но и наиболее эффективный путь.
Важно обновить и увеличить банк заданий ЕГЭ в связи с изменениями вКИМ по истории 2022 г. (увеличить количество новых заданий).
…по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовкиНеобходимо обратить внимание на подготовку разных групп обучающихся, используя дифференцированные задания, групповые и парные виды работ, консультации, обеспечивая образовательное равенство при подготовке к ЕГЭ по истории.
Реализовывать принципы дифференцированного обучения (в т. ч. предоставлять возможность углублённого изучения предмета, выбора элективных предметов по истории обучающимся, планирующим в перспективе сдавать экзамен по истории).
При работе с учениками с высоким уровнем исторической подготовки необходимо особое внимание уделить формированию умений, проверяемых заданиями части 2, прежде всего задание на сопоставление курсов Всеобщей истории и Истории России, научить ребят анализировать дискуссионные точки зрения на события, которые происходили одновременно, но в разных государствах, империях. Важно использовать при этом проектную и исследовательскую деятельность, способствовавшую формированию креативного мышления и достижению метапредметных результатов.
Ученикам со средним уровнем подготовки уместно предлагать учебные задания, ориентированные на развитие аналитических умений (определение роли личности, анализ причинно - следственных связей, оценка исторического значения событий) и умений работать с разными источниками информации (письменные и визуальные исторические источники, историческая карта). Особое внимание (с учетом результатов 2022 г.) при работе с учениками данной группы стоит обратить на формирование читательской грамотности, это позволит критически анализировать информацию из разных исторических источников. Так же необходимо использовать задания, которые способствуют формированию представление о развитии мировой культуры, используя больше наглядного материала.
При работе с учениками с низким уровнем подготовки важно восполнить пробелы в базовых исторических знаниях, возникших по итогам обучения в основной школе, при этом сочетая репродуктивные и продуктивные формы работы, стимулируя развитие аналитических умений старшеклассников этой группы. Организовать дополнительный консультации для таких обучающихся. Выстроить индивидуальный образовательный маршрут, привлекая узких специалистов и педагогов дополнительного образования для повышения мотивации и психологической поддержке обучающихся. В рамках оценочных процедур по истории различных уровней необходимо использовать различные типы заданий на проверку читательской грамотности: на работу с текстом (сочинения историков или исторические источники), таблицей, исторической картой (схемой), изображением, формируя умение извлекать необходимую информацию.
Скорректировать рабочие программы по предмету, внеурочной и проектной деятельности с учетом наличия разных групп обучающихся.
Рекомендуется организовать обсуждение на методических объединениях учителей истории и обществознания:
Анализ результатов и методические рекомендации для подготовки к ЕГЭ по истории 2022 г.;
Особенности структуры КИМ ЕГЭ 2023 г;
Формирование метапредметных результатов у обучающихся на уроках истории в 10-11 классе;
Формирование креативного мышления обучающихся в рамках проектной и исследовательской деятельности по истории в старшей школе;
Объективность внешних и внутренних оценочных процедур по истории;
Эффективные технологии организациидифференцированного подхода при подготовке обучающихся к ЕГЭ по истории;
Читательская грамотность и формирование метапредметных результатов по истории при подготовке к ЕГЭ;
Анализ и сравнение процессов, событий, явлений курсов Всеобщей истории и Истории России в рамках отдельных задний ЕГЭ по истории
Адресные рекомендации школам:
Администрации ОО:
провести анализ результатов ЕГЭ, обратив особое внимание на результаты выпускников, не набравших минимальное количество баллов по предмету, преодолевших минимальную границу с запасом в 1-2 балла, и, преодолевших с запасом в 1-2 балла границу, соответствующую высокому уровню подготовки (81-82 балла);
обеспечить коррекцию рабочих программ и методических подходов к преподаванию предмета для повышения показателей качества подготовки выпускников;
скорректировать учебный план ОО с учетом результатов ГИА;
скорректировать календарно-тематическое планирование по истории на 2022-2023 учебный год с учетом результатов ГИА 2022;
направить учителей на курсы повышения квалификации в соответствии с выявленными профессиональными дефицитами;
организовать внутришкольную систему повышения квалификации педагогов в формате тьюторства и наставничества (или в рамках сетевого взаимодействия);
обеспечить объективность оценочных процедур при подготовке к ЕГЭ по истории, внедрение средневзвешанной отметки;
использовать в работе информационно-методическое письмо, разработанное ГАО ДПО СО ИРО «О преподавании истории в общеобразовательных организациях Самарской области в 2022-2023 учебном году»;
проводить внутренний мониторинг уровня подготовки по предмету для обучающихся, планирующих сдачу ЕГЭ по истории, начиная с 10 класса, используя единые критерии проверки, и КИМ в соответствии с демоверсией по истории ЕГЭ 2023 года;
продолжить работу по подготовке учащихся 11-х классов к участию в школьном и иных этапах всероссийской олимпиады школьников по истории;
проводить в общеобразовательных организациях профильные смены, работающие по модели центра «Сириус»;
организовать участие обучающихся в конкурсном отборе в профильные смены Центра «Вега»;
Учителям истории всех общеобразовательных организаций
Вывод, который вытекает из анализа выполнения экзаменационной работы участниками ЕГЭ с разными уровнями подготовки, состоит в следующем. Выпускники со слабой и средней подготовкой теряют баллы в основном по причине слабого усвоения исторических фактов («знаниевая составляющая»). Эти участники ЕГЭ способны набирать баллы при выполнении тех заданий, где при минимальном использовании знаний необходимо проявить несложные умения. Выпускники с высоким уровнем подготовки хорошо знают историю, но часто теряют баллы при выполнении заданий, в которых наряду с глубокими знаниями по истории требуется проявить сложные аналитические умения (например, задание 21 на аргументацию). На основе анализа типичных ошибок, допущенных выпускниками 2023 г., можно выделить основные проблемы, которые необходимо решить педагогам в процессе преподавания истории и подготовки выпускников к ЕГЭ, а также наметить пути их решения.
Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru ):
документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2024 г.;
открытый банк заданий ЕГЭ; Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ (fipi.ru);
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;
Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет (2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 гг.);
Методические рекомендации для учителей по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности. История; журнал «Педагогические измерения»;
видеоконсультации для участников ЕГЭ (https://fipi.ru/ege/videokonsultatsiirazrabotchikov-kim-yege ).
Учителю на уроке приходится использовать разнообразные приемы и методы работы с визуальным материалом. Методика работы с иллюстративным материалом во многих случаях включает два этапа. На первом этапе создается представление об изображенном, осуществляется запоминание, на втором — деятельность учащихся направляется на усвоение связей между понятиями, на использование знаний в подобной и новой ситуациях. Наиболее простая и эффективная форма работы с иллюстрациями — выполнение определенных заданий.
По завершении изучения любого раздела обучающимся можно предложить самим приготовить задания для контрольной работы. Проведение урока опроса (индивидуального или группового) с выводомна проекторе изображений памятников культуры, или картины художников, или портреты исторических деятелей, или все вперемешку. Одна из самых простых и доступных форм домашней или проверочной работы может быть представлена в виде информационной таблицы. Картины используются вместо стандартных тестов по истории при текущем урочном контроле. Проверка знания терминов по культуре также может быть организована с помощью изобразительного ряда.С помощью картин и карт можно провести проверку знаний хронологии.
Трудности испытывают выпускники при выполнении заданий по исторической карте (схеме), задания 8–11. Ошибки в ответах к заданиям по карте связаны с незнанием исторических фактов и неумением читать и анализировать историческую карту (схему). Чтобы устранить затруднения в работе с картой, рекомендуем проработать все темы курса с использованием исторической карты.
Доминирующими функциями исторической карты на уроке истории должны быть информационная, обучающая, развивающая, контрольная, но ни в коем случае не иллюстративная. Сформировать у школьников умения читать легенду исторической карты, находить на карте историко-географические объекты, показывать их на карте невозможно посредством просмотра карты или наблюдения. Кроме того не стоит забывать, что исторические карты являются для учащихся источниками информации, которую надо суметь найти и «прочитать» на карте. Сегодня это является главным принципом использования исторической карты на уроке истории.Ошибки в выполнении заданий по карте связаны также с неправильной записью ответа. Ответы к заданиям 8–10 записываются словом (словосочетанием) без пробелов и других знаков. В ответ на задание 10 следует написать название географического объекта так, как указано на карте (схеме).
Для успешного выполнения заданий по истории культуры можно создавать (или обновлять) базы данных по произведениям изобразительного искусства, наглядной агитации, фалеристики, филателии и нумизматики; отрабатывать навыки атрибуции произведений литературы и искусства; составлять хронологические списки, схемы произведений культуры по эпохам/стилям; формировать связи между произведениями искусства и историческими деятелями, названными в Историко-культурном стандарте.
Знание истории культуры пригодится и при выполнении заданий 14–15, связанных с анализом изображения (в них требуется сделать вывод на основе анализа изображения, объяснить его, на основе знаний по истории культуры выбрать изображение и указать связанный с ним факт). Для успешного выполнения этих заданий можно к сказанному выше рекомендовать анализировать изобразительный материал; выполнять синхронистические задания; составлять списки произведений искусства по авторам.
Задание №21 состоит из нескольких элементов, и каждый из них тебе нужно учитывать. Бывает, что задание выпускники понимают неправильно, и из-за этого дают неправильный ответ: вместо влияния на внутреннюю политику пишут влияние на внешнюю или пишут про другой век и т.д. Здесь каждое слово имеет значение.Чтобы ответ был полноценным, он должен состоять из исторического факта и объяснения этого факта. Объяснение должно чётко связывать приведённый факт с заданием. Как и в других заданиях 2-й части, здесь в ответе нужно достичь баланса между точностью и отсутствием ненужных лишних деталей.
По результатам ЕГЭ по предмету история в школах Поволжского образовательного округа на уроках по данному предмету необходимо особое внимание обратить на индивидуальную работу с обучающимися, которые дают низкий уровень знаний, по следующим направлениям: проводить специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, анализа, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения заданий или работа с их условиями, характеристика социальных объектов, применение социальных и гуманитарных знаний и т. д.
Кроме рассказа, учебной лекции и беседы, для изучения истории возможно использовать индуктивные и дедуктивные методы, а так же репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения.
Учителям истории ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" п.г.т. Стройкерамика и ГБОУ СОШ с. Черноречье рекомендуется более внимательно подойти к отработке с обучающимися заданий с иллюстративным и картографическим материалом, а так же заданий с оценкой суждений, структурно-функционального анализа и на описание причинно-следственных связей исторических фактов. Необходимо больше внимания уделить заданиям на аргументацию.
Учителям истории ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" п.г.т. Смышляевка чаще использовать на уроках и в процессе подготовки к ЕГЭ по предмету история задания с анализом и описанием иллюстративного материала, а так же задания на выявление причинно-следственных связей и их описание.
Учителям истории ГБОУ СОШ п. Просвет следует активно включать в работу задания, в которых проводится анализ исторических событий и фактов с опорой на иллюстративный материал.
Учителям истории ГБОУ гимназия №1 и ГБОУ СОШ №5 «ОЦ» необходимо уделить больше внимания усвоению исторического материала обучающимися, который представлен на уроках, а так же заданиям с использованием иллюстративного и картографического материала. Необходимо отработать умение определять исторический период, явления и исторических деятелей, которые связаны с историческими событиями, отраженными на карте. Так же с обучающимися рекомендуется чаще выполнять задания на соотнесение информации из различных источников (картографический, иллюстративный материал и тексты). Задания по темам культуры должны быть представлены чаще на уроках и элективах. Так же нужно обратить внимание на задания с указанием причинно-следственных связей и аргументацию в соответствии с историческими фактами.
Учителям истории ГБОУ СОШ №3 рекомендуется больше внимания на уроках уделить изучению иллюстративного материала, а так же отработке навыка обучающихся работы с ним. Необходимо работать над закреплением материала по культуре, а так же выявлению причинно-следственных и структурных связей в исторических событиях. Важно обратить внимание и работать над умением приводить четкую и точную аргументацию в соответствии с заданием.
Учителям истории ГБОУ СОШ №7 «ОЦ» необходимо в большем объеме и эффективней работать с картографическим и иллюстративным материалом с обучающимися, темам, которые посвящены изучению культуры. Рекомендуется проанализировать задания на выявление верных исторических фактов в соответствии с событиями, указанными на карте, а так же задания по определению структурно-функциональных, причинно-следственных и пространственно-временных связей.
Информация о публикации (размещении) на открытых для общего доступа страницах информационно-коммуникационных интернет-ресурсах ОИВ (подведомственных учреждений) в неизменном или расширенном виде приведенных в статистико-аналитическом отчете рекомендаций по совершенствованию преподавания учебного предмета для всех обучающихся, а также по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки.
https://pumonso.ru/ - официальный сайт Поволжского управления министерства образования и науки Самарский области.
https://www.rc-nsk.ru/ - официальный сайт ГБУ ДПО «Новокуйбышевский РЦ»
Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образованияАнализ эффективности мероприятий, указанных в предложениях
в дорожную карту по развитию региональной системы образования
на 2022–2023 уч.г.
Таблица 2‑11
№ п/п | Название мероприятия | Показатели (дата, формат, место проведения, категории участников) | Выводы об эффективности (или ее отсутствии), свидетельствующие о выводах факты, выводы о необходимости корректировки мероприятия, его отмены или о необходимости продолжения практики подобных мероприятий |
1 | Территориальный методический семинар «Государственная итоговая аттестация: основные итоги и направления развития» | 24.11.2022 очно-дистанционный формат ГБУ ДПО «НРЦ» Учителя истории | Обеспечивает информирование педагогических работников о перспективной модели КИМ, анализе результатов по итогам ГИА с учетом типичных ошибок выпускников ПУ, рекомендациях по подготовке с учетом ошибок. |
2 | Пополнение банка методических материалов по обучению истории в рамках деятельности территориального сообщества учителей истории Поволжского управления | В течение года, дистанционный формат, ГБУ ДПО «НРЦ» Учителя истории | Необходимо продолжать подобную практику с целью выявления, поддержки и поощрения творчески работающих учителей истории, обладающих высокими предметными знаниями. |
3 | Проведение семинаров, консультаций, круглых | В течение года, очный формат, ГБУ ДПО «НРЦ» Учителя истории | Необходимо продолжать подобную практику в целях стимулирования учителей истории к профессиональному росту. |
4 | Организация трансляции вебинара ФГБНУ | Май 2023 г. дистанционный формат, ГБУ ДПО «НРЦ» Эксперты ЕГЭ | Мероприятие позволило определиться со стратегией организации проверки экзаменационных работ и рассмотреть специфику оценивания экзаменационных работ выпускников. |
Таблица 2‑125
№ | Дата (месяц) | Мероприятие (указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) | Категория участников |
1. | Октябрь-ноябрь 2023 г. | Территориальный методический семинар «Государственная итоговая аттестация: основные итоги и направления развития» (ГБУ ДПО «Новокуйбышевский РЦ»). | Учителя истории |
2. | В течение года | Пополнение банка методических материалов по обучению истории в рамках деятельности территориального сообщества учителей истории Поволжского управления (ГБУ ДПО «Новокуйбышевский РЦ»). | Учителя истории |
3. | В течение года | Организация индивидуальных консультаций для учителей, испытывающих затруднения при подготовке обучающихся к ГИА, в том числе для учителей ОО с низкими результатами ЕГЭ 2023 г. (ГБУ ДПО «Новокуйбышевский РЦ»). | Учителя истории Эксперты ЕГЭ |
4. | Май 2024 г. | Организация трансляции вебинара ФГБНУ | Эксперты ЕГЭ |
5. | по плану | Проведение совместных семинаров с издательствами (ООО «Российский учебник», АО «Издательство Просвещение») по анонсу учебной литературы по истории. (ГБУ ДПО «Новокуйбышевский РЦ»). | Учителя истории Руководители ТУМО |
Таблица 2‑136
№ | Дата (месяц) | Мероприятие (указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) |
1. | В течение года | Заседания предметных ТУМО, «Методика повышения эффективности подготовки обучающихся к ЕГЭ-2024» (ГБУ ДПО «Новокуйбышевский РЦ»). |
2. | В течение года | Выявление опыта работы школ с высокими результатами по истории, рассмотрение возможности открытия на их базе стажировочных площадок, площадок передового педагогического опыта (ГБУ ДПО «Новокуйбышевский РЦ»). |
3. | Октябрь-ноябрь 2023 г. | Мастер-классы педагогов ОО в рамках работы предметных секций территориального семинара «Государственная итоговая аттестация: основные итоги и направления развития» » (ГБУ ДПО «Новокуйбышевский РЦ: История (ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава, ГБОУ СОШ №3 п.г.т. Смышляевка, ГБОУ СОШ п. Просвет, ГБОУ СОШ №8 «ОЦ» г. Новокуйбышевска) |
Диагностические работы будут проводиться ОО в рамках внутреннего мониторинга достижений по предмету.
1.Выявление профессиональных дефицитов у учителей истории и построение/реализации индивидуального образовательного маршрута (при необходимости) для их дальнейшего устранения, в том числе через использование различных образовательных ресурсов федерального и регионального уровней.
2. Качественный анализ результатов оценочных процедур на территориальном уровне (всероссийские проверочные работы, государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего и среднего образования, иные оценочные процедуры).
3.Привлечение учителей истории, ученики которых
продемонстрировали высокие результаты при сдаче ЕГЭ, к проведению практических занятий в рамках КПК.
4. Оказание методической помощи образовательным организациям по планированию мероприятий по подготовке обучающихся к ЕГЭ по истории.
СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА по учебному предмету:
ИСТОРИЯ
Наименование организации, проводящей анализ результатов ГИА:
ГБУ ДПО «Новокуйбышевский ресурсный центр»
Ответственный специалист, выполнявший анализ результатов ЕГЭ по учебному предмету
Фамилия, имя, отчество | Место работы, должность, ученая степень, ученое звание, принадлежность специалиста (к региональным организациям развития образования,к региональным организациям повышения квалификации работников образования, к региональной ПК по учебному предмету, пр.) |
Сударова Елена Олеговна | ГБУ ДПО «Новокуйбышевский ресурсный центр», старший методист |
Специалисты, привлекаемые к анализу результатов ЕГЭ по учебному предмету
Фамилия, имя, отчество | Место работы, должность, ученая степень, ученое звание, принадлежность специалиста (к региональным организациям развития образования,к региональным организациям повышения квалификации работников образования, к региональной ПК по учебному предмету, пр.) |
Летич Алена Игоревна | ГБУ ДПО «Новокуйбышевский ресурсный центр», старший методист |
1При заполнении разделов Главы 2 рекомендуется использовать массив действительных результатов основного периода ЕГЭ (без учета аннулированных результатов)
2Количество участников основного периода проведения ГИА
3Перечень категорий ОО может быть уточнен / дополнен с учетом специфики региональной системы образования
4 Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования
5Здесь и далее: минимальный балл – установленное Рособрнадзором минимальное количество баллов ЕГЭ, подтверждающее освоение образовательной программы среднего общего образования (по учебному предмету «русский язык» для анализа берется минимальный балл 24).
6 Перечень категорий ОО может быть дополнен с учетом специфики региональной системы образования
7 Перечень категорий ОО дополняется / уточняетсяв соответствии со спецификой региональной системы образования
8 При формировании отчетов по иностранным языкам рекомендуется составлять отчеты отдельно по устной и по письменной части экзамена.
9Составление рекомендаций проводится на основе проведенного анализа результатов ЕГЭ и анализа выполнения заданий
24