Статья на тему «Как мотивировать детей делать домашние задания?»
Совсем небольшой процент учеников самостоятельно делают домашние задания. Абсолютно большинство нуждается в поддержке родителей. Кому-то достаточно напомнить о несделанных домашних заданиях или организовать работу, а с кем-то необходимо сидеть каждый вечер и регулярно повышать мотивацию.
Сколько времени ученик начальных классов должен делать домашнее задание? СанПиН прописывает совершенно конкретное количество времени:
- 2–3 класс – 1,5 часа;
- 4–5 класс – 2 часа.
- 6–8 классе – 2,5 часа
А в 1 классе домашних заданий и вовсе не должно быть.
Проведите эксперимент: в течение недели засекайте время, которое ребёнок тратит на выполнение домашних заданий. Если процесс затягивается на долгие часы и сопровождается капризами, стоит пересмотреть весь его режим.
Советы для родителей начальных классов
- Организуйте постоянное место для выполнения домашних заданий. Кому-то, чтобы сосредоточиться на работе, необходима полная тишина, а кто-то быстрее справляется с заданиями, когда рядом работают старшие братья и сестры.
- Установите для выполнения домашних заданий конкретно время. Важно не отклонятся от установленного графика, поэтому обязательно учитывайте расписание уроков и дополнительных занятий.
- Ребёнок совершенно не интересуется домашними заданиями? Введите систему поощрений. Если ребёнок вовремя сделает работу, вы можете вместе что-то сделать, либо позволите ему заняться любимым делом. Чтобы избежать ревности братьев и сестёр, используйте поощрения для всех детей, даже если другие делают домашнее задание без принуждения.
- Не выполняйте домашнее задание за ребёнка. Лучше пусть какая-то задача останется нерешённой. Учителям важно видеть, сколько ребёнок успевает и какие ошибки допускает.
- Вспомните себя в школе. Если вы не очень любили домашнее задание, возможно, вы передаете это отношение детям. Это может происходить очень незаметно, например, вы даёте ребёнку понять, что домашнее задание не имеет значения. Вместо этого подчеркните, что, выполняя домашнее задание, он научится работать самостоятельно, а также сможет лучше запомнить учебный материал и растеряться на контрольных.
- Хвалите его усилия, а не результат. Например, можно сказать: «Мне очень нравится, что ты так стараешься решить эти задачи» или «Здорово, что ты пытаешься найти ответ и не сдаёшься».
- Если вы видите, что ребёнку очень тяжело, а работа над домашними заданиями превращается в вечерний кошмар – не оставляйте это в стороне. Скажите, что вы видите, как ему тяжело, и вместе вы будете искать выход. Поговорите об этих трудностях с репетитором или учителем. Вы также можете обратиться к школьному психологу. Возможно, ребёнку требуется индивидуальное внимание и дополнительная помощь в обучении.
Советы для родителей учащихся 5–8 классов
По мере того, как ваш ребёнок переходит в подростковый период, ваша роль как родителя постепенно меняется. Выполнение домашнего задания больше не нужно так тщательно контролировать. Тем не менее, важно быть доступным для ребёнка и предлагать свою помощь, если она ребёнка потребуется.
- Следует стремиться к тому, чтобы ребёнок готовил уроки в спокойной обстановке, не переутомляясь, с перерывами от 5 до 10 минут.
- Подросткам также важен режим. Но с одной оговоркой: время и место выполнения домашнего задания они устанавливают сами. Если подросток хочет делать домашнее задание с друзьями или поздно вечером – это его выбор. Вам кажется, что ребёнок ошибается? Позвольте подростку несколько раз испытать последствия неправильного выбора. Например, если он будет готовиться ночью и не выспится, это будет полезным уроком.
- Если школьник заявляет, что не хочет делать домашнее задание, постарайтесь найти причину. Возможно, он не понимает тему и сильно отстаёт от класса. Может, у него сложились не самые лучшие отношения с педагогом. Чтобы лучше понять ситуацию, поговорите ребенок, с учителями и репетитором.
Подростки не любят контроль со стороны взрослых. Поэтому, когда речь заходит о выполнении домашних заданий, подчеркните, что заботитесь о нём. Вам интересны его оценки, успехи и неудачи.