Статья на тему «Нарушения обучаемости у детей дошкольного возраста: виды, симптомы»
С нарушением обучаемости сталкиваются всё больше родителей и воспитателей. В этой статье мы подробно рассмотрим проблемы с обучаемостью, которые могут возникнуть у детей дошкольного период. Обсудим признаки, которые могут указывать на проблему, и способы обеспечения оптимального обучения детей.
Каковы симптомы неспособности к обучению?
Симптомы, характерные для расстройств обучаемости, могут самыми разнообразными и не всегда явными. Для родителей важно распознать эти симптомы и помочь своим детям получить необходимое лечение.
- Дети дошкольного возраста с нарушением обучаемости обычно испытывают трудности по крайней мере с одним школьным предметом, будь то чтение, письмо или арифметика.
- У них также могут возникнуть трудности с пониманием или объяснением своего окружения. Существуют проблемы с регулированием своих эмоций и решением проблем.
- Дети также могут испытывать трудности со слухом и пониманием того, что говорят вокруг них.
- Им может быть трудно сосредоточиться на задаче в течение длительного периода времени.
- Кроме того, у них могут проявляться неожиданные или необычные для их возраста нарушения сна и поведение.
Дислексия
Является распространенным нарушением обучаемости у детей дошкольного возраста. Дети с дислексией путают буквы, не могут соединять их в слоги, испытывают трудности с правильным произношением слов или фраз, плохо воспринимают устную речь. Им сложно удерживать внимание на задании. На фоне этих проблем они ещё больше теряют интерес к чтению, что усугубляют ситуацию.
Дискалькулия
Ещё одно распространенное заболевание обучаемости у детей дошкольного возраста. Симптомы:
- неумение оперировать с числами и цифрами
- сложности с основными математическими вычислениями (сложение, вычитание, умножение и деление)
- проблемы с определением времени, ориентированием в пространстве;
- проблемы с выполнением словесных инструкций, содержащих числовую или математическую информацию.
Умственная отсталость
Этот тип расстройства характеризуется недоразвитостью всех процессов психического развитияя.
Симптоматика:
- плохое вербальное и абстрактное понимание происходящего вокруг;
- трудности с устной и письменной речью;
- неспособность понимать и решать сложную проблему или комплекс проблем;
- трудности с приобретением адекватных социальных навыков, таких как участие в разговорах или игра с другими детьми
- особенности в поведении (агрессивность, замыкание в себе) и т.д.
Существует и другие типы расстройств, которые можно выявить в дошкольный период. Это синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ), оппозиционно-вызывающее расстройство (ОКР) и генерализованное тревожное расстройство (ГТР), расстройство аутистического спектра (РАС). Любая из этих расстройств требует немедленной квалифицированной, в том числе и медицинской помощи. Поэтому крайне важно, чтобы родители и воспитатели распознали эти важные симптомы как можно раньше. Для этого важно, чтобы родители были проинформированы об этих расстройствах и их симтоматике. Чем оперативнее будет поставлен и начата коррекция, тем больше шансов догнать сверстников. Соответствующее лечение может предоставить пациентам с когнитивным расстройством, таким как дислексия, дискалькулия, СДВГ, ГТР и даже с умственной отсталостью, продолжить своё обучение.
Каковы причины неспособности к обучению?
Нарушения обучаемости врожденными и приобретенными, могут быть вызваны самыми разными причинами. Например, способствовать трудностям в обучении у ребенка могут такие факторы, как нерациональное питание и отсутствие адекватной физической активности в период раннего роста и развития. Так, дефицит питания может привести к снижению умственной деятельности и, как результат, к снижению успеваемости. Другими когнитивными факторами, которые могут вызвать трудности в обучении у ребенка, являются плохое качество сна. Дети, страдающие нарушениями сна, обычно испытывают трудности с концентрацией внимания и обработкой информации, что может быть очень трудно для них в школьной среде.
Помимо когнитивных аспектов, существуют также различные социокультурные аспекты, которые могут повлиять на процесс обучения у ребенка. Например, домашняя обстановка может играть важную роль в базовом обучении и обучении детей. Плохой семейный климат или плохой родительский контроль могут привести к плохому отношению к школе, и однажды установившись, это отношение трудно исправить. Кроме того, если социальная среда враждебна или негативна для ребенка, это также может способствовать трудностям в учебе.
Наконец, важно отметить, что наличие или отсутствие какого-либо хронического психического или физического заболевания также может повлиять на способность ребенка хорошо учиться. Хронические заболевания сердца и органов дыхания, а также неврологические расстройства, такие как эпилепсия или мышечная дистония, могут существенно повлиять на процесс обучения у юного ученика.
Как можно лечить трудности с обучением?
Дети с ограниченными возможностями обучения в детском саду нуждаются в особом внимании и адекватной поддержке, чтобы они могли преуспеть в своих классах и, таким образом, максимально раскрыть свой потенциал. Средства, с помощью которых можно справиться с этими трудностями, многочисленны и разнообразны. Некоторые из наиболее часто используемых включают лечебную физкультуру, репетиторство и занятия с профильными специалистами, как психолог, логопед, дефектолог.
Лечебная физкультура — это форма лечения, направленная на улучшение когнитивных и психомоторных способностей ребенка. Основное внимание уделяется развитию двигательных и когнитивных навыков, а также зрительно-моторной координации. На ЛФК особый акцент сделан на игре и социализации. Со временем занятия на ЛФК помогут ребенку лучше сосредотачивать и концентрировать своё внимание, лучше понимать и точнее выполнять различные инструкции, улучшит мелкую и крупную моторику, научит эффективно общаться с другими и решать проблемы.
Репетиторство — ещё один эффективный метод, часто используемый для лечения детей с трудностями в обучении. Это персонализированная форма обучения, которая предоставляет учащимся конкретную информацию в зависимости от их текущего уровня понимания. Репетиторы могут помочь учащимся освоить такие академические навыки, как чтение, правописание и грамматика, а также улучшить естественнонаучные и математические навыки. Они также могут предложить моральную поддержку и поощрить академический прогресс учащегося. Кроме того, поскольку обучение индивидуально для каждого учащегося, оно позволяет преподавателям быстро выявлять любые проблемы, с которыми сталкивается учащийся и оперативно корректировать образовательную программу и учебный план.
Помощь профильных специалистов. Так, детский психолог может изменить нежелательное поведение ребенка с помощью специальных методов, таких как положительное обучение или положительное вознаграждение. Может помочь освоить адаптивные стратегии управления беспокойством или стрессом. Логопеды и дефектологии будут работать целенаправленно с проблемой.
Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и может быть очень полезен для учащихся, страдающих академическими или когнитивными трудностями. Тем не менее, важно, чтобы все эти процедуры проводились под наблюдением квалифицированных специалистов, чтобы гарантировать, что ребёнок получает наиболее подходящую поддержку для академического прогресса и полного раскрытия своего потенциала.