Статья на тему «Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий на уроках русского языка»
Применение различных игровых технологий на уроках русского языка повышает уровень познавательной деятельности и мотивации обучающихся, развивает мышление, воображение, творческие способности, формирует у обучающихся навыки самооценки, самоконтроля своей учебной деятельности, способствует развитию культуры общения, воспитывает активную личность, которая умеет видеть, ставить и решать нестандартные проблемы.
Игра – это часть учебного процесса. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости, на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока.
Примеры дидактических игр:
1.Шарада-это загадка в стихах. Слово, которое задумали, состоит из отдельных частей (самостоятельных слов). Сложив части вместе, получим задуманное слово.
Первое - нота,
Второе - то же.
А в целом-
На горох похоже. (фасоль)
Начало - нота,
Потом - оленя украшенье.
А вместе - место
Оживлённого движенья. (дорога)
2.Анаграмма – задание, в котором надо поменять буквы (слоги) местами или прочитать слово в обратном порядке.
Задачу ты решишь свободно:
Я - небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца-
Во сне увидишь что угодно. (нос-сон)
Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если слоги мы смешаем,
Буду деревом в лесу. (насос - сосна)
3.Метаграмма - задание, в котором зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же количества букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну букву так, чтобы получилось новое слово.
С Л – я слёзы вытираю,
С Ж – я по лесу летаю. (лук-жук)
С глухим шипящим - круглый, как мяч,
Со звонким - как огонь, горячий. (шар-жар)
4. Дидактическая игра «Одним словом».
Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие.
Обучающимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу.
1. Шестьдесят минут-…(час).
2. Густой частый лес- …(чаща).
3. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).
4. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун).
5. Дидактическая игра: Все наоборот.
Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей. Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. Игрушка для елки-…(елочная игрушка) Герой сказки- … (сказочный герой) Сок яблока-… (яблочный сок) Суп из молока -…(молочный суп) Варенье из клубники-… (клубничное варенье) Каша из гречки-… (гречневая каша) Вода из речки-… (речная вода) Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п.
6. Игра «Закончи предложения»
У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..
7. Игра «Составь слово».
Составь слова из следующих букв: а) л, а, н, е, п, т, а б) ш, а,к,а
8. Игра «Шифровщики» Расшифруйте слова
ГОНВА, ЗДЕВЕ, ОКЗАВЛ, ЕЬНЕСЕРКСОВ, СТОКВО, ПЕРЕДВИ, ЧВРЕА (вагон, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера)
ЛИНЗЕВА, КЕЛИВАС, ИЗИЛБВ, ГЛУБЬВ, ДРУГВ
(вазелин, василек, вблизи, вглубь, вдруг)
9. Игра «Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
10. Игра «Собери урожай» (на карточках написаны название овощей) Суть игры: первый ученик собирает существительные мужского рода, а другой женского рода.
Игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия для получения знаний по русскому языку. Благодаря игровым технологиям, увеличивается прочность полученных знаний и качество самого обучения возрастает. Игры необходимы при обучении, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования.