12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елизавета1335
Россия, Новосибирская обл.

Статья «Роль дидактической игры в обучении младших школьников с ОВЗ»

Ведущей деятельностью детей дошкольного и младшего школьного возраста является игровая. Дидактическая игра представляет собой многословное сложно-педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. У детей с ограниченными возможностями здоровья очень слабо выражена игровая мотивация. Такие дети не в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. Дети не могут договариваться, регулировать действия друг друга с помощью правил и общего сюжета. В игре ярко выражена манипулятивная деятельность с предметами при этом игровой замысел отсутствует. То есть ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры.

Перед педагогом, работающим, с детьми с ограниченными воз- можностями здоровья, стоит важная задача – осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей. Важнейшей задачей специального обучения детей с ОВЗ является развитие у них мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Несформированность этих операций и способов действий у детей с ОВЗ приводит к тому, что даже в дошкольном возрасте они оказываются при-

вязанными к конкретной ситуации, в силу чего приобретаемые знания остаются разрозненными, часто ограничиваются непосредственным чувственным опытом. Такие знания не обеспечивают развития детей в полном объеме. Лишь приведенные в единую логическую систему, они становятся основой умственного роста ребенка и средством активизации познавательной деятельности. Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ОВЗ является нормализация их деятельности, в частности, учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Дети данной

категории не умеют планировать свои действия, контролировать их, не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто «перескакивают» с одного на другое, не завершив начатое.

Таким образом, целый ряд особенностей детей с ОВЗ определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширить практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.

В процессе обучения игре детей с ОВЗ педагог является активным участником и основным помощником. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решают- ся при их использовании.

Например, подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу, например, найти среди всех картинок два самолета. При подборе картинок по общему признаку. требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами.

При запоминании состава, количества и расположения картинок, например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали», дети должны за- помнить содержание картинок, а затем определить, какую их них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Игровыми дидактическими задачами настольно-печатных игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. В этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе, а это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Игра повышает интерес к учебным занятиям, стимулирует познавательную активность. В процессе игры активно работают его воображение, память, мышление, усиливаются его эмоции.

Таким образом, игра выступает важным средством обучения, воспитания и разностороннего развития детей с ОВЗ.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.