Статья «Проектирование интегрированных уроков с целью развития творческих способностей учащихся»
"Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок". В.А. Сухомлинский
Одной из важнейших задач современного школьного образования является приведение учебных знаний в последовательную и целостную систему. Интеграция знаний на основе межпредметных связей определяет логические и содержательные связи между знаниями учебных дисциплин, формирует их целостную систему. Цель интегрированных уроков – дать учащимся всесторонние знания о предмете, способствовать сознательному усвоению знаний. Они формируют творческие способности учеников, так как позволяют вести не только учебную, но и исследовательскую деятельность. Интегрированный урок имеет психологические преимущества: вызывает у учащихся интерес к предмету, снимает напряжение, неуверенность.
В области взаимодействия различных учебных дисциплин остаётся ещё немало нерешённых проблем. Одной из них является проблема взаимосвязи, взаимодействия предметов эстетического цикла (музыки, изобразительного искусства), гуманитарного (литература, история) и естественнонаучного на примере биологии, где базовыми являются биосоциальные категории. Предмет биологии синтетичен по своей природе и включает в себя содержание многих наук: ботаники, зоологии, анатомии, физиологии, экологии и других. Все они изучают окружающую нас живую природу, а, значит, неразрывно связаны со всеми другими способами познания окружающего мира вообще и человека в частности как естественного, так и гуманитарного характера.
Именно природа вдохновила многих великих мастеров на создание шедевров живописи, музыки, литературы. Поэтому при проведении уроков биологии мне хочется оживить некоторые серьёзные и трудные для восприятия темы обратным действием – привнести искусство в науку.
На основе изученного опыта работы американских и российских коллег по методике "Музыка, Движение, Искусство и Драма в Науке" я разработала своё направление в преподавании биологии "Музыка, Искусство, Литература, Драма в Биологии". Это направление предполагает проектирование интегрированных уроков с целью заинтересовать обыденным, увлечь творчеством, в каждом ученике раскрыть способности поэта, художника и в то же время – помочь запомнить, понять, научить сложному.
При планировании интегрированных уроков использую содружество с любым видом искусства. Например, интегрированные уроки зоология – музыка: «Звуки в жизни насекомых» (знакомство с прекрасными музыкальными произведениями "Добрый жук", "Полёт шмеля"); зоология – изобразительное искусство: «Защита портрета земноводного»(изучение представителей класса земноводных); зоология – литература – изобразительное искусство: "Парад жуков" (изучение отряда жёсткокрылых); ботаника – литература: «Строение цветка», «Строение клетки» (уроки в стихах); биология – литература: Урок – конференция «Эндокринология» (используются отрывки из произведения И.С. Тургенева "Записки охотника" для ознакомления с бронзовой болезнью) и другие уроки.
Содержание и методику проведения интегрированных уроков постоянно совершенствую, использую возможности электронной образовательной среды, компьютерных технологий.
Мой опыт проведения интегрированных уроков позволяет сделать вывод об их эффективности в развитии творческих способностей учащихся.
Администрация сайта «УРОК.РФ»