Сценарий экскурсии на промышленное предприятие города
Экскурсия на промышленное предприятие
«АО «Катайский молочный завод»»
Адрес предприятия: г.Катайск, ул.Лермонтова, 14
Целевая группа: учащиеся 9-х классов
Численность группы: 25-30 человек
Возраст: 14-16 лет
Предмет, тема: биология, тема «Химический состав клетки».
Цель: дать учащимся общее представление о современном производстве молочных продуктов, познакомить их со структурой «АО «Катайский молочный завод», с условиями и спецификой работы на нем, познакомить с современной техникой и технологиями производства молочной продукции.
Задачи:
образовательная – познакомить учащихся с организацией и работой «АО «Катайский молочный завод», с техникой и технологией изготовления выпускаемой продукции, разделением труда на предприятии;
развивающая – расширить кругозор учащихся о предприятиях города;
воспитательная – способствовать воспитанию у учащихся уважения к людям труда и любви к их труду;
профориентационная – ознакомить учащихся со специальностями молочного производства и содержанием их труда.
План подготовки к экскурсии:
1. Определение цели и задач экскурсии
2. Выбор темы экскурсии
3. Выбор объекта экскурсии
4. Согласование плана экскурсии с экскурсоводом
5. Изучение маршрута к предприятию
6. Подготовка маршрута экскурсии
Ход экскурсии
1. Подготовка учащихся к экскурсии (подготовительная беседа).
Учитель:
- Ребята, сегодня мы отправляемся на экскурсию на промышленное предприятие нашего города «Катайский молочный завод». Кто имел возможность ранее побывать на данном предприятии? У кого родители работают на Катайском молочном заводе?
- Цель нашей экскурсии – получить представление о современном производстве молочных продуктов, познакомить со структурой предприятия, с условиями и спецификой работы на нем, познакомить с современной техникой и технологиями производства молочной продукции. Также мы сегодня познакомимся со специальностями данного предприятия (текст инструкции по ТБ в приложении).
Учащиеся вместе с педагогом передвигаются по намеченному маршруту. При входе на предприятие надевают бахилы. Детей и педагога встречает экскурсовод, проводит краткий инструктаж.
Экскурсовод: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем предприятии «Катайский молочный завод». Катайский молочный завод - современное предприятие, являющееся крупнейшим в Катайском муниципальном округе и занимающее лидирующее положение в уральском регионе среди производителей молока и кисломолочной продукции. – Ребята, а кто знает, где реализуется наша продукция? (Учащиеся называют, экскурсовод дополняет). Наша продукция продается в Курганской, Челябинской, Свердловской, Тюменской областях. В 2022 году завод отметил свое 55-тилетие. Директор нашего предприятия - Якову В.А. История завода началась в далеких 40-х годах 20-го века.
За высокое качество кисломолочной продукции, которая неоднократно была представлена на межрегиональных выставках, ярмарках, работа коллектива была отмечена дипломами администраций Курганской и Тюменских областей.
- Ребята, кто ел продукцию нашего предприятия? Что мы производим? (Учащиеся отвечают, экскурсовод дополняет). Наша продукция: молоко; кисломолочная продукция; молочная продукция; молоко топленое; молоко питьевое; кефир; ряженка; сметана; сливки; йогурт; бифидок; бифилайф; снежок; творог; творожная продукция; сыворотка; минеральная вода; квас; масло сливочное; масло топленое; сухое молоко.
Экскурсовод: Сейчас мы познакомимся с этапами и технологиями производства.
1. Получение сырья: для производства используется натуральное молоко с ферм Катайского, Далматовского и Шадринского районов. Занимается этим приемщик сырья. Он проверяют тару, ее чистоту и целостность пломб и заглушек на патрубках. Если снаружи есть загрязнения, тару тщательно моют и только после этого вскрывают. Далее проводится органолептическая оценка сырья. Осуществляет ее лаборант. Молоко проверяют по запаху, температуре и берут пробу для анализа на содержание жира, кислотности, белка.
2. Очистка и пастеризация молока (переход в цех). Занимается данным видом работы - аппаратчик по пастеризации молока (Интервью со специалистом. Вопросы задают заранее подготовленные ученики, специалист отвечает).
- Как называется прибор для очистки молока? Каков принцип его работы? (Очистку выполняет специальный прибор - центробежный очиститель. Принцип работы — молоко освобождается от механических примесей под действием центробежной силы).
- Как происходит процедура пастеризации молока? (Очищенное молоко подают на пастеризацию — неоднократное нагревание до 70-80̊ в течение получаса для обеззараживания (полезные молочнокислые бактерии сохраняются). Пастеризация происходит в ванне, внутренние стенки которой сделаны из нержавейки. В корпус вмонтирован паровой нагреватель с выводным патрубком. Температура нагрева контролируется термометрами. Для равномерного прогревания сырье перемешивают мешалками. Для охлаждения массы в межстенное пространство через патрубок заливают ледяную воду. Пастеризованный продукт сливают через кран). Затем молоко отправляется на дальнейшее производство, часть упаковывается в готовую продукцию)
Переход на место упаковки молока. Демонстрация специалистом упаковщиком-укладчиком процедуры упаковывания молока, выполнение данной операции учащимися).
3. Экскурсовод: Следующий вид производства - сепарирование сливок. Получают сливки из цельного молока путем отделения жировой фракции на сепараторах (Демонстрация оборудования). Доля жира — не менее 9%. Продукт используют для производства питьевых сливок, сметаны и сливочного масла.
4. Производство масла различных видов (сладко-соленого, несоленого, шоколадного). Способы производства: сбивание или преобразование жирных сливок. Производят путем сепарирования сырья. Затем следует промывка масляного зерна, посолка (для соленого масла), механическая обработка и фасовка. Технологическая линия укомплектована емкостями для физического созревания сырья, маслоизготовителем непрерывного или периодического действия (Демонстрация оборудования, наблюдение за ходом операций). Занимаются производством масла: аппаратчик вакуум-сушильной установки, оператор линии, мастер, укладчик-упаковщик.
5. Производство кисломолочных продуктов.
Экскурсовод: В следующем цехе получают кисломолочные продукты. Слово предоставим лаборанту по производству молочных продуктов.
- Многие производители используют сухие смеси для закваски, но такой продукт не является полезным, поэтому для сквашивания мы используем только живые культуры кефирных грибков. Сквашивание проводится в специальных емкостях, затем полученную массу охлаждают, дают созреть, затем следует фасовка кефира либо смесь идет на изготовление творога различной жирности и творожной массы (Демонстрация упаковки кефира, творога, творожной массы).
6. Производства кваса.
Экскурсовод: наш квас живого брожения изготавливается с 2009 года. В его производстве участвуют: мастера квасного участка, купажисты, операторы линии и упаковщики. Реализуется квас в двухлитровых бутылках, ранее – в пакетах по 1 литру (Демонстрация производства кваса).
Заключение. Экскурсовод: наша продукция производится на современном оборудовании различными специалистами. Данным специальностям, с которыми вы познакомились, люди могут обучится здесь, на нашем предприятии. Также специальность по производству молока и молочной продукции можно получить в учебных заведениях Тюменской, Челябинской областях: в государственном аграрном университете Северного Зауралья по специальности «Зоотехния» (очно и заочно), в Южно-Уральском государственном университете по специальности «Продукты питания животного происхождения» на платной и бюджетной основе (очно, заочно). Наша встреча подошла к концу. Пожалуйста, ваши вопросы, впечатления? (Учащиеся задают вопросы, делятся впечатлениями)
Учитель: по итогам нашей экскурсии нам необходимо сделать отчет. Домашнее задание - по предложенному плану написать отчет по экскурсии, подготовить фото для отчета и написания общей статьи для сайта школы и группы школы на официальной странице «ВКонтакте».
(Повторный инструктаж по ТБ на улице. Передвижение по маршруту «Катайский молочный завод – МБОУ КСОШ № 1»).
Инструктаж по ТБ и правилам безопасности на улице и на предприятии, правилам дорожного движения при продвижении от школы к предприятию.
Примерный текст инструкции
1. К экскурсиям допускаются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие инструктаж по технике безопасности. Во время мероприятия вы должны соблюдать правила поведения, передвижения.
2. «Перед проведением экскурсии»: Маршрут нашего движения: школа – Катайский молочный завод. Двигаемся колонной по двое по тротуару, придерживаясь правой стороны. При отсутствии тротуаров – по обочине дороги, навстречу движению транспорта. Двигаемся спокойно, не толкаясь. Дорогу пересекаем по пешеходному переходу, при его отсутствии – по линии тротуаров под прямым углом к дороге. Перед переходом мы должны убедиться в отсутствии или остановке транспорта, только затем осуществляем переход. Начинать перемещение без указания учителя запрещено.
3. «Во время экскурсии»: соблюдаем правила поведения в общественном месте, а также правила безопасности при перемещении по предприятию, с которыми нас ознакомит экскурсовод.
4. «В чрезвычайных ситуациях»: при возникновении ЧС слушаем внимательно и выполняем все указания экскурсовода, не поддаваясь панике, при несчастном случае незамедлительно обращаемся ко мне или экскурсоводу.
5. «По окончании экскурсии»: соблюдаем правила БДД при движении по маршруту «Катайский молочный завод – МБОУ КСОШ № 1».
Автор разработки: Мария Валерьевна Попова, учитель биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Катайская средняя общеобразовательная школа № 1» Катайского муниципального округа Курганской области