Сценарий концерта-лекции «Виват, Рояль!»

1
0
Материал опубликован 28 December 2023

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования городского округа «Город Калининград»

«Детская музыкальная школа имени Д.Д. Шостаковича»






СЦЕНАРИЙ

Концерта-лекции

«Виват, Рояль!»




Выполнила:

преподаватель по классу фортепиано

Клепцова Ирина Петровна








Калининград, 2023 г.





­­­­­­­­­­­­­­­Содержание

Проект Концерта-лекции……………………………………………………..3

Сценарий Концерта-лекции………………………………………………….4

Программа Концерта-лекции.....…………………………...……………….11





ПРОЕКТ

Концерта-лекции

«Виват, рояль!»

16 декабря 14:00 концертный зал ДМШ

дата время место

1. Цели концерта-лекции:

повышение интеллектуально-исполнительского уровня обучающихся;

формирование устойчивой заинтересованности к обучению в музыкальной школе у приглашённых школьников.

Задачи концерта-лекции:

качественное усвоение учебного материала обучающимися;

формирование более углубленного представления о фортепиано;

приобретение опыта концертно-лекционной деятельности преподавателем;

воспитание сценической устойчивости;

расширение музыкально-слухового багажа;

развитие познавательного интереса.

2. Теоретическая разработка:

План, сценарий, презентация, лекционное оформление преподавателя фортепианного отделения Клепцовой И.П.

3. Список использованной литературы при подготовке

а) Теоретической части: Алексеев А. История фортепианного искусства. — М., 1962; Дьяконов Н. А. Рояли и пианино. Конструирование и производство. — М., 1966; Зимин П. История фортепиано и его предшественников. — М., 1968; материалы из интернет-ресурсов – Свободная энциклопедия «Википедия».

б) Музыкально-практической части: ноты из библиотечного фонда школы.

в) ТСО: мультимедийное оборудование; ноутбук, рояль.



СЦЕНАРИЙ

Концерта-лекции

«Виват, рояль!»

Здравствуйте, уважаемые родители, дети. Мы рады видеть вас в нашем храме музыки, в этом красивом зале детской музыкальной школы. Пройдясь по коридорам школы, можно услышать звуки разных музыкальных инструментов. Здесь царит атмосфера творчества и дружелюбия, потому что преподавателей и учеников нашей школы объединяет одно – любовь к музыке. И я надеюсь, что после сегодняшней встречи у кого-то из вас возникнет желание прийти сюда снова, но уже в качестве учащегося нашей школы.

Сегодня мы будем говорить о самом замечательном музыкальном инструменте – о рояле. Поэтому наш концерт мы назвали «Виват, рояль!», что означает «Ура… » или «Да здравствует, рояль!» Всё, что вы сегодня услышите на этой сцене, будет приношением роялю, во славу рояля.

У каждой вещи есть своя история, своя биография. Есть она и у рояля.

Рояль – это разновидность фортепиано. Поэтому, если называть рояль фортепиано, то это тоже будет верно. Обратимся же к истории создания инструмента.

Предшественниками фортепиано были клавикорд и клавесин. Механика старинных инструментов схожа: есть клавиши, струны внутри корпуса. Но они разного размера, и способ звукоизвлечения у них разный. Клавикорд – самый старый «родственник» фортепиано. Первый клавишный инструмент, у которого были струны, появился в позднее Средневековье в XV веке. Клавикорд представлял собой небольшой деревянный ящик, в котором размещались узкая клавиатура и металлические струны. При нажатии клавиши латунные стерженьки (тангенты) касались струн. Звук был очень тихим и мягким. Клавикорд широко применялся в домашнем музицировании. Его очень любил И.С. Бах, потому что на нём можно было регулировать силу звука. Другой «родственник» фортепиано – клавесин – был более популярен среди музыкантов. Имел 2-3 клавиатуры (мануалы), которые располагались террасообразно одна над другой. Внутри корпуса находились струны одинаковой толщины, но разной длины. Поэтому внешне он напоминал современный рояль. Звук извлекался при помощи птичьего пера щипком о струны.

Клавесины и клавикорды пользовались популярностью у знатных людей и были не просто музыкальными инструментами, но предметами интерьера и роскоши. Его изготавливали из самых драгоценных пород дерева, инкрустировали бронзой, слоновой костью, золотом, а стенки и крыловидные крышки художники расписывали картинами.

Давайте послушаем музыку, которую когда-то исполняли на клавесинах и клавикордах. Только звучать эта старинная музыка в XXI веке будет, естественно, на рояле.

Измайлова Елизавета – 2 кл.

И.С. Бах. Маленькая прелюдия F-dur

Мирошникова Алёна – 3 кл.

И.С. Бах. Маленькая прелюдия d-moll

На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте. Был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы. Ожидаемое событие произошло в 1709 году в городе Флоренции. Процветавший там герцог Козимо Медичи помимо всего прочего содержал богатую коллекцию музыкальных инструментов, за которой нужно было ухаживать. Смотрителем коллекции был Бартоломео Кристофори (1655-1731), который не только следил за порядком и ремонтировал инструменты, но и в свободное от работы время мастерил новые. Всю жизнь Кристофори провел среди клавесинов и клавикордов и непрерывно думал об их улучшении. Отличный мастер чувствовал, что необходимо нечто простое и принципиально новое. Но только на склоне лет созрело в его голове изобретение, которому выпала судьба стать великим. Однажды он смастерил необычный инструмент, который назвал «qravicembalo col piano e forte», что означало «клавишный инструмент, играющий тихо и громко». Слово «forte», что значит «громко», а «piano» – «тихо». Так и появилось слово «фортепиано» (занятный факт: в самой Италии данный инструмент именуется прямо противоположно – «пианофорте», в соответствии с оригинальным названием).

Кауфманн Тамара – 4 кл.

Ф.Э. Бах. Фантазия d-moll

Муртазина Алина – 6 кл.

И.С. Бах. Полонез из Французской сюиты E-dur

Примечательно то, что фортепиано было изобретено в одно время независимо разными мастерами в Италии, Германии и Франции. Но, Бартоломео Кристофори изобрёл более удачный вариант фортепиано и продемонстрировал его публике раньше всех. Многие композиторы и исполнители того времени отзывались о фортепиано неодобрительно, потому что инструмент был далёк от совершенства. Инструмент был представлен даже Иоганну Себастьяну Баху, но похвалы не последовало.

Писко Варвара – 7 кл.

И.С. Бах. 3-хголосная инвенция D-dur

К концу 18 века фортепиано стало вытеснять клавесин и клавикорд в

профессиональной музыкальной практике. Около 1770 года в Австрии было

создано И. Штейном, а затем усовершенствовано И.А. Штрейхером так

называемое венское фортепиано, которое горячо одобрил Моцарт. Сохранив

крылообразную форму клавесина, большое венское фортепиано обладало легкой механикой и прозрачным звуком, которые вполне подходили к царившему тогда в салонах стилю рококо. В 1777 году впервые к большому концертному фортепиано был применен термин «рояль». А к 1800 году появилось первое вертикальное пианино, изобретенное американцем Дж. Хокинсом. Слово «пианино» происходит от итальянского слова «рianino»«маленькое фортепиано». Слово «piano» («тихо») – стало сутью названия этого инструмента. В новом инструменте струны, дека и механическая часть расположены вертикально, а не горизонтально, вследствие чего пианино занимает намного меньше места, чем рояль. Поэтому инструмент можно разместить в любой квартире. Пианино есть у каждого ученика-пианиста, который учится у нас в школе.

Сейчас выступят самые юные участники нашего концерта.

Анастасиева Елизавета – 1 кл.

УНП «На горе, горе»

Киреева Кристина – 1 кл.

Н. Александров. «Новогодняя полька»

В эпоху классицизма фортепиано стало популярным инструментом

домашнего музицирования и концертных выступлений. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения Клементи и Моцарта. Появление фортепиано также вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром – новый жанр, ставший весьма популярным в период классицизма. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов, таких, как скрипка и труба, и занять центральное место в концертных залах Европы. Ведь самое замечательное в конструкции фортепиано – это, во-первых, способность его корпуса резонировать, а во-вторых, широчайший динамический диапазон, возможность делать crescendo и diminuendo. Деревянный корпус и стальная рама позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на forte.

Юдина Оливия – 2 кл.

Д. Шостакович. «Шарманка»

Измайлова Елизавета – 2 кл.

С. Прокофьев. Марш

Кошелев Александр – 3 кл.

З. Эрхард. «Джазовая пьеса»

Круг любителей фортепианной музыки постепенно расширялся. Всё

больше и больше людей готовы были платить за то, чтобы услышать того или иного солиста. Это вызывало потребность в новых произведениях для фортепиано, росло количество композиторов, получивших признание благодаря музыке для фортепиано.

Однако легкость венского фортепиано не устраивала композиторов

зарождавшегося романтизма во главе с Бетховеном. Они предпочитали инструмент более звучный и мощный, который и был создан в Лондоне

специально для Бетховена под руководством Джона Бродвуда. В большом лондонском фортепиано старая клавесинная рама была заменена более крепкой, способной выдерживать большее натяжение струн и обеспечивающей большую громкость звучания. К этому времени

инструмент также имел 2 педали. Английское фортепиано медленнее венского отвечало на удар, но давало возможность большей экспрессии.

В период романтизма фортепиано было популярным инструментом домашнего музицирования, потому что оно давало возможность исполнять одновременно и мелодию, и гармонию. Очень популярными в этот период стали произведения для фортепиано в четыре руки.

Сейчас прозвучит фортепианный ансамбль.

Мирошникова Алёна – 3 кл.

Ю. Рочеролл. Вальс

Теперь более детально поговорим о рояле. Рояль – вторая разновидность фортепиано. Струны располагаются горизонтально, отчего корпус имеет крыловидную форму. Слово «рояль» происходит от французского слова «royal», что означает «королевский». Это самый крупный инструмент после органа. В отличие от пианино звучание рояля более выразительно и насыщенно по тембру, клавиатура более чувствительна, диапазон градаций звука шире.

Кауфманн Тамара – 4 кл.

К. Дебюсси. «Маленький негритёнок»

Адамлюк Анна – 5 кл.

Э. Градески. «Мороженое»

Рояли бывают разного размера и, соответственно, звучания. В больших концертных залах стоят большие концертные рояли, чтобы можно было исполнять совместно с симфоническим оркестром. Чем больше размер, тем длительнее и выразительнее звучание. В нашем зале вы видите два концертных рояля. А ещё бывают кабинетные рояли,как в хоровом и 14-м классах, малые кабинетные и миниатюрные миньон.

Лукьянова Ангелина – 6 кл.

Э. Мак-Доуэлл. «Осенью»

Второва Елизавета – 7 кл

Ю. Щуровский. «Элегический прелюд» h-moll

Кто-то из вас, наверное, обратил внимание, что пианисты пользуются педалью. В современных фортепиано присутствуют две или три педали. Правую педаль используют для связности звуков (legato), где это невозможно сделать пальцами, а также для придания звучанию особую красочность. «Педаль – душа рояля», – говорил великий польский композитор, пианист и педагог Ф. Шопен. Левая педаль используется для ослабления звучания, а также позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и приглушённым. Средняя третья педаль присутствует у большинства роялей, отсутствует у большинства пианино, используется очень редко. При нажатии средней педали звук становится очень тихим. Её используют, когда не хотят своей игрой мешать соседям.

Кошелева Варвара – 8 кл.

К. Черни. Этюд № 34, ор.299

Майорова Анастасия – 5 кл.

Б. Дварионас. «На санках с горки»

Появление фортепиано в музыкальной культуре в значительной мере повлияло на ход музыкальной истории, на характер всей европейской музыки. Для фортепиано писали все великие композиторы. И сегодня трудно найти музыканта – будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач – у которого в доме не было бы пианино. За 300 лет дизайн фортепиано немного изменился. Самый большой прыжок в технологии произошел с развитием цифрового фортепиано в 1980-ых годах. Но даже самое высокотехнологичное цифровое фортепиано не может заменить живое звучание настоящего инструмента, рожденного руками мастера.

В заключение нашего концерта прозвучит музыка великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893) – ярчайшего представителя русского романтизма XIX века. Он создал более 80 произведений в самых разных жанрах. Его оперы и балеты являются самыми исполняемыми в мире.

Писко Варвара – 7 кл.

И.С. Бах. 3-хголосная инвенция D-dur

П. Чайковский. «Русская пляска»

Я прошу подняться на сцену всех участников концерта.

Научиться играть на рояле очень сложно, это большой труд. Но радость общения с музыкой и любимым инструментом стоит того. Рояль отдаёт ровно столько, сколько ты в него вкладываешь. Давайте же вместе скажем «Виват, рояль!»

Дорогие мои юные пианисты, спасибо вам за выступление.

Уважаемые гости, спасибо за внимание, ждём дальнейших встреч с вами в нашем концертном зале.


​​​​​​​ ПРОГРАММА

Концерта-лекции

«Виват, Рояль!»

Измайлова Елизавета – 2 кл.

И.С. Бах. Маленькая прелюдия F-dur

Мирошникова Алёна – 3 кл.

И.С. Бах. Маленькая прелюдия d-moll

Кауфманн Тамара – 4 кл.

Ф.Э. Бах. Фантазия d-moll

Муртазина Алина – 6 кл.

И.С. Бах. Полонез из Французской сюиты E-dur

Писко Варвара – 7 кл.

И.С. Бах. 3-хголосная инвенция D-dur

Анастасиева Елизавета – 1 кл.

УНП «На горе, горе»

Киреева Кристина – 1 кл.

Н. Александров. «Новогодняя полька»

Юдина Оливия – 2 кл.

Д. Шостакович. «Шарманка»

Измайлова Елизавета – 2 кл.

С. Прокофьев. Марш

Кошелев Александр – 3 кл.

З. Эрхард. «Джазовая пьеса»

Мирошникова Алёна – 3 кл.

Ю. Рочеролл. Вальс

Кауфманн Тамара – 4 кл.

К. Дебюсси. «Маленький негритёнок»

Адамлюк Анна – 5 кл.

Э. Градески. «Мороженое»

Лукьянова Ангелина – 6 кл.

Э. Мак-Доуэлл. «Осенью»

Второва Елизавета – 7 кл

Ю. Щуровский. «Элегический прелюд» h-moll

Кошелева Варвара – 8 кл.

К. Черни. Этюд № 34, ор.299

Майорова Анастасия – 5 кл.

Б. Дварионас. «На санках с горки»

Писко Варвара – 7 кл.

П. Чайковский. «Русская пляска»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации