Сценарий представления для 1 класса «Литературное путешествие по стране Мойдодырии» (К 100- столетию написание сказки Мойдодыр)
«Литературное путешествие по стране Мойдодырии»
К 100-летию написания сказки «Мойдодыр».
Театрализованное представление для 1 класса
Подготовила воспитатель группы продленного дня ГОУ ЛНР «Алчевская социально-экономическая гимназия» Ампилогова Елена Николаевна.
Цели:
познакомить детей с творчеством К. И.Чуковского; формировать положительное отношение к здоровому образу жизни, а негативное отношение – к неряшливости, способствовать формированию навыкам личной гигиены, побуждать к самостоятельному выполнению гигиенических процедур, воспитывать интерес к детской художественной литературе, чтению сказок К.И. Чуковского.
Материалы и оборудование:
костюмы сказочных героев, предметы личной гигиены в картинках, презентация, ноутбук, проектор, экран.
Ход
1 Приветствие. Вступительное слово.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами совершим литературное путешествие в сказочную страну «Мойдодырию». Будем путешественниками в прошлое, вернемся в 20 век, на 100 лет назад. А помогут нам сказочные герои. С ними мы отправимся в путешествие, где узнаем интересные факты биографии автора сказки «Мойдодыр» Корнея Ивановича Чуковского и историю написания сказки «Мойдодыр».
2. Отправимся мы на машине времени на первую станцию «Познавательная».
1 слайд презентации (сказке исполняется !00 лет)
2 слайд (интересные факты биографии писателя)
3 слайд (как и для кого была написана сказка)
Воспитатель: -К нам на праздник заглянул сам Мойдодыр
(Выходит первый сказочный герой Мойдодыр.)
Мойдодыр:
Уже 100 лет живу на свете.
Сказку мою очень любят все дети.
Создатель мой Корней Чуковский,
Отец любимый, детский поэт,
Писал для сына и для дочек,
А сказка эта живет 100 лет.
«Мойдодырия –эта страна,
Где научат соблюдать порядок,
Умывайся, соблюдай режим, -
Будешь образцом для всех ребяток!
3.Воспитатель и Мойдодыр: -А сейчас мы переносимся на станцию «Театральная». - Дети покажут мою сказку.
1 сценка
(Сказочная поляна, все зверушки просыпаются и умываются.)
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
2 сценка
(Просыпается мальчик у себя дома, вещи лежат в комнате в беспорядке,
вещи оживают и улетают от мальчика.)
Мальчик- грязнулька:
(Дети, изображают предметы, которые летают по комнате)
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку,
Свечка — в печку!
Я за книжку,
Та — бежать
И вприпрыжку
Под кровать!
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Что такое?
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?
Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком —
Всё вертится,
И кружится,
И несётся кувырком.
3 сценка (выходит Мойдодыр)
Воспитатель:
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой.
Мойдодыр:
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Герой- мочалка: -Ты один не умывался
И грязнулею остался.
Герой- мыло: -И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
Мойдодыр: -Я — Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут —
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!»
Воспитатель: -Он ударил в медный таз
И вскричал: «Кара-барас!»
И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай его тереть,
Приговаривать:
1 герой- щетка:
«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
2 герой- щетка:
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»
Воспитатель:
Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса.
Герой-мыло:
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса.
Мальчик- грязнулька:
А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.
Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.
4 сценка: Выходят Крокодил с Кокошей и Тотошей
(Мальчик, отбиваясь от мочалки подбегает к семье крокодила.)
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.
А потом как зарычит
На меня,
Как ногами застучит
На меня:
Воспитатель:
«Уходи-ка ты домой,
Говорит,
Да лицо своё умой,
Говорит,
Крокодил:
А не то как налечу,
Говорит,
Растопчу и проглочу!»
Говорит.
Воспитатель:
Как пустился он по улице
бежать,
Прибежал он к умывальнику
опять.
Тотоша:
Мылом, мылом
Мылом, мылом
Умывался без конца,
Кокоша:
Смыл и ваксу
И чернила
С неумытого лица.
Мальчик-грязнулька:
И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.
Герой- расческа:
А за ними пирожок:
«Ну-ка, съешь меня, дружок!»
Герой-полотенце:
А за ним и бутерброд:
Подскочил — и прямо в рот!
Герой- зубная щетка:
Вот и книжка воротилась,
Воротилася тетрадь,
И грамматика пустилась
С арифметикой плясать.
Воспитатель:
Тут Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,
Подбежал к нему, танцуя,
И, целуя, говорил:
Мойдодыр:
«Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!»
Воспитатель:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
Все герои хором:
А нечистым
Трубочистам —
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Воспитатель:
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —
Мойдодыр:
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Все герои:
Вечная слава воде!
4.Беседа после представления
Воспитатель: - Спасибо героям, что показали интересную сказку.
- О чем она? Какая главная тема? (Ответы детей)
-Чему учит эта сказка? (Ответы детей)
5. А теперь перенесемся на станцию «Словарную» и узнаем смысл старинных слов, которыми пользовался автор сказки «Мойдодыр».
5 слайд (проводится словарная работа со словами кочерга, кушак, трубочист, вакса, клякса, ушат, корыто, лохань).
Воспитатель: Даже 100 лет назад люди умывались, чистили зубы, любили гигиену, а слова стареют, появились новые, но смысл и значение не изменились.
6.Следующая станция «Чистюлька»
Наш Грязнуля весь умылся и в Чистюлю превратился.
Воспитатель: Отгадайте какие предметы- гигиены помогли мальчику-неряхе исправиться. Какие герои превратили грязнулю в чистюлю?
(Проводится конкурс- загадок с героями сказки)
6 слайд «Загадки». Герои загадывают загадки.
1. Гладко, душисто, моет чисто? (Мыло)
2. Хожу, брожу не по лесам, а по усам и волосам? (Расческа)
3.Костяная спинка, жесткая щетинка, с мятной пастой дружит, нам усердно служит? (Зубная щетка)
4.Вафельное и полосатое, ворсистое и мохнатое, всегда под рукой, что это такое? (Полотенце)
5. Увидел свой портрет отошел портрета нет? (Зеркало)
6.Просыпаюсь утром –рано, вместе с солнышком румяным, заправляю сам кроватку, быстро делаю…? (Зарядку)
7 слайд: -Запомните советы Мойдодыра.
Воспитатель: -Отправляемся дальше.
7.Следующая станция «Физкультурная», проведет веселую зарядку Крокодил и споет песню «А крокодильчик просто класс!
8 слайд (проводится разминка-танец)
8.Воспитатель: -Вот и подходит наше путешествие к концу, давайте подведем итоги, проведем веселую игру, последняя станция «Игровая»
1.Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
-Вы похлопайте в ладоши!
2.-Не грызите лист капустный,
Он совсем. Совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
-Это правильный совет? (НЕТ)
3. Говорила маме Люба
-Я не буду чистить зубы
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе
-Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба? (НЕТ)
4.Блеск зубам чтобы предать
Нужно крем сапожный взять.
-Это правильный совет? (НЕТ)
5. Ох неловкая Людмила
На пол щетку уронила.
С пола щетку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
- Кто даст правильный совет?
Молодчина Люда? (НЕТ)
9. Последняя станция «Знатоков сказок К.И.Чуковского»
Наши сказочные герои будут называть строки из сказки, а ваша задача отгадать название сказки.
1герой:
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар:
«Приходите. Тараканы,
Я вас чаем угощу!» (Муха Цокотуха,1924год)
2 герой:
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять! (Бармалей,1925 год)
3 герой:
«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!» (Айболит,1929)
4 герой:
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперед. (Тараканище,1922)
5 герой:
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята
Хрюкать. (Путаница,1926)
6 герой:
А потом позвонил Крокодил
И со слезами просил:
-Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше. (Телефон,1924)
ИТОГ: -Молодцы все ребята! За вашу хорошую работу вы получите открытки с советами от Мойдодыра.
Воспитатель:
-Сказке «Мойдодыр» 100 лет,
А она актуальна,
-Купайся! Будь чистым! –
Звучит не банально.
К чистоте призываю, как автор, везде
Слава вечная воде!
Путешествие подошло к концу
Я, надеюсь, было интересно.
Скажем вместе: «Мы - за чистоту!»
Благодарим за это «Мойдодыра!».
Он нас научил всему:
Чистить зубы,
Умываться с мылом!
Говорим, что мы – за чистоту!
А Корнею Ивановичу Чуковскому-
За сказку спасибо!
Источники:
https://chukovskiy.su/biografiya
https://obrazovaka.ru/alpha/c/chukovskij-kornej-chukovsky-korney
https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/03/s_603f1468d68bf/img9.jpg
https://ru.wikipedia.org/wiki/Чуковский,_Корней_Иванович