Сценарий литературного путешествия «Детям о детях», посвященного 115-летнему юбилею Н.Н. Носова
Игнатковский филиал МБОУ «Дуровская СОШ»
Сафоновского района Смоленской области
«Детям о детях»
Сценарий литературного путешествия к 115 –летию со дня рождения Николая Николаевича Носова для 4 класса
Подготовила учитель начальных классов
1 категории
Бочкова Оксана Анатольевна
2023
Цель занятия: Провести конкурс между двумя командами. Закрепить знания о биографии и творчестве Н.Н.Носова.
Задачи:
Обучающие: Научить понимать юмористический жанр произведений Н.Носова.
Развивающие: Развивать воображение, речь. Повышать творческий интерес детей.
Воспитательные: Воспитывать нравственные качества, умение работать в группе.
Оборудование: Книжная выставка, выставка рисунков, портрет писателя.
Подготовительная работа:
1. Прочтение рассказов:
«Затейники»
«Милиционер»
«Приключения Незнайки и его друзей»
«Живая шляпа»
«Огурцы»
«Бобик в гостях у Барбоса»
«Прятки»
«Мишкина каша»
«Шурик у дедушки»
«На горке»
«Заплатка»
2. Домашнее задание: разучивание сценок по рассказам Н.Носова.
3. Придумывание каждой командой эмблемы, девиза, названия.
Ход занятия.
Ведущий: Здравствуйте дорогие друзья! Сегодняшняя встреча посвящена всеми любимому детскому писателю Николаю Николаевичу Носову. В этом году мы отметим 115 –летний юбилей со дня рождения. Его произведения всем нам интересны тем, что в них он описывает свое детство и что с ним действительно случалось. Произведения автора мы любим за то, что они интересны, комичны и остроумны. Они очень легко читаются. Каждая сказка и рассказ – жизненная история о детских проделках.
Литературный праздник пройдет в виде игры в конкурсах двух команд. За каждый конкурс ставится один балл. Результат оценит жюри (представляет жюри). У нас организовались две команды под названием (представляет команды). Для них на литературном празднике подготовлены несколько конкурсов. В них они должны проявить знание рассказов Носова, проявить внимательность, любознательность, артистические способности…
Ведущий:
Николай Носов родился 23 ноября 1908 года (умер в 1976 году) в городе Киеве. Отец мальчика работал в цирке. Николай любил ходить на его выступления вместе с младшей сестренкой и старшим братом. Заработанных денег не хватало, чтобы прокормить семью. В ней было четверо детей. Жили очень бедно. Поэтому Николаю приходилось с 14 лет работать. Он перепробовал профессии косаря, землекопа, продавца газет…
Несмотря на тяжелую жизнь, у мальчика были разнесторонние увлечения. Он любил учиться, был талантлив и любознателен. Он долго не мог определить, чем он хочет заниматься. Собирался стать скрипачом или химиком. Даже многие предполагали, что он пойдет по стопам отца.
В 19 лет увлекся фотографией и кино и поступил в Московский институт кинематографии.
Рассказывая сказки для своего сына, потом сочиняя для него рассказы, он понял, что должен писать для детей.
В 1938 году начал писать для детей. Первый его рассказ был напечатан в детском журнале «Мурзилка».
А детский сборник вышел только после войны в 1945 году.
Большую популярность ему принесли рассказы о Незнайке. А за повесть «Витя Малеев в школе и дома» награжден Государственной премией.
1 конкурс «Разминка»
Назовите произведения Н.Носова. Чья команда назовет больше, то заработает 1 балл.
2 конкурс «Узнай рассказ по отрывку»
1 команде:
«Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял ее, мял, а она будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу.»
(«Мишкина каша»)
2 команде:
«Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.»
(«Живая шляпа»)
1 команде:
«Вернулся я к пруду и стал снова рыбу ловить. Ловил, ловил. Уже солнышко высоко поднялось, а я все сижу, да на поплавок гляжу. Не клюет рыба, хоть ты тресни…»
(«Шурик и дедушка»)
2 команде:
«Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша стоит и плачет все громче и громче.»
(«Огурцы»)
3 конкурс «Что лишнее?»
Дано название рассказа и слова. Ваша задача найти одно лишнее понятие, которое не относится к этому рассказу.
1 команде:
«Бобик в гостях у Барбоса»
часы, бабушка, гребешок, телевизор, кисель
2 команде:
«Прятки»
собачья конура, посудный шкафчик, чердак, вешалка, кровать
1 команде:
«Мишкина каша»
каша, хлеб, сметана, варенье, вода
2 команде:
«Живая шляпа»
шляпа, комод, собака, кочерга, лыжная палка
1 команде:
«Огурцы»
сторож, мама, шалаш, грядка, папа
2 команде:
«На горке»
вода, песок, коньки, лыжи, лопата
1 команде:
«Заплатка»
штаны, забор, иголка, нитка, веревка
2 команде
«Затейники»
стол, кот, дверь, одеяло, волк
4 конкурс «Вопрос-ответ»
1 команде:
Почему Н.Носов начал писать произведения для детей? (Начал сочинять для своего сына и его друзей)
2 команде:
Где работал отец Н.Носова? (В цирке артистом)
1 команде:
Почему двигалась шляпа в рассказе «Живая шляпа?» (Там сидел котенок)
2 команде:
Как звали котенка в рассказе «Живая шляпа»? (Котенок Васька)
1 команде:
Кто заставил мальчика Котьку вернуть огурцы? (мама)
2 команде:
Какой рассказ носит название профессии, которую мальчик боялся? («Милиционер»)
1 команде:
Как звали мальчика, который пришивал заплатку? (Бобка)
2 команде:
Как называется рассказ в котором Ваня и Петя выдумывали истории и делали домик из одеяла? («Затейники»)
1 команде:
Какого цвета была заплатка у Бобки? (зеленая)
2 команде:
В какой сказке Носов рассказал о маленьких человечках? (Приключения Незнайки и его друзей»)
5 конкурс «Имена»
Выберите один правильный вариант ответа.
1 команде:
Кто предложил стрелять картошкой в шляпу в рассказе «Живая шляпа»?
Мишка
Вовка
Алик
Котька
Бобка
2 команде:
Кто из мальчиков взял огурцы и понес домой в рассказе «Огурцы»?
Мишка
Вовка
Алик
Котька
Бобка
1 команде:
Какое имя было у мальчика, который испортил горку во дворе в рассказе «На горке»?
Мишка
Вовка
Алик
Котька
Бобка
2 команде:
Какое имя было у мальчика, который пришивал себе заплатку на штаны в рассказе «Заплатка»?
Мишка
Вовка
Алик
Котька
Бобка
1 команде:
Как звали мальчика, который варил кашу в одноименном рассказе?
Мишка
Вовка
Алик
Котька
Бобка
2 команде:
Как звали мальчика, который потерялся в рассказе «Милиционер»?
Мишка
Вовка
Алик
Котька
Бобка
6 конкурс «Покажите сценку»
Показ домашнего задания.
1 команда:
«Три поросенка» ( по рассказу «Затейники»)
Дети читают сказку "Три поросёнка". Бегают в шапочках-масках поросят по комнате по кругу, прыгают и поют:
Петя, Валя и Маша: Нам не страшен серый волк!
Валя: Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.
Дети ставят 4 стула и накрывают их скатертью или тканью.
Петя: Вот и получился дом. Залезем в него. (Залезают).
Маша: (с удивлением и трепетом в голосе) А тут темным-темно!
Валя : Вот и хорошо, … что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, (громко) , а если серый волк придёт, мы его прогоним.
Петя: Жалко, что у нас в домике нет окон… Очень темно!
Валя: Ничего, у поросят ведь домики бывают без окон. А ты меня видишь?
Петя: Нет. А ты меня?
Валя: И я — нет.
Маша: Я даже себя не вижу.
В «домике» возня.
Петя (кричит): А-а-а!!!
Петя вылезает из-под стола. Валя вылезает сразу за ним.
Валя: Что ты?
Петя: Меня кто-то схватил за ногу.
Маша: (вылезая ) Может быть, серый Волк?
Валя, в испуге пятясь спиной вперед на зрителей, отползает от «домика». Петя отползает от домика за Валей.
|
|
Петя: Давай держать стены, чтобы Волк не вылез.
Маша: Держим, держим! (Стоят, взявшись за руки, на коленях вокруг «домика»).
Валя: (тихим голосом) Может быть, там никого нет?
Петя: (возмущенно) А кто же тогда меня за ногу трогал?
Маша: Это не я!
Валя: Это … я, — я хотела узнать, … где ты.
Петя: Чего же ты раньше не сказала?
Валя: Я испугалась. Ты как закричал и меня испугал.
Дети приподнимают скатерть - никого нет. А к «домику» подойти всё-таки боятся: вдруг из него «серый Волк» вылезет! Раздается волчий вой.
Валя: Подойди, сними скатерть.
Петя: Нет, ты сама пойди!
Валя: Там же никого нет.
Петя: А может быть, есть?!
Петя, Валя и Маша подкрадываются на цыпочках к «домику», сдёргают скатерть за края и, приседая, укрываются ею – Петя в центре, девочки по краям..
Дети выглядывают из-под скатерти и смотрят на «домик». В «домике» никого нет.
Петя, Валя и Маша: (радостно) Ура!!!
Петя подходит со скатертью, чтобы снова накрыть « домик». Валя и Маша его удерживают. Из зала раздается гудение – волчий вой.
Петя : А вдруг меня опять кто-нибудь за ногу схватит!
Валя и Маша: Тогда мы больше так играть не будем.
Поют и танцуют: «Мы три веселых поросенка…»
2 команда:
«Фантазеры»
Мишутка и Стасик развалившись сидят на стульях и разговаривают.
|
|
Мишутка: Сколько тебе лет?
Стасик: Девя… Девяносто пять. (Показывает на пальцах. ) А тебе?
Мишутка: А мне… а мне … сто сорок пять. Раньше я был большой - большой, (поднимается на носках, тянет руки вверх) а потом сделался … маленький (приседает).
Стасик: А я, – сначала был маленький (приседает), а потом вырос большой (забирается на стул, тянет руки вверх), а потом снова стал маленький (приседает на корточки на стуле и садится), а теперь опять скоро буду большой.
Мишутка: А я, когда был большой, море мог переплыть!(показывает, как будто плывет кролем, делает круг вокруг стульев).
Стасик: Подумаешь – море! Я океан переплывал! (показывает , как будто плывет брассом, делает круг вокруг стульев).
Мишутка: А я купался в море и на меня напала акула. (Появляется Акула - мальчик с маской головы акулы. Раскрывает пасть акулы на Мишутку).
Я её бац кулаком (Замахивается на акулу. Промахивается. Акула делает круг вокруг стульев за Мишуткой, щелкая челюстями. Стасик от страха запрыгнул стул ).
А она… А она…. меня «цап!» за голову. И откусила!!! (Мальчик Акула хватает пастью акулы голову Мишутки и надевает ему пасть на голову как колпак).
Стасик: Врёшь! Почему же ты не умер???
Мишутка:– (Сдвигает пасть на затылок). А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.
Стасик:– Без головы?
Мишутка:– (Снова надевает маску акулы на голову и проходит или вертится перед Стасиком.) Будто без головы ходить нельзя.
Стасик:– Почему же ты теперь с головой?
Мишутка:– (Снимает челюсти и кладет рядом.) Другая выросла.
Мишутка и Стасик (вместе) Ха – ха – ха!!!
Стасик: (с завистью) Ловко придумал! (Сделал вид, что подумал и говорит после паузы ).
Ну, это что! Вот я раз был в Африке (изображает охотника , на согнутых ногах прыгает вправо-влево, смотрит из-под руки, «стреляет» из ружья).
И меня там … крокодил съел. (Берет челюсти акулы и щелкает ими перед носом Мишутки. Важно прогуливается мимо Мишутки и гладит свой живот)
Мишутка: (рассмеялся) Вот так соврал!
Стасик: Вовсе нет.
Мишутка: Почему же ты теперь живой?
Стасик: Так он же меня потом (делает движение как будто вынимает из рта жвачку, сплевывает в руку у и бросает в сторону) - выплюнул.
Мишутка и Стасик (вместе) Ха – ха – ха!!!
Мишутка (думает): – Один раз я шёл по улице. (Прохаживается размахивая пакетом). Кругом трамваи, автомобили, грузовики (Смотрит вверх как на большие машины …, отскакивает от проезжающих автомобилей).
Стасик: (Оттаскивает Мишутку от проезжающей машины) Знаю, знаю! Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.
Мишутка: – Ничего подобного. Я не про это.
Стасик: – Ну ладно. Ври дальше.
Мишутка:– Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой – рраз! – и раздавил в лепёшку (показывает как он давил автобус на асфальте).
Стасик:– Ха ха ха! Ну вот это-то враки!
Мишутка:– А вот и не враки!
Стасик:– Как же ТЫ мог раздавить АВ – ТО – БУС ???
Мишутка: (смеётся)– Так он же совсем маленький был, игру-ше-чны-ы-й!!! Его мальчишка на верёвочке тащил.
Стасик и Мишутка (вместе): Ха – ха – ха !!!
Ведущий: Наше путешествие подходит к концу. (Жюри подводит итоги.)
Носов – детских книг творец.
Ну, какой он молодец!
Сколько книг смешных, чудесных
Написать он нам успел.
Доброту и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел!
Источники:
Сценки к конкурсу: https://studopedia.net/10_16450_instsenirovki-rasskazov-i-skazok-n-nosova.html