12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Нуртдинова Елена Рафкатовна25
0

Сценарий открытого мероприятия «Мы помним город осаждённый», посвящённого дню снятия блокады Ленинграда (3–4 классы)

Сценарий открытого мероприятия «Мы помним город осаждённый», посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда для учащихся 3-4 классов.

Цель: сохранение исторической памяти

Задачи:

1. Воспитание уважения к историческому прошлому своего народа.

2. Познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде;

3. С помощью видеоматериалов, музыкальных произведений и поэзии, пробудить в детях чувство сострадания за свой народ в период блокады Ленинграда

Методические приемы – беседа, демонстрация фотоматериалов о жизни в блокадном Ленинграде.

Место проведения: зал начальной школы.

Оснащение мероприятия: ноутбук, мульти – медиа.

Ход мероприятия:

I.Организационный момент

- Звучит мелодия («Савичева»).

II.Основная часть

Слайд 1 

Ведущий:

Защитникам Ленинграда посвящается.

Петербург — один из красивейших городов мира. Недаром его называют Северной Венецией. Но у этого города есть и другое имя — Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости, непокорённости. История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили в годы воины жители блокадного Ленинграда.

Тебе, Великий город!

Тебе, Великий Ленинград, посвящается!

Слайд 2 (Приложение 1)

Ведущий:

1941 год. 22 июня в мирном Ленинграде проходят выпускные вечера. Юноши и девушки мечтали, кем станут во взрослой жизни. Выпускники 1941 года старательно разучивают самый модный танец вальс-бостон.

Страна росла, трудилась неустанно,

Сил набиралась мирная страна.

Внимание, товарищи! Война!

Слайд 3-4 (Приложение 2)

Ведущий: 

Враг рвался к Ленинграду. В конце августа к городу подошли лучшие части гитлеровской армии, ещё не знавшей в то время поражений. 8 сентября 1941 года врагу удалось сомкнуть кольцо. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 871 день. Слайд 5-6

СЛАЙД 7

Во время войны заклеивали окна крест-накрест, таким способом люди

пытались не допустить разбивания стёкл при бомбежке, чтобы сохранить

подольше целыми. Светомаскировку организовывали завешиванием окон

полностью черной бумагой, одеялом, покрывалом или еще чем другим, не

пропускающим свет.

В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по

Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук

метронома. Вот так он работает (Приложение 3).

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им

ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется.

Слайд 8

К началу блокады в городе были мизерные запасы продовольствия и топлива. Введенные по

карточной системе нормы продовольствия снижались много раз. Прекратилась подача

электроэнергии. Дерево для растопки печки стоило почти как человеческая жизнь.

Остановились трамваи и троллейбусы, вышли из строя водопровод и канализация. Зимой

снежные сугробы перекрывали улицы. Жестокий голод и свирепый холод обрушились

на город. Умирали взрослые и дети. Слайд 9-12

Ведущий: 

В начале декабря люди начали пухнуть и чернеть от голода, падать на улицах, замерзать в

постелях, стали умирать. Январь и февраль сорок второго были самыми черными месяцами

ленинградской блокады. В своем новогоднем приказе Гитлер писал, что благодарит своих

солдат «за создание невиданной в мире блокады».

1 ученик

Чёрное дуло блокадной ночи…

Холодно,

холодно,

холодно очень…

Вставлена вместо стекла

картонка…

Вместо соседнего дома –

воронка…

Поздно.

А мамы всё нет отчего-то…

Еле живая ушла на работу…

Есть очень хочется…

Страшно…

Темно…

Умер братишка мой…

Утром…

Давно…

Вышла вода…

Не дойти до реки…

Очень устал…

Сил уже никаких…

Ниточка жизни натянута тонко…

А на столе –

на отца похоронка…

Слайд 13-14

С ноября 1941 года рабочие получали 250 граммов хлеба в день, а дети, иждивенцы и

служащие – по 125 граммов. Другой еды практически не было.

2 ученик

О, мы познали в декабре-

Не зря «Священным даром назван 

Обычный хлеб, и тяжкий грех-

Хотя бы крошку бросить наземь:

Таким людским страданьем он,

Такой большой любовью братской

Для нас отныне освящён,

Наш хлеб насущный, ленинградский

Ведущий: СЛАЙД 15

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с

продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.

Сколько людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».

3 ученик

У дороги жизни шепчутся берёзы,

Седину лохматит дерзкий ветерок.

Не стыдитесь, люди, и не прячьте слёзы:

Плачет вместе с вами каменный цветок.

4 ученик

Я – хлеб. У меня есть душа.

Я – хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.

Я – ломтик, прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони, как лист,

Голодный блокадный ребенок.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Хотя я тонюсенький ломтик,

Ко мне приближается, еле дыша,

Голодный ребяческий ротик.

Большие глаза. Цвет лица восковой.

С трудом поднимает ручонку.

Я – хлеб. И пока я живой,

Не дам умереть я ребенку!

Я – хлеб. Я – живой. Не горю я в огне.

Я ваш, я ржаной, самый близкий.

И тянутся детские губы ко мне,

Как будто к руке материнской.

Я – хлеб.

У меня есть душа.

Ведущий

- Каждый класс испёк блокадный хлеб. Он разрезан на кусочки по 125 грамм.

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

- Во время блокады многие вели дневники, куда по свежим следам записывали то, что пережили. В них, где карандашом, где бледными чернилами, аккуратно или наспех, иногда коченеющей рукой люди писали о своих страданиях.

Ведущий

Особенно страшно читать дневники детейСлайд 16-17

(Приложение 3.) Женя умерла 28 декабря 12-50 часов1941 года.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.

Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа 1942 года.

Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама 13 мая в 7-30 утра 1942 года.

Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня.

Ведущий: Всё дальше в прошлое уходят события тех героических и горьких дней, и наш долг перед павшими – помнить о них. Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и печальных страниц истории нашей страны. О мужестве блокадников слагались песни и снимались фильмы. Их были тысячи, а выжили - единицы. Каждый день жизни в блокадном Ленинграде – это подвиг. Подвиг, который не меркнет в памяти поколений. Они – Победители, которые и через столетия останутся ярким символом несгибаемого мужества и стойкости.

 Ведущий:

За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1 миллиона человек. Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода. Прошло 75 лет. Выросло не одно поколение. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти.

СЛАЙД 18-23

5 ученик

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память - наша совесть,

Она как сила нам нужна!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

СЛАЙД 24-27

-Минута молчания (Приложение 3)

 

 

Опубликовано


Комментарии (4)

Ирина Игоревна Блинова, 30.01.24 в 22:59 2Ответить Пожаловаться
Здравствуйте! А где приложения и презентация?
Нуртдинова Елена Рафкатовна, 31.01.24 в 20:38 1Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, подгружу.
Ирина Игоревна Блинова, 31.01.24 в 22:08 0Ответить Пожаловаться
Будет замечетельно, тогда работа будет полной и понятной!
Кияйкина Наталья Федоровна, 30.01.24 в 23:02 2Ответить Пожаловаться
Хотелось бы взглянуть на список источников, презентацию и приложение.

Отредактировано 30-01-2024 23:03

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.