Сценарий родительского собрания «Развиваем речь играя»

1
0
Материал опубликован 17 January

Сценарий родительского собрания «Развиваем речь играя»

Вступительное слово воспитателя.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарны Вам, что в современном мире занятости Вы нашли время и пришли на нашу встречу. Она посвящена теме «Развиваем речь играя».


Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1-2 года. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы его ребенок правильно говорил? Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.

А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребенок говорит чисто, внятно, правильно? Посмотрите, как мало рук.

Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома играет с детьми в игры, направленные на речевое развитие ребенка, читает своим детям сказки и ведет беседу по прочитанному произведению, заучивает стихотворения? (В нашем зале собрались не так много родителей, которые постоянно занимаются речевым развитием ребенка).

Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима.

Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей.


Основная часть:

- Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

(Включается презентация, воспитатель обсуждает названные родителями характеристики речи, затем все ответы выводятся на интерактивной доске):

Речь должна быть: Грамотной, Понятной, Выразительной, Осмысленной, Богатой, ...

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

- речь детей односложная

(Состоящая из одних простых предложений речь)

- бедная речь

(Недостаточный словарный запас)

- Слова – «паразиты»

(Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых)

- трудно задать правильные вопросы

(Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос)

- не умеют правильно составить рассказ

(Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст, а к школе это умение приобрести просто необходимо)

- не могут логически объяснять

- речь не выразительна

(Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с вопросительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова)

- плохая дикция, нарушено звукопроизношение

(Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме).

(эти проблемы заранее написаны на карточках и воспитатель постепенно их вывешивает).

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца), а она у нас в действительности (зачитываю слова из 2-го столбца).

Возникает вопрос: «Что делать. Как развивать речь наших детей?»

Представляю вашему вниманию выступление логопеда «Развиваем речь ребёнка: на прогулке, дома, на кухне, на даче».

«Развиваем речь ребёнка: на прогулке, дома, на кухне, на даче»

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети посещают логопедическую группу или занятия с логопедом. А если речь ребёнка развивается без видимых проблем и соответствует возрастным нормам? И в этом случае родителям не стоит отстраняться от процесса речевого воспитания.

Как проводить домашние занятия по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком все, что нового он узнал, увидел или услышал.

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко.
Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка. Для начала устройте соревнование
«Подбери словечко», загибая пальцы на руке перечисляете «Яблоко какое?»: сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д. (фиксируете результат, сколько слов назвали 5, 7 или 10).

Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка.

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий.
На прогулке. В это время ребёнку вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и др.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др.

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так давайте поиграем!

(проводятся совместные игры логопеда с родителями)

Игры, в которые можно играть на кухне:

«Давай искать слова на кухне»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?

«Приготовим сок»

Из яблок - яблочный, из груш - грушевый, из слив - сливовый, из вишни - вишневый, из моркови - морковный, из лимона - лимонный, апельсина - апельсиновый и т.д. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? Из апельсина.  И т.д.

«Один – много»

Образовывать: множественное число имён существительных: кастрюля - кастрюли, чашка - чашки;

«Назови ласково»

Взрослый  называет  один  предмет – а  ребенок  много. Перечислять   можно  разные  предметы, в  зависимости  от  того, где  Вы  сейчас  находитесь: на  кухне  или  в  детской  комнате.

Существительные с уменьшительными суффиксами: стакан - стаканчик, тарелка - тарелочка, вилка - вилочка; Мяч – мячи, карандаш – карандаши, кубик – кубики.

На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай. Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка. Давайте, поиграем! (проведение совместной игры)

Игры, которые можно играть на даче:

«Я знаю пять названий»

Загибает пальцы на руке, называет названия фруктов, овощей, ягод, растений, деревьев, насекомых, животных и др.

«Невидимка»

Называй предметы вокруг себя: «Что ты видишь?», закрывай глаза назови, чего нет. (Есть дерево, нет (чего?) дерева, есть цветы, нет (чего?) цветов, и др.)

«Какой предмет?», «Подбери словечко»

Игра для развития речи. К слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов. Например: «Про что мы можем сказать зеленый?» Зеленый - крокодил, цвет, лист, огурец, фрукт, … Красное — платье, яблоко, знамя, …

Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

Многие родители передают ответственность речевого развития ребенка развивающим центрам или детским садам, полагая, что специалисты это будут делать лучше. Спасибо большое за доверие к нам, как специалистам. Но мы точно знаем, что ни один специалист, ни одного центра не заменит ребенку радость общения с родителями. Самое ценное – это отношения, которые возникают, когда играют с ребенком. Закон единства аффекта и интеллекта, рассматривался даже в прошлом веке и эту целостность, можно наблюдать даже не имея специального образования. Когда ребенку весело и интересно – он гораздо быстрее и лучше усваивает новые знания и навыки.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» (А. С. Макаренко).

Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.

Уважаемые родители в завершении нашей встречи ответьте на вопрос: «Какие игры по развитию речи можно организовать с ребёнком дома, если вы заняты делом на кухне или на даче?»

Мы рады, что постепенно из пассивных зрителей вы превратились в активных участников нашей встречи.

Мы для вас подготовили памятки: «Полезные интернет ресурсы для развития дошкольников», «Список литературы для самостоятельных занятий родителей с ребенком».

Мы готовы ответить ваши вопросы.

Спасибо, до свидания.



















Список литературы

1.Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.

2.Гончарова, К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. Гончарова. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 154 c.

3. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c.

Ляско, Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010. - 190 c.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации