Сценарий «Семья и семейные ценности, традиции»

3
0
Материал опубликован 22 January в группе

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

г. Хабаровска «Дворец творчества детей и молодежи «Северное сияние»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий семейной гостиной

«Семья и семейные ценности, традиции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

разработчик: Булатова Татьяна Юрьевна

методист, педагог- психолог

Митрофанова Т.В. педагог дополнительного

образования

 

 

 

Хабаровск

2023

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

1. Содержание…………………………………………………………………2

-Пояснительная записка………………………………………………………3

-Условия для проведения мероприятия……………………………………...5

-Оформление места проведения мероприятия

-Перечень оборудования, технические средства

-Список героев, действующих лиц

2. Ход мероприятия……………………………………………………………6

3. Анализ проведенного мероприятия……………………………………….10

4. Список используемой литературы………………………………………...11

5. Приложения…………………………………………………………………12

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

МЕСТО, КУДА ТЫ ВСЕГДА

МОЖЕШЬ ПОЙТИ – ЭТО ДОМ.

А КТО-ТО, КОГО ТЫ

ЛЮБИШЬ – ЭТО СЕМЬЯ.

В современном мире большое значение уделяется взаимодействию образовательного учреждения и родителей. Сегодня как родители так педагоги осознают необходимость тесного взаимодействия в вопросах воспитания детей. Такое взаимодействие необходимо как семье, так и образовательному учреждению.

Стремясь сделать процесс взаимодействия Педагог - Учащийся - Родитель увлекательным В МАУДО «ДТДиМ» был разработан проект «Семейная гостиная».

«Семейная гостиная» эффективная, инновационная модель по взаимодействию детей, родителей и педагогов, и взаимно обогащающая всех участников.

Обращение к теме «Семьи» является не новой, но очень актуальной и востребованной для нашего современного времени. Особенно ценен интерес к культурным ценностям и традициям.

Наши дети — наследники богатейшей русской народной культуры, семейных ценностей и традиций, которые обладают значительным педагогическим потенциалом. Процесс переноса самого лучшего из семьи своих родителей в свою собственную семью укажет правильные ориентиры для воспитания.

Реализация данного проекта предусматривает использование различных как традиционных, так инновационных форм и методов работы с родителями, детьми, педагогами. Для проведения одной из семейной гостиной выбрана активная форма общения - семейные посиделки «Семья и семейные ценности, традиции». Благодаря которой, создается атмосфера взаимопонимания и сотрудничества.

Создать уютную, непринужденную, атмосферу для всех в семейной гостиной и поделиться использования опыта предыдущих поколений поможет нам «семейная» «Млада»- заслуженный коллектив народного творчества образцовый хор народной песни . Самый многочисленный коллектив «Млада» отметил тридцатилетний юбилей своей творческой деятельности во Дворце. Приятно видеть, как в коллективе существует преемственность в творчестве. Как сохраняются богатейшие традиции воспитания детей на примере певческих, культурных традициях русского народа.

Педагоги образцового хора народной песни «Млада» не просто знакомят детей с народными обычаями, обрядами, традициями, православными праздниками и народными играми. Все это охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя все занятия и разнообразные виды деятельности.

 

Цель: способствовать формированию в семье условий для развития ребенка через возрождение семейных традиций.

Задачи:

-Организовать и провести семейную гостиную;

-Создать комфортную атмосферу для общения;

-Познакомить с примерами преемственности семейных ценностей (обычаями, традициями, взглядами) которые передаются из поколения в поколение;

-Помочь родителям в осознании ценностей своей семьи;

- Воспитывать уважение к семье и семейным традициям;

Ожидаемые результаты:

- Проведение семейной гостиной;

- Получение положительного, позитивного общения детей, родителей, педагогов;

- Повышение родительской компетентности в вопросах развития своего ребенка;

-Презентация опыта семейного воспитания в сохранения истории семьи, продолжения семейных традиций;

- Осознании своей системы семейных ценностей;

 

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ:

Дата и время проведения: в 18.00

Место проведения: МАУ ДО «ДТДиМ», актовый зал

Форма проведения: Семейные посиделки

Организатор: Булатова Т.Ю. педагог - психолог, методист; Митрофанова Т.В. педагог дополнительного образования, творческое объединение «Млада»

Время проведения: 60 минут

Участники: разновозрастная аудитория: учащиеся, родители, педагоги МАУДО «ДТДиМ»

Оптимальное количество участников до 200 человек.

Технологии:

-технология семейного досуга;

-технология сотрудничества;

-информационно- коммуникационные технологии;

Методы:

-игровой;

-метод воспитывающих ситуаций;

Подготовительная работа:

- Подбор игрового, наглядного и художественного материала;

- Разработка сценария;

-Распределения обязанностей среди организационной группы;

- Создание мультимедийной презентации с учетом сценария;

- Выбор творческих номеров;

- Обеспечение музыкального сопровождения;

- Оформление сцены согласно тематике;

-Разработать и распространить объявления;

- Проведение репетиций;

Оборудование: презентация «Семейные традиции», листы бумаги формата А4, ручки, атрибуты, костюмы в русско - народном стиле, высказывания великих людей о семье, листы бумаги

Технические средства: интерактивная доска, ноутбук, микрофоны

Действующие лица:

Ведущая 1

Ведущая 2

Семья Дижевских

руководитель объединения «Млада» Митрофанова Т.В.

зам. директора по ВР Арефьев К.В.

Учащиеся объединения «Млада»

Ход

 

I. Организационный этап

(музыкальный эпиграф для создания настроя)

Вед 2: (с хлебом и солью) С давних времен русский народ называли " гостеприимным", потому, что они с уважением , любовью и заботой встречали гостей. Встречать гостей на пороге своего дома, поклоном хлебом-солью да на вышитом рушнике. И по-старому русскому обычаю дорогих гостей мы встречаем хлебом – солью. Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как добрым вестям! Пожалуйста, гости дорогие, пожалуйста!

Вед 1: Дорогие ребята, уважаемые родители, бабушки и дедушки! Мы рады вас видеть на наших “Семейных посиделках”.

Вед 2: Раз у нас Семейные посиделки, то нас всех, собравшихся сегодня, можно назвать одной большой семьёй, которая живёт общими заботами и радостями.

(видеоролик «Семья»)

Вед 1: Что такое «Семья»?

Вед 2: Семья – это праздник, семейные даты, подарки, покупки, приятные траты.

Вед 1: Семья – это счастье, любовь и удача, семья – это летом поездки на дачу.

Вед 2: Это спасательный круг, с помощью которого мы каждый вечер прибиваемся к спокойной и надежной гавани, где царят уют, радость, душевный покой.

Вед 1: Семья – это дом, это близкие люди, связанные теплыми чувствами, интересами и, конечно же, – традициями.

II Основной этап

Вед 2: Семейные традиции – это то, что сплачивает семью, делает нас дружнее и крепче. Для нас они настолько естественны, что мы даже о них не задумываемся. У одних - это воскресное чаепитие за общим столом, у других совместные походы на природу, у третьих - сказка на ночь. Это самые памятные и счастливые моменты семьи!

Вед 1: Корни семейных традиций уходят в семейные устои предыдущих поколений, передаются из поколения в поколение.

Вед 2: Одним из средств передачи традиции являются народные песни. Ну и какие же посиделки без песни? Песню на Руси пели всегда: и на отдыхе, и на работе. В них собрана народная мудрость, опыт предыдущих поколений. (Исполнение песен хора «Млада» «Страдания», «Кумушки»

Вед 1: А сейчас мы предоставляем слово заместителю директора по воспитательной работе Арефьеву Константину Викторовичу

Упражнение «Семья -Дом счастья»

Семья – это в первую очередь дом, где тепло и надежно, где тебя любят и ждут. Сегодня я Вам предлагаю построить «Дом счастья». Для строительства дома мы будем использовать особенный материал, из кирпичиков – слов ценностей, из которых мы строим свою семью. Эти слова ценности очень индивидуален. Перед Вами на экране, которые могут в этом Вам помочь.

Вначале строительства Вы должны определить, что пойдет в фундамент. От фундамента зависит крепость всего дома. Затем какие кирпичики подойдут к стенам и крыши. У каждого из вас на выполнение этого задания будет по 3 минуты.

(Звучит песня про семью)

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Начнем с моего домика. Каждая семья, учитывая опыт старших создает свои традиции. Поэтому фундамент нашего дома мы начинаем закладывать с кирпичика «Традиции».

Традиции наших предков позволяют заложить следующий кирпичик для строительства «Дома счастья» под названием «Сотрудничество». Оно основано, прежде всего, на взаимном уважении взрослых и детей.

Обязательное условие для счастья семьи в нашем доме — кирпичик «Дружба». Дружба обогащает и возвышает, дает каждому из нас возможность почувствовать себя счастливым. Важнейшие признаки дружбы взаимопонимание, сопереживание, глубокую эмоциональную привязанность.

Основа жизни семьи — честный, добросовестный общественно полезный труд, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд».

Каждая семья выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье членам его семьи. Поэтому следующим кирпичиком для нашего дома будет «Здоровье».

Человек всегда стремился к прекрасному, помня об этом, мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота».

Чтобы было тепло и уютно в доме, помимо душевности в отношениях между близкими людьми нужен элементарный порядок. Следующий необходимый нашему дому кирпичик — «Чистота».

В семье важна атмосфера взаимопонимания между супругами, между родителями и детьми. Для полного счастья нашему дому нужен кирпичик «Понимание».

Очень важен для строительства нашего дома кирпичик «Уважение». Уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям, потребностям и интересам.

И конечно же благополучие и счастье семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь». Любить, значит, понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит, жить дружно и счастливо.

Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Крыша нашего дома для счастливой семьи называется «Хорошее настроение».

Итак, мы построили с вами «Дом счастья». Кто хочет рассказать о своем доме. Какие есть отличия? Чем похожи? (родители по желанию представляют свои дома)

Каждый человек вкладывает в понятие дом свой смысл, но дома наши очень похожи.

Вед 2: Семейные традиции, ценности, принципы каждый из нас вынес из детства. Во взрослой самостоятельной жизни мы стараемся поддерживать и пополнять этот капитал, и передавать его своим детям. И сейчас на сцену мы хотим пригласить Тамару Викторовну, руководителя и основателя заслуженного хора, образцового коллектива народной песни «Млада».

Митрофанова Т.В.: Для меня Традиция - обозначает сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения, предания. Встреча с народными традициями и народной песней произошла в селе Искра Нанайского района, когда я была у бабушки Федоры на летних каникулах, где невольно становилась участником сельских концертов, звуки которых разносились по дворам села. Народная песня звучала в домах, на свадьбах, на вечерах. Песни переселенцев из Белоруссии переплетались с песнями живших здесь нанайцев. Все это помогло мне познакомиться, что называется, «из первых рук» с народными традициями и обрядами. Позволило ей прочувствовать колорит народной песни, и окунуться в его самобытность и необыкновенную чувственность и духовность. Со дня этой встречи прошло уже много лет. А народная песня, по - прежнему смысл всей моей жизни.

Вед 1: С огромной радостью представляем Вашему вниманию семью Дижевских. Приглашаем на сцену всех представителей большой семьи. Это очень дружная, музыкальная, талантливая семья. Глава семьи Владимир Иванович прекрасный отец, дедушка, замечательный концертмейстер хора «Млада».

(не большое интервью с фотопрезентацией семьи)

-Владимир Иванович расскажите немного о своей семье?

-Владимир Иванович скажите, пожалуйста, что объединяет всех членов вашей семьи, делая их жизнь радостной и интересной?

-Какие традиции есть в вашей семье? (Очень много традиций. Сохранилась традиция петь частушки)

(Исполнение частушек)

-Что бы Вы пожелали нашим родителям?

Большое спасибо! Благодарим Вас за интересный рассказ и веселые частушки.

Вед 2: На посиделках не только пели и плясали, но и играть успевали! Игры были разные, но обязательно веселые. Играли в ручеек. Эта игра сохранилась до сих пор, и в школе на перемене дети часто устраивают «ручейки». Популярна была и «веревочка» - парни и девушки брались за руки и принимались водить хоровод по сложной траектории, при этом все пели песни. До сих пор известны жмурки и колечко, которые на посиделках очень любили.

Вед 1:  Давайте и мы вместе поиграем в русскую народную игру «Кострома». В этом нам помогут учащиеся объединения «Млада».

(Исполнение Игры «Кострома»).

Вставайте пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Давайте выберем Кострому (Выбирается Кострома, который становится в центре круга.)

Необходимо двигаться в соответствии с текстом, передавая движения.
(Все берутся за руки и двигаясь по кругу «разговаривают» с «Костромой» напевая закличку).

III Рефлексия

Вед 2:

Чем полезна именно для вас данная встреча?

Что является самым важным из того, что вы сегодня узнали ?

IV Подведение итогов

Вед. 1: Дорогие гости пора прощаться. А напоследок хочется сказать: семья и семейные традиции на самом деле, - лучшее, что у нас есть. Наши предки оставили нам богатейшее наследство – традиции передававшихся из поколения в поколение, уникальный мост связывающий прошлое и будущее.

Вед.2: Также мы желаем каждому из вас сохранить свои «Дома счастья» для своей семьи. Будьте здоровы и счастливы!


 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Рябова Л. А. Развитие воспитательной компоненты в творческих объединениях КГБУ ДО «КЦИТР» [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015

2.Журнал «Воспитание школьников, № 2, 2008 г по материалам Н. Мелковой, заведующей библиотекой средней школы №48 г. Кемерово. Занятие по теме ПОСТРОИМ «ДОМ СЧАСТЬЯ»!

Интернет - источники

http://dk-khv.ru/wp-content/uploads/2016/12/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf

 

Приложение 1

t1705888172aa.jpg

Приложение 2

Русская народная игра «Кострома»

Правила игры: Выбирается ведущий – «Кострома», становится в центр круга

Остальные берутся за руки и, двигаясь по кругу, разговаривают с «Костромой» напевая закличку.

Игру можно повторять несколько раз, придумывая новые действия, тем самым поощряя воображение, творчество и смекалку.

(Все идут в хороводе, повторяя движения и имитируя действия

ведущего)

-Ой, свет ты моя, Кострома,

Свет государыня моя!

-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

-Кашу варю!

- Ой, свет ты моя, Кострома,

Свет государыня моя

- Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

- Блины пеку!

- Ой, свет ты моя, Кострома,

Свет государыня моя!

-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

-Клубки мотаю.

-Ой, свет ты моя, Кострома,

Свет государыня моя!

-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

-Носочки вяжу.

- Ой, свет ты моя, Кострома,

Свет государыня моя!

-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

-Устала, да спать легла.

- Ой, свет ты моя, Кострома, (Последнюю закличку напевают

Свет государыня моя! тише, чтобы не разбудить «Кострому»)

-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

-Проснулась, догонять вас буду!

Приложение 3

t1705888172ab.gif

 

t1705888172ac.gif

 

t1705888172ae.gif
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации