Сценарий урока по общеобразовательной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» на тему «Дни воинской славы и памятные даты России»
Тема рабочей программы общеобразовательной дисциплины ОД.13 Основы безопасности жизнедеятельности: «Символика, боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации»
Тема урока: «Дни воинской славы и памятные даты России»
Тип урока: закрепления знаний
Вид занятия: урок
Форма урока: деловая игра
Технологии, методы и приёмы: диалоговые технологии, технологии активного обучения; работа в группах
Средства обучения: ПК с программным обеспечением «PowerPoint 2016», мультимедийный проектор, маркерная доска, раздаточный материал (таблички, маркеры)
Учебник, информационные источники: Аюбов Э. Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 10 класса . Базовый уровень / Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Муркова, А.Ю. Тараканов. - Москва : Русское слово, 2021. - 288 с.; Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13.03.1995 N 32-ФЗ (ред. от 28.09.2023 N 493-ФЗ)
Группа: 1 курс, группа ИС-106, специальность 09.02.07 «Информационные системы и программирование»
Цель занятия: закрепление знаний об исторических событиях, связанных с днями воинской славы России и их значений для нашей страны.
Задачи:
Образовательная:
для преподавателя: создание условий для закрепления студентами знаний об исторических событиях, связанных с днями воинской славы России, и их значений для нашей страны на ярких примерах героического прошлого нашей Родины;
для студентов: повторение, закрепление и систематизация знаний об исторических событиях, связанных с днями воинской славы и памятными датами России, и их значении для нашей страны;
Развивающая: развитие индивидуального, группового стиля учебной деятельности; развитие у студентов навыков полемики; умения выражать и отстаивать свою точку зрения; сформировать у студентов умения выражать и отстаивать свою точку зрения; совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умение анализировать события; создание условий для развития предметных результатов.
Воспитательная: сформировать чувства патриотизма, гордости и уважения к историческому прошлому Родины, Российским Вооружённым силам; воспитание уважения к законодательству РФ (ЛР 5); формирование готовности к служению Отечеству (ЛР 8); осознание себя гражданином и будущим защитником великой страны (ЛР 1).
Примечание: данная разработка может быть использована в качестве интегрированного урока по общеобразовательным дисциплинам ОБЖ и История.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Дидактические задачи (преподавателя) |
Планируемый результат (деятельность студентов) |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
Время |
1. Организационный |
Подготовка студентов к работе на уроке, мобилизующие начало |
Полная готовность аудитории и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм |
Приветствие, отметка присутствующих, проверка готовности к уроку, создание эмоционального настроя на работу |
Приветствие, подготовка студентов к работе. |
2 мин. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивационное начало. |
Определение цели и задач занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности |
Осознание и принятие целей и задач занятия студентами, их готовность к активной учебно-познавательной деятельности |
Преподаватель вводит студентов в проблему урока исходя, из которой формулирует тему, цели и задачи урока. Тема урока: «Дни воинской славы и памятные даты России». Цель: закрепить знания об исторических событиях, связанных с днями воинской славы России, и их значений для нашей страны; Задача: повторение, закрепление и систематизация теоретических знаний по пройденной теме. |
Студенты записывают дату и тему урока. |
3 мин. |
3. Повторение (актуализация знаний) |
Систематизация, обобщение и воспроизведение учебного материала |
Активная и продуктивная деятельность студентов по включению новой части знаний в систему усвоенных ранее, по классификации и систематизации, выявлению внутренних и межпредметных связей |
Занятие начинается с повторения пройденного материала. Преподаватель вместе со студентами систематизирует пройденный материал, обобщает, дополняет. |
Студенты отвечают на вопросы. Вместе с преподавателем формулируют вывод. |
5 мин |
4. Закрепление знаний и способов действий |
Закрепление студентами знаний на уровне применения их в конкретной ситуации (деловая игра) |
Выполнение студентами заданий, требующих применения знаний в конкретной ситуации |
Инструктаж по условиям деловой игры и воспроизведение совместно со студентами игры – викторины «Воинская слава России»; ведение результатов в турнирной таблице на маркерной доске; совместный анализ результатов ответов на вопросы викторины. |
По указанию преподавателя студенты разбиваются на группы по 6-8 человек в зависимости от количества присутствующих студентов, выбирают командира и название команды, соответствующее духу патриотизма и любви к Родине; командиры по команде преподавателя получают раздаточный материал: маркеры и таблички, записывают на табличках названия команд, которые установят на местах размещения команды и участвуют в жеребьевке на очередность ходов; при получении права хода команда выбирает категорию и сложность вопроса викторины, демонстрируемой на экране; в течение 30 секунд команда обсуждает вопрос, после чего командир встает и озвучивает выбранный ответ или предоставляет это право одному из участников команды; после ответа все участники видят на экране правильный ответ. |
30 мин |
5. Подведение итогов |
Анализ и оценка успешности достижения цели и задач урока отдельными студентами и всей группы в целом |
Адекватность самооценки студентов оценке преподавателя. Получение информации о реальных результатах обучения |
Рефлексия после проведённого урока. Анализ и оценка успешности достижения цели и задач урока отдельными студентами и всеми командами в целом. |
Вместе с преподавателем анализируют пройденный урок, задают и отвечают на вопросы. |
3 мин |
6. Домашнее задание |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Выполнение студентами теста на самопроверку по теме: «Символика, боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации» |
Озвучивает домашнее задание. Пройдите тест на самопроверку в СДО «MOODLE» https://kutts.lansdo.ru/ |
Записывают домашнее задание. Слушают комментарии преподавателя. Задают вопросы по выполнению домашнего задания. |
2 мин |
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ
СЛАЙД 1
Преподаватель: преподаватель проверяет отсутствующих, внешнее состояние аудитории, готовности студентов к уроку
- Добрый день, уважаемые студенты!
Студенты:
- Добрый день!
2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИОННОЕ НАЧАЛО
Преподаватель вводит студентов в проблему занятия, исходя из которой формулирует тему, цели и задачи урока:
- У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которые российские войска снискали почёт, уважение современников и благодарную память потомков. Образы героев, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, служат для потомков образцами жертвенного служения нашему Отечеству.
Давайте, вспомним о главных событиях из военной истории нашего славного Отечества, великих битвах в соответствии с ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" от 13.03.1995 N 32-ФЗ, который мы изучали и анализировали с вами на прошлом занятии в рамках изучения темы «Символика, боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации».
Тема урока: «Дни воинской славы и памятные даты России». Цель: закрепить знания об исторических событиях, связанных с днями воинской славы России и их значений для нашей страны. Задача: повторение, закрепление и систематизация теоретических знаний по пройденной теме.
Студенты:
записывают дату и тему урока
3. ПОВТОРЕНИЕ (АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ)
Преподаватель систематизирует пройденный материал, обобщает, дополняет
- Уважаемые студенты, давайте вспомним и повторим основные категории темы «Дни воинской славы и памятные даты России», которую мы прошли с вами на прошлом занятии. Ответьте пожалуйста на вопросы:
Сколько всего Дней Воинской Славы России? Когда был принят Федеральный закон N 32 "О днях воинской славы и памятных датах России? Какие Дни воинской славы России на сегодняшний день являются официальными праздничными (выходными) днями?
Студенты:
отвечают на поставленные вопросы, уточняют и дополняют друг друга
СЛАЙД 2-32
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
Преподаватель инструктирует студентов по выполнению задания, демонстрирует презентацию
- Для закрепления изученного материала, я предлагаю вам принять участие в интеллектуальной викторине «Дни воинской славы и памятные даты России». Ваша задача разбиться на группы по 6-8 человек (в зависимости от количества присутствующих студентов) и выбрать командира и название команды, соответствующее духу патриотизма и любви к Родине.
Студенты: выбирают командира и обдумывают название своим командам. Командиры команд получают раздаточный материал: маркеры и таблички, записывают на табличках названия команд, которые установят на местах размещения команды и участвуют в жеребьевке на очередность ходов;
Преподаватель: инструктирует студентов по выполнению задания, демонстрирует презентацию
- Команда _______ получает право первой выбирать категорию и сложность вопроса викторины, демонстрируемой на экране. В течение 30 секунд команда обсуждает вопрос, после чего командир встает и озвучивает выбранный ответ или предоставляет это право одному из участников команды, после ответа мы все увидим на экране правильный ответ.
Преподаватель, студенты: воспроизведение совместно игры – викторины «Дни воинской славы и памятные даты России»; ведение результатов в турнирной таблице на маркерной доске.
Преподаватель: проводит анализ результатов викторины
- С вопросами викторины в основном все справились. Наибольшее затруднение вызвали задания №№, давайте разберем основные ошибки
Студенты:
уточняют ответы
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Преподаватель: выставляет и комментирует оценки за занятие, отмечает наиболее отличившихся: удачные формулировки, точные определения, активное обсуждение и оценка работы других студентов.
- За активную работу на занятии, правильные и полные ответы студенты ФИ получают оценку «5», студенты ФИ «4».
Студенты:
вместе с преподавателем анализируют пройденный урок, задают и отвечают на вопросы
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Преподаватель: озвучивает домашнее задание
- Сегодня мы с вами разобрали одну из тем «Символика, боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации». Домашнее задание размещено в СДО «MOODLE». Вам необходимо будет выполнить тест на самопроверку по теме: «Символика, боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации»
Спасибо большое за работу на занятии! Желаю удачи, до свидания!
Студенты: записывают домашнее задание. Слушают комментарии преподавателя. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.
- Спасибо! Досвидания!