Сценарий внеклассного мероприятия «Давайте забытую книгу откроем»: встреча с книгой Владимира Богомолова «Иван»

0
1
Материал опубликован 30 April в группе

​​​​​​​ Цель: создать условия для формирования гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей у учащихся на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

Задачи:

Формировать у подрастающего поколения чувства сопричастности к великой истории Российской Федерации событиям Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Активизировать интерес к изучению истории России и формировать чувства уважения к прошлому нашей страны, её героическим страницам, в том числе сохранить память о подвигах защитников Отечества.

Развивать навыки общения, умение выражать свои мысли и слушать других. Привлечь учащихся к чтению книг о Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

Воспитывать патриотизм, гордость за прошлое своего Отечества.

Оборудование: выставка «Читаем о Войне», видео, интерактивная доска, правила поведения в библиотеке.

Дети войны – наполовину вырубленная

войной роща…

И чтоб война –

то проклятое слово

Встречалось разве только в словарях.

Педагог-библиотекарь.

Счетчик времени отсчитал много дней, а в общей сложности 80 лет, от самого значимого события в истории нашей страны - победы над фашизмом. Сегодня мы вспомним Великую Отечественную войну и подвиги, которые были совершены миллионами людей ради победы. В этом великом деле особую роль сыграли дети - те, кто, несмотря на свой юный возраст, проявили невероятное мужество, отвагу и стойкость, о которых стоит помнить и говорить. Они достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звезд Героев, орденов, медалей. И вот что поразительно, в указах Президиума Верховного Совета СССР об их награждении никогда не упоминалось, что речь идет о мальчиках и девочках. Их называли по имени и отчеству, как взрослых, потому что их героизм был порой не менее значимым, чем подвиги взрослых. Они выполнили свой долг наравне со взрослыми, и их усилия не должны быть забыты.

Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть, дети и страшные испытания. И сегодня мы поговорим о той страшной и жестокой странице нашей истории – Великой Отечественной войне. Прикоснемся душой и сердцем к этой странице нашей истории через книгу. Очень волнующую книгу. К сожалению, забытую нами. Это книга Владимира Осиповича Богомолова «Иван».


Видеоролик (Иван на задании)

1.Шагает по заснеженному большаку маленький человечек в потрепанной фуфайке, через плечо перекинута холщовая сумка. Проезжают по дороге немецкие военные машины, попадаются и пешие гитлеровцы, полицаи. И никому из них и в голову не может прийти, что по дороге идет партизан-разведчик… Оборванный, с нищенской сумой он шел открыто, в полный рост, не страшась. Шел туда, где бойцу в форме красноармейца надо было ползти, скрываясь и таясь. Он шел через линию фронта, на передний край.

Эта повесть о 12-летнем разведчике. Война не дала ему скидки, не оставила выбора.


2.Даже ветры от дыма были черными,

Небо – в свинцовых россыпях.

Было детство войной перечеркнуто.

Становились мальчишки взрослыми.

Видеоролик (Иван радуется…)

12 лет – это возраст, когда жизнь только начинает расцветать. Мальчишка в этом возрасте может бегать босиком по лугам, нырять с обрыва в тихую речку, наслаждаться игрой с друзьями. Его мир полон ярких красок: дом, школа, блестящие мечты и дни, заполненные радостью и смехом.

Но вдруг, как гром среди ясного неба, приходит война. Его привычная жизнь заменяется ужасами оккупации, страхом и потерей родных людей. В его сердце живет теперь не только любовь к родине, но и ненависть к врагу, который забрал всё, что было дорого: солнечное детство с книжками, тетрадками, друзьями, смехом, играми, праздниками, мамой, отцом и маленькой сестричкой. Эти тяжёлые времена закалили его, сделали сильнее. Мальчики и девочки теряли детство, но находили в себе смелость бороться за независимость своей страны, за светлое будущее, за ту самую жизнь, которую отняла война.


3. Видеоролик (Война)

Владимир Богомолов в своей повести и показывает такого мальчишку. Мы видим не только горечь утраченного детства, но и величие духа. Иван – это не просто ребёнок, он становится настоящим героем, воплощая мечты многих о свободе и справедливости. Его ненависть к врагу, захватившему его дом, становится движущей силой, которая помогает ему преодолеть страх и сомнения. Он сам для себя решил, что пришло его время сослужить боевую службу: убивать врагов.

Так убей же хоть одного!

Так убей же его скорей!

Сколько раз увидишь его,

Столько раз его и убей.

Немцы удивлялись… в этой непостижимой России, у этих непонятных русских - чуть ли не каждый партизан или связной. Их стреляют, вешают, жгут – ничто не помогает. Даже дети воюют с немецкими солдатами. И солдаты вермахта боялись русских детей.


4. Видеоролик (Иван возвращается с задания)

В повести Владимира Богомолова «Иван» действие разворачивается на фоне важнейших событий Великой Отечественной войны, в частности, во время битвы за Днепр в 1943 году. Именно в этот критический момент советские войска готовились перейти через могучую реку, чтобы сразиться с врагом, который плотно укрепился на противоположных берегах.

Командование Советской армии тщательно готовились к операции, поскольку противник обладал внушительными силами: многотысячные войска, мощная артиллерия, танки и самолёты. Битва за Днепр завершилась успешным наступлением советских войск и нанесением тяжелого поражения противнику. Важная роль в этой победе принадлежала не только обычным солдатам, но и разведчикам. Разведка активно помогала Красной Армии: они собирали информацию о расположении врага, его силах и планах, что играло очень важную роль в успешном ходе операции. Люди, находившиеся в тылу врага, также помогали, как могли, в борьбе с оккупантами.

Таким образом, повесть Владимира Богомолова не только рассказывает о войне, но и отражает дух единства и борьбы, которые стали основой для достижения великой Победы. Она подчёркивает, что даже в самых трудных условиях каждый может внести свой вклад в общее дело и сделать шаг к свободе, что и стало жизненной истиной для Ивана и его товарищей.


5.Владимир Богомолов сам воевал и был на фронте разведчиком. Правдиво и досконально он показывает в повести все «мелочи» этой опасной службы. В разведку брали далеко не каждого. Помимо физических данных, очень важными для разведчика были такие качества как выдержка, выносливость, наблюдательность, оперативность в принятии решений, память, чувство товарищества, надежность.

В повести очень профессионально описано проведение специальной операции – переброска разведчика в тыл врага. Таких разведчиков называли «закордонники».

Работать в тылу врага было очень опасно. Не менее опасны сами «переходы» в тыл врага, передача накопленной информации. Каждый шаг подвергался опасности.

И вот один сегодня,

Когда вставал рассвет,

В разведку шел мальчишка

Двенадцати лет.

С палкой-попирашкой

Да с нищенской сумой

Через луга и пашни

Такому – путь прямой.

Ни разу не присел он

За короткий осенний день,

И обошел немало

Он сел и деревень.

Везде фашистских точно

Он сосчитал солдат,

И делал он это точно,

А не просто наугад.

6. В повести переход через линию фронта становится для молодого героя привычным делом. Иван, справляется со своими заданиями как профессиональный разведчик, как смелый и мужественный солдат.

Важным эпизодом повести является момент, когда Иван получает задание, требующее особой ответственности. Он переправляется через Днепр в октябре и передает важную информацию в штаб. Этот момент ярко показывает, как даже для опытных солдат такая задача может быть невыполнимой: широкая река, ледяная вода и опасность, исходящая от врага. Несмотря на все трудности юный разведчик выполняет свою задачу. Он твердо убеждён, что каждый его шаг, каждое действие - это вклад в общую победу над врагом. Иван становится символом настоящего героя, который, не раздумывая идет на риск, понимая, что его действия могут повлиять на судьбы многих людей и, возможно, приблизить долгожданную победу.


7. Взрослые в повести относятся к Ивану по-особенному: они видят в нём ребёнка, которому пришлось слишком рано повзрослеть. Они заботятся о нём, стараются защитить, но при этом восхищаются его смелостью. Даже опытные солдаты, прошедшие через войну, уважают мальчика за то, что он, несмотря на возраст, ведёт себя как настоящий боец. Автор, Богомолов, показывает Ивана главным «сердцем» истории. Этот мальчик становится символом надежды: он напоминает, что даже в самые страшные времена есть место силе духа и доброте. Иван не силён как богатырь, но его храбрость — в упрямстве, в готовности рисковать ради общего дела, в умении не сдаваться, даже когда страшно. Он учит нас, что героем можно быть без кулаков и оружия — достаточно иметь смелое сердце и желание бороться за то, что важно.

8.Финал повести действительно обладает мощным эмоциональным воздействием и глубоко затрагивает читателя. Автор использует приём документализации, который придает повествованию особую достоверность и фактическую подтвержденность. Включение строк из гестаповского документа, фиксирующего печальную правду о последних днях жизни героя – его расстреле 25 января 1943 года- усиливает ощущение реальности и трагизма.

Этот эпизод дает возможность читателю столкнуться с жестокой правдой войны, лишающей жизни не только взрослых, но и детей.


В его глазах ты не отыщешь больше

Мальчишеского резвого огня.

Задорно не взлетают больше брови

И очерствело сердце навсегда.


А на лице лишь ненависти след,

Нешуточной, суровой, жесткой.

Как порох детство вспыхнуло, сгорело

Всего в двенадцать лет…


Педагог-библиотекарь.

Дети на войне - это не только печальная реальность, но и символ стойкости и борьбы за будущее, несмотря на все ужасы и невзгоды. Их истории должны вечно напоминать о том, что мир – это ценность, которую нужно защищать, и что каждый, независимо от возраста, имеет право на жизнь и мирное существование.


Ребята, я приготовила для вас увлекательную интерактивную игру, которая поможет нам проверить, насколько внимательно вы читали произведение «Иван» Владимира Богомолова. Давайте вместе оценим ваши знания и обсудим, что вам запомнилось из книги. Это будет интересно!


ВикторинаPPTX / 1.43 Мб

О детях в годы войны можно прочесть в таких художественных произведениях.

Лев Кассиль, Макс Поляновский «Улица младшего сына».

Валентин Катаев «Сын полка».

Валентина Осеева «Васек Трубачев и его товарищи».

Елена Ильина «Четвертая высота».

Анатолий Приставкин «Ночевала тучка золотая».

Надежда Надеждина «Партизанка Лара».

Нодар Думбадзе «Я вижу солнце».

Виктор Васильев «Зарубки на сердце».

Сергей Ермолаев «Колька».

Ольга Устецкая «Урок мужества».


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Активные адреса видеороликов, на которые имеются ссылки в публикации, оказали бы практическую помощь коллегам при подготовке и проведении такого мероприятия

2
1 May