Стили семейного воспитания

0
0
Материал опубликован 10 September

В сборник «Методических разработок и педагогических идей» ХХII часть.


Сценарий родительского собрания.


Тема: «Стили семейного воспитания».


Класс: 5-8.


Цель: Рассмотреть типы воспитания, показать возможности изменения стиля родительского отношения к детям.

Задачи:

-информировать родителей о существующих стилях воспитания;

-показать родителям важность и значимость семейного воспитания;

-способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями.

-содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания,

- организовать творческое и активное участие родителей в работе группы;

- помочь родителям  определить  свой  стиль воспитания детей в семье;

-дать практические рекомендации по воспитанию детей.

Автор-составитель : Т.Н.Кочергина учитель МБОУ «Петуховская СОШ имени Героя Советского Союза Я.С.Кулишева»

Оборудование: разноцветные жетоны, карточки с описанием стилей семейного воспитания, ноутбук и м\м проектор, памятки для родителей, яблоко, дерево, листочки.

Подготовительная работа с классом: предложить нарисовать обучающимся рисунок на тему: «Вечер в семье».

Структура проведения:

I этап. Вступительное слово классного руководителя. (5 минут)

1) Приветствие

2) Проведение интерактивной игры на сближение группы «Комплимент».

3) Актуализация темы

Тема нашего родительского собрания «Стили семейного воспитания». Под стилем

семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы общения

родителей с ребенком, предусматривающие определенные средства и методы

педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Целью нашей встречи является

выявление «неправильных» типов семейного воспитания, которые могут привести

серьезным проблемам в отношениях с детьми.

Ребенок – целый мир,

Для каждого в нем свой кумир.

Не разрушайте, созидайте,

Пространства понимания создайте!

Я вас пойму и все прощу

И в сердце вас свое впущу.

Спасибо, вы со мной, вы рядом,

Уютно мне под вашим взглядом.

II этап. Деловая игра.

1. Разделить родителей на 7 рабочих групп с помощью разноцветных жетонов.

2. Знакомство с существующими стилями семейного воспитания.

Классный руководитель сообщает о существовании различных классификаций

стилей семейного воспитания (слайды).

1 группа. – Гиперпротекция

- Гипопротекция

- Повышенная моральная ответственность

- Эмоциональное отвержение

- Жестокое обращение

- Воспитание в культе болезни

- Противоречивое воспитание.

2 группа. - Воспитание по типу Золушки

- Воспитание постоянной опекой

- Воспитание по типу кумира семьи

- Воспитание равнодушием

- Воспитание подарками

- Воспитание доверием

3 группа. – Попустительский

- Состязательный

- Рассудительный

- Предупредительный

- Контролирующий

- Сочувствующий

- Гармоничный

Группам раздаются карточки с описанием стилей семейного воспитания по третьей классификации.

Работа в группах.

Задание 1. Ознакомиться с предложенным стилем, выявить отрицате льные и положительные стороны стиля, сформулировать характерное поведение детей и родителей в семье с данным стилем. (5-7 минут)

Задание 2. Выступление представителя каждой группы. (15 минут)

( При необходимости упрощения занятия, первое и второе задания может выполнить

сам классный руководитель)

Задание 3. Классный руководитель предлагает проблемную ситуацию.

В соседней школе в 5 классе завелся воришка. «Вычислив» его, учительница вызвала ребенка на разговор с глазу на глаз. Мальчик сознался в краже. Учитель сообщила о случившемся родителям мальчика.

Как решат эту проблему в семьях следуя предложенным стилям.(10 мин.)

III этап. Рефлексия.

- Представим ребенка в виде яблока. «Здоровый» плод может родить «здоровое» дерево. На листках яблони запишите характеристику «здоровой» семьи. (каждый родитель или классный руководитель озвучивает написанное и прикрепляет лист на дерево)

- Анализируются рисунки детей на тему «Вечер в семье»

Есть дом, в котором я живу,

И для меня он лучший самый,

В нем и во сне, и наяву

Я слышу добрый голос мамы.

А вечерами папа мне,

Когда смолкают птицы в гнездах,

Расскажет о луне,

Ракетах, спутниках и звездах.

Пускай мой дом пребудет вечно,

Пускай в нем будут хлеб и смех.

Туда я буду возвращаться бесконечно,

И только с ним возможен мой успех.

IV этап. Подведение итогов. Классный руководитель благодарит родителей за участие и

вручает памятки с заповедями семейного воспитания.

Литература: 1 «Справочник классного руководителя» №4, 2008г.

2 Е. А. Бодина, К. В. Ащеулова. «Педагогические ситуации», Москва, 2002г.

3 «Неблагополучные семьи»\ Сост. О. А. Запотылок, Минск, 2008г.

4 Л. И. Саляхова «Родительские собрания 9-11 класса», Москва, 2007г.



Приложение №1.

Заповеди семейного воспитания.

1 Принимайте ребенка таким какой он есть.

2 Никогда не вмешивайтесь в жизнь ребенка без серьезной причины.

3 Никогда не принимайте решения в одиночку.

4 Собственное поведение родителей - решающий фактор в воспитании детей.

5 Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задает каверзные вопросы и противоречит.

6 Не допускайте никаких излишеств в подарках детям.

7 Во всем можно действовать собственным примером.

8 Объединяйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.


Приложение №2.

Попустительский стиль семейного воспитания

При попустительском стиле семейного воспитания родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, своей работой. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам, а иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.

Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье – кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют поиск ребенком наиболее выгодных для него форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Родители постоянно демонстрируют ребенку образцы двуличного поведения с друзьями, соседями, родственниками. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребенка - вместе с ним. Дети рано постигают науку выгоды- выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем.В выборе форм поведения в таких семьях ребенок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального прилюдного соблюдения правил приличия. У таких детей много тайн, которые им нужно сохранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть все время настороже. Даже интеллектуальную деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для того, чтобы извлечь из нее максимальную выгоду.

Учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. В первую очередь это касается самих родителей, когда ребенок-старшеклассник начинает им хамить, не обращая внимания на реакцию взрослых. В характере таких детей с раннего детства проявляется такое качество, как умение обещать, но свои обещания они очень редко выполняют.

Состязательный стиль семейного воспитания

При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Иногда ребенок получает поощрение не только морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов своего ребенка родители предоставляют ему возможность попробовать себя в различных видах деятельности. Иногда это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если же при этом он терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести к депрессии и апатии.

Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и секциях нередко приводит и к проблемам, связанным с его здоровьем- хроническая усталость, болезни могут дать о себе знать.

В воспитательном воздействии на ребенка родители используют как методы поощрения, так и методы наказания. Однако, если поведение ребенка идет вразрез с нормами, принятыми в семье, последующее наказание может быть не только суровым, но и жестоким.

В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества малыша. Защиту ребенка от всех претензий и напастей они ставят на первое место, не обращая внимания при этом на то, прав их ребенок или неправ. Родители не терпят обидчиков своего ребенка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый это или ребенок.

Учащиеся этого типа глубоко переживают свои ошибки и промахи. Очень развитой у таких ребят является волевая сфера. Характерные качества- самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, безразличие к интересам коллектива.

Рассудительный стиль семейного воспитания

Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий для приобретения личного опыта путем собственных проб и ошибок.

Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упреки, активность ребенка должна находить естественный выход. Родители уверены, что ребенка нельзя поощрять за то, что он делает с удовольствием, не используют принудительные методы и физические наказания. Ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе, родители вправе лишь посоветовать.В таких семьях складываются теплые и добрые взаимоотношения.Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками. Если в такой семье ребенок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребенку осознать свой поступок, помогают осмыслить проблемы с позиции другого человека, втянутого в конфликт.

Характерные качества – любознательность, активность, самостоятельность, у них сформирована познавательная мотивация.

Контролирующий стиль семейного воспитания.

В семьях с контролирующим стилем воспитания свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребенка. Младшие школьники относятся к этому достаточно спокойно, но старшие- протестуют против такого к себе отношения.

Родители достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне, криках, физических наказаниях. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы, поддержки.

Такие дети хорошо знают свои слабые стороны и совсем лишены возможности демонстрировать лучшие стороны.

Родители иногда наказывают своего ребенка демонстративно для того, чтобы показать степень своей власти над ним.

Родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос высоконравственным человеком. Девиз их воспитания состоит в том, что ребенок должен всегда поступать нравственно, это должно стать привычкой.

Внешне эти учащиеся отличаются от сверстников. Они угрюмы, подозрительны, склонны к конфликтам, даже если в этом нет необходимости. Учащиеся такого типа нерешительны и замкнуты, но ценят товарищество и дружбу. Ради дружбы с кем-то они готовы на все.

У таких учащихся наблюдается гипертрофированная любовь к самому себе. Замечания и критику в свой адрес эти дети практически не воспринимают. Как только взрослый начинает читать им нотации, это нередко вызывает неадекватную реакцию: улыбку вместо слез, и наоборот. Учащиеся такого типа уже в начальной школе переводятся педагогами в разряд неуправляемых и недисциплинированных детей


Предупредительный стиль семейного воспитания

Такой стиль обусловлен некоторыми причинами- одной из причин может быть болезненность ребенка с раннего детства, а второй – особенности характера родителей.В результате того, что ребенок часто болел и болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Родители не оставляют без внимания и опеки, таким образом ребенок лишен активной деятельности, родители сами являются инициаторами детских игр и регламентируют поведение детей.

Родители делают все возможное и даже невозможное для ребенка, чтобы он не испытывал никаких трудностей. Окружающие люди считаются источником опасности и неприятностей. На воспитание нравственных ценностей родители не обращают внимания, поэтому дети попадая в ту или иную социальную группу следуют нравственным принципам этой группы. Со сверстниками такие дети безразличны, любят наушничать, могут предать своего товарища, если им это выгодно. Характерные черты таких детей – несамостоятельность, неспособность к принятию решений, склонность к действию по указке со стороны, пассивность, безответственность. Но когда им предлагается интересная и необычная деятельность, исчезает безразличие и флегматизм.

Сочувствующий стиль семейного воспитания

Условием формирования стиля является отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей.

В этих семьях ребенок предоставлен сам себе. Из-за отсутствия игрушек ребенок в своих играх копирует трудовые операции своих родителей. Это приводит к тому, что он рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Такие дети очень жалеют своих родителей за то, что им приходится много и активно работать. Однако ребенок при этом сильно замыкается на семье и ее жизни. В детском коллективе ребенок ведет себя настороженно, не желает говорить о себе, своей семье.

Родители любят своего ребенка, но никогда не балуют. Они понимают, что ребенку жить в реальном мире с его трудностями. Ребенку не рассказывают о проблемах на работе, стараясь оградить от своих переживаний. Но дети хорошо видят и понимают своих родителей, стараясь поддержать их, при этом поведение родителей служит для них эталоном и примером.

Особенностью таких детей является то, что они привыкли занижать свои способности.

Характерные черты – целеустремленность, чуткость, внимательность, вежливость, уравновешенность.

Гармоничный стиль семейного воспитания

В семьях такого стиля ребенок всегда желанный, родители знают, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок растет в теплой, дружественной атмосфере. Родители уделяют большое внимание формированию традиций своей семьи. Дети в таких семьях показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Они всегда говорят правду, а если хотят ее скрыть, то никогда не проговорятся. Такие дети умеют верно дружить, в общении с друзьями правдивы. Этим ученикам свойственны следующие качества- уравновешенность, непримиримость с безобразными поступками других людей, правдивость, искренность, вежливость, самокритичность. Они отличаются послушанием и уступчивостью.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.