12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шевелева Анна Юрьевна131
Педагогом-психологом работаю более 10 лет, люблю свою профессию, в данное время занимаюсь профориентацией с учащимися ОУ. Любящая жена и многодетная мама.
Россия, Кемеровская обл., Прокопьевск

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня на нашей встрече мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания зависит психическое и общее развитие ребёнка.

В каждой семье свой стиль общения. Умение взаимодействовать с детьми – очень важная вещь. Вы можете спросить себя, где найти время для общения, потому что динамика жизни очень быстрая. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. И как вы встречаетесь с детьми вечером. Общий ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие моменты могут сплотить и укрепить семью. Но общение ограничивается короткими фразами. Разве можно пообщаться, если включен телевизор? Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми приблизительно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходиться на раздачу указаний. Итак ученые определили четыре стиля воспитания: демократичный, либеральный, авторитарный, индифферентный. Разберем их более подробно.

Демократичные родители — инициативные, добрые дети. Родители любят и понимают своих детей, часто хвалят, а за промахи как правильно не наказывают, объясняют почему так делать не следует. На капризы реагируют спокойно, твёрдо отказываются им подчиняться. В результате дети вырастают любознательными, уверенными в себе, контактными и обладающими чувством собственного достоинства, хорошо социально адаптированными.

Мери Поппинс. Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности ребенка. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях

Либеральные родители — импульсивные, агрессивные дети. Родители почти не контролируют детей, разрешая им делать все, что захочется, в том числе, не обращая внимания на агрессивное поведение. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, завышенная самооценка. Сказка «колобок»

Авторитарные родители — раздражительные, конфликтные дети. Родители устанавливают жёсткий контроль за поведением детей, считая, что они должны во всём подчиняться их воле. В качестве методов воспитания чаще всего используют наказание, а так же запугивание, угрозы. Родители с авторитарным стилем имеют тенденцию к карательно-насильной дисциплине. В результате чего у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, агрессия по отношению к слабым, сниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.

Карабас-Барабас. В соответствии со своей ролью этот родитель нуждается лишь в чётком и правильном исполнении ребенком его установок. Такое общение в большей степени похоже на дрессировку. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность ребенка. Поведение ребёнка, похоже на пружину, постоянное давление сжимает её. Ребенок быстро привыкает к сильным стимулам (окрик) и перестает реагировать на спокойный голос.

Индифферентный родители (или эмоциональное отвержение)- ребенок тяготит родителей и постоянно чувствует это. Особенно, если в семье есть другой, любимый ребенок. Родители намеренно игнорируют ребенка и не проявляют открыто любовь и внимание. Человек, воспитываемый в такой семье, становится очень ранимым и обидчивым.

Спящая Красавица. Безразлична и к ребенку, и к окружающему миру, «присутствуя, отсутствует». В семье её не видно и не слышно, ребенок предоставлен сам себе. Её общение с ребенком носит абсолютно формальный характер. Следствие – ребенок становится такими же безразличным к окружающему.

Для улучшения психологической атмосферы в семье нужно прежде всего отказаться (по возможности) от местоимений «твой»«мой»«я», заменив их на «наш» и «мы». Эта, казалось бы, мелочь действует на подсознательном уровне, устраняя эффект отчуждения от других членов семьи и в то же время не выделяя кого-то в отдельную единицу.

Еще один желательный атрибут психологического семейного комфорта – совместный прием пищи. Пусть ужин будет чуть позднее, однако за столом соберутся оба супруга, дети. Телефоны, компьютеры, телевизор при этом лучше исключить, отдав предпочтение личному общению. Подобная практика формирует чувство общности, «плеча», давая человеку ощущение принадлежности семье.

Безусловно, свою роль играет и семейный отдых. Отмечено, что семьи, имеющие общее увлечение, семейные традиции, реже ссорятся по мелочам.

После изучения стилей семейного воспитания, можно сделать вывод, что они оказывают серьезное влияние на развитие ребенка и формирование его личности. От стиля воспитания зависит, будет ли ребенок самостоятельным, уверенным, успешным, социально ответственным, коммуникабельным. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления также зависит от стиля воспитания. Чем больше родители дают ребенку самостоятельности, тем лучше и быстрее он развивается. ​​​​​​​


стилиPPTX / 6.82 Мб

МОИ РЕКОМЕНДАЦИИ КАК РОДИТЕЛЯ И ПСИХОЛОГА

Стремиться к демократическому стилю воспитания. В любой ситуации постараться слышать себя и своего ребенка, учится договариваться с ним и обсуждать семейные дела. Даже если он еще мал, давать ему возможность принимать соответствующие возрасту решения.

Давать право выбора всегда, когда это возможно.

Устанавливать здоровые границы: «бить ребят и обзываться некрасиво», «никто не должен тебя толкать».

При высказывании недовольства своим малышом, направлять его на поступок, а не на самого ребенка. Не «ты — нытик», а «мне очень неприятно, когда кто-то ноет».

Выделять для ребенка обязанности в семье в соответствии с его возрастом: поливать цветок, кормить кота. Пусть он с раннего возраста привыкает, что несет ответственность за свои дела.

Давать ребенку больше свободы, даже если за него тревожно. Стараться не говорить малышу фразы вроде: «ты не справишься», «у тебя все равно не получится», «ты упадешь». Лучше поддерживать и говорить о своей вере в него и его силы.

Объяснять ребенку все, что его интересует. Иногда задаются очень неожиданные вопросы, в этом случае можно взять тайм-аут, но потом обязательно обсудить на доступном языке.

Ни в коем случае не применять физические наказания и стараться максимально редко повышать голос. Эти действия порождают в крохе страх, а также демонстрируют бессилие родителей перед его поведением.

Проводить как можно больше времени в уютной теплой атмосфере: читать вместе книги, обниматься, смотреть любимые фильмы и мультики, гулять и заниматься совместным творчеством.

Стараться поддерживать доброжелательные отношения в любой ситуации, чтобы ребенок знал: что бы ни случилось, родители всегда его поддержат и поймут.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.