Дополнительная образовательная программа «Страна творчества»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 258
город Ульяновск
Принята на заседании Утверждаю
Педагогического совета Заведующий МБДОУ №258
Протокол №_______от_______ Юсубова Ю.В
Дополнительная образовательная программа
«Страна Творчества.»
(нетрадиционные техники рисования)
Возрастная категория: 5-7 лет
Срок реализации : 1 год
Педагог : Преснякова Е.В
Ульяновск 2023
Содержание
Пояснительная записка
Педагогические условия для реализации программы
Техники рисования
Организация занятий
Планируемый результат
Учебно-тематический план занятий кружка
Заключение
Литература
- Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам нетрадиционных форм художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).
Главное на занятиях кружка «Страна творчества» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что- то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Художество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Кружок направлен на развитие художественно – творческих способностей детей через обучение нетрадиционными техниками рисования. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Цель программы:
развитие художественно – творческих способностей детей 5– 7 лет.
Задачи:
Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
Развивать мелкую моторику рук;
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
В ходе реализации программы «Страна творчества» дети знакомятся со следующими техниками рисования:
Дети старшего дошкольного возраста:
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее и смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети не ограничены в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.
Организация занятий кружка.
Кружок посещают дети 5-7лет.
Занятия проводятся 2 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 30 минут.
Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие в художественных конкурсах, тематических выставках.
Расписание занятий кружка «Страна творчества»:
Дни недели |
5-7 лет |
Среда |
11.50-12.20 15.00-15.30 15.40-16.10 16.30-17.00 17.10-17.40 17.50-18.20 |
Пятница |
11.50-12.20 15.00-15.30 15.40-16.10 16.30-17.00 17.10-17.40 17.50-18.20
|
Методы и приемы обучения, используемые на занятиях кружка:
словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
наглядные (показ, демонстрация, рассматривание);
практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).
Алгоритм проведения занятия по нетрадиционному рисованию:
Создание игровой ситуации.
Показ воспитателя.
Использование движения руки.
Сравнение двух техник.
Проговаривание последовательности работы.
Принципы работы с детьми:
Доступность отбираемого материала;
постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью; индивидуальный подход к детям.
- Планируемый результат
Дети будут знать:
о разнообразии техник нетрадиционного рисования - о свойствах и качествах различных материалов; - о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
планировать свою работу;
договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
создавать индивидуальные работы;
аккуратно и экономно использовать материалы, самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования; выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
3. Учебно-тематический план работы кружка
Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях имеется возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Месяц |
№ |
Тема |
Техника |
Программное содержание |
1 |
«Весёлая красочка»
|
«Отмывка» или тонирование одним цветом. |
Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. |
|
|
2 |
Черепашка |
Аппликация из крупы |
Учить равномерно распределять различные крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость |
3 |
Осенние деревья
Листопад |
Тиснение |
|
Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. |
|
4 |
Бабочки |
Монотипия |
|
Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. |
|
5 |
Осеннее разноцветь е |
Печатание листьями |
|
Расширять представления детей о возможных способах художественного изображения; продолжать знакомство с методом печатанья листьями. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления. Учить поразному изображать деревья, траву, листья. |
|
|
6 |
мышка |
Аппликация из резанных ниток |
|
Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. |
|
7 |
Цыпленок |
Гуашь, ватные палочки, диски |
|
Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно, раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощью ватных палочек |
|
8 |
Мои любимые рыбки |
Рисование гуашью по восковым мелкам |
|
Учить обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания акварели и восковых мелков |
9 |
Дерево
|
Рисование пальчиками и штампом
|
Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования. Развивать чувство композиции |
|
10 |
Краски осени
Осеннее дерево |
Рисование ватными палочками
Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия |
Учить изображать предмет, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках |
|
11 |
Осенний парк |
Кляксография . Набрызг. |
Познакомить техникой рисования «Цветные кляксы». Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. |
12 |
Расписная тарелочка |
Рисование ватными палочками, печатками |
Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. |
|
|
13 |
Два петушка |
Рисование ладошкой |
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитывать у ребенка художественный вкус. |
|
14 |
«По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли» |
Рисование смятой бумагой |
Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику |
|
15 |
ёжик |
Метод тычка |
Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость |
|
16 |
Осенний лес |
Оттиск печатками листьями деревьев(природный материал) |
Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции |
17 |
« Овощи в корзине»
|
Оттиск печатками (из картофеля или других материалов), рисование пальчиками.
|
Формировать эстетическое отношение и вкус к композициям предметов, закрепить понятие «натюрморт»; Учить изображать предметы в комбинировании двух техник рисования (оттиск печатками, рисование пальчиками). Корзинку – лукошко, рисуем пальчиками, а грибочки печатаем печатками. Развивать чувство композиции и ритма.
|
18
|
В подводном мире |
рисование ладошкой, восков. мелками и акварелью |
Учить превращать ладони в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Совершенствовать умение в нетрадиционной технике Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. |
|
19 |
Ежики на опушке. |
Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой |
Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. |
|
20 |
Ветка рябины |
Рисование пальчиками восковыми мелками и акварелью |
Развеваем чувство композиции, зрительную память, цветовое восприятие. Воспитываем любовь к творчеству. Закрепить навыки правильной и аккуратной штриховки. |
|
|
21 |
Первый снег |
Оттиск печатками скомканной бумаги |
Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. |
|
22 |
Снежная семья |
Рисование способом тычка |
Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приемы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. |
|
23 |
Овечка на лугу |
пластилинография |
Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму овечки, нарисованную на цветном картоне |
|
24 |
Сказочный лес |
пластилинография |
Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму деревьев, нарисованную на цветном картоне |
25 |
Снежинка |
Восковые мелки, акварель, ватные палочки. |
Воспитываем любовь к творчеству. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Совершенствовать в данной технике умения. |
|
26 |
Украшаем рукавичку Деда Мороза |
Техника печатанья подручными материалами
|
Самостоятельно использовать знакомые техники, ориентироваться на листе. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. |
|
27 |
В лесу родилась елочка |
Рисование восковыми мелками и акварелью |
Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. |
28 |
Сувенир из солёного теста |
Тестопластика |
Продолжать развивать у детей способность работать с солёным тестом Развивать воображение, чувство композиции.
|
|
|
29 |
елочка |
пластилинография |
Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочку, нарисованную на светлом картоне |
|
30 |
Елочка пушистая, нарядная |
Тычок жёсткой полусохой кистью, рисование пальчиками |
Упражнять в технике рисования тычком, полусохой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально |
|
31 |
Узоры на окнах |
Раздувание капли |
Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки |
|
32 |
Мои рукавички |
Оттиск пробкой, рисование пальчиками |
Упражнять в технике печатания. Закреплять умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность |
33 |
Снегири на ветке |
Рисование методом тычка |
Формировать интерес к известным птицам Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.
|
|
34 |
Новогодни е шары |
Акварель, восковые мелки, оттиск пробкой |
Самостоятельно использовать знакомые техники. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук.
|
35 |
Снеговик |
рисования помощью трафарета. |
с |
Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.) Развивать чувство композиции. Закрепить холодные цвета. |
|
36 |
Зимние пейзажи |
Отпечаки кружевами Граттаж |
|
Познакомить с нетрадиционной техникой черно-белого граттажа Упражнять в использовании таких средств как линия штрих . Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. |
|
|
37 |
Клоуны |
Раздувание капли |
|
Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки |
|
38 |
Нарисуй ,что хочешь |
Работа со знакомыми техниками |
|
Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность. |
|
39 |
Мое любимое дерево |
Рисование мазком, монотипия, набрызг |
|
Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь-мазки, ноябрь- набрызг. Учить моотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках. |
|
40 |
На что похоже? |
Техника монотипия |
|
Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию. |
41 |
Любимый узор |
Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками |
Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка). |
||
42 |
«Кораблик для папы» |
Скатывание бумаги |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
43 |
«Волшебн ица зима»
|
Техника рисования набрызг |
Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «набрызг», развивать мелкую моторику, цветовосприятие. |
|
44 |
Цветы |
Оттиск штампом Рисование пальчиками |
Расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственно- эмоциональное восприятие окружающего мира умение самостоятельно придумывать сюжет. |
|
|
45 |
Придумай и дорисуй |
Печатание, набрызг, силуэтное рисование |
Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности |
|
46 |
музыка |
Пальцевая живопись |
Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие.о |
|
47 |
Наша улица |
Печатание , набрызг, силуэтное рисование |
Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности. |
|
48 |
облака |
Рисование по сырому |
Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность. |
49 |
Обитатели леса
|
Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном. |
Учить видеть характерные особенности зайца, медведя или волка и передавать их в своем рисунке. Учить передавать фактуру шерсти животного методом тычка.
|
50 |
Половодье в лесу |
Монотипия |
Продолжать знакомить с техникой рисования монотипия. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию
|
|
51 |
Одуванчик и |
Кляксография. Рисование ватными палочками |
Совершенствовать навыки рисования кляксами. Закрепить представление у детей о цвете и геометрической форме (круг). Воспитывать эстетический вкус. |
|
52 |
Открытка для мамочки |
Печатка Тестопластика |
Совершенствовать умение в работе с солёным тестом. Развивать у детей способность работать с солёным тестом, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. |
|
|
53 |
Берег реки |
Рисование по мокрому |
Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию |
|
54 |
Белые лебеди |
Рисование способом тычка |
Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц. |
|
55 |
Какого цвета весна |
монотипия |
Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивание краски |
|
56 |
ледоход |
Метод старения |
Показать разнообразные приемы с клеем для создания выразительного образа |
57 |
Волшебны й дождик» |
Рисование свечой |
Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями Закрепление умения рисовать фон.
|
|
58 |
Весенний букет |
Монотипия |
Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками
|
|
59 |
Цветочная полянка |
Тестопластика |
Совершенствовать умение в работе с солёным тестом |
|
60 |
Космос |
Соляные пятна - Акварель +соль |
Совершенствовать умения и навыки в рисования с помощью соли и акварельных красок .Формировать умение самостоятельно компановать сюжетное изображение |
61 |
Рисуем планету |
Рисование манной крупой и акварельными красками |
Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение |
|
62 |
Разноцвет ные планеты |
Тестопластика |
Совершенствовать умение в работе с солёным тестом.
|
|
|
63 |
.«Салют»
|
Набрызг |
Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник |
|
64 |
Чудоцветок |
Ниткография |
Показать детям возможность получения изображения с помощью 2-3 нитей. Сформировать у детей технические навыки рисования. Воспитывать интерес к художественному творчеству. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной техники необходимо использовать для полноценного развития детей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Список литературы
Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.
Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008;
№5,7/2009
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.
Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.
Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 87.