"Светофорск"
Сценарий занятия по изучению правил дорожного движения для старших дошкольников
Цель: сформировать представления детей о безопасном поведении на дороге, учить ориентироваться в дорожных ситуациях, закреплять знание сигналов светофора и основных знаков дорожного движения.
Форма организации: игра-путешествие.
Оборудование: макеты светофоров, дорожные знаки, игрушечные автомобили, костюмы водителя и пешехода, музыкальные записи звуков улиц и машин.
Ход занятия:
1. Организационный момент (приветствие)
Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Сегодня мы отправимся в путешествие по городу Светофорску. Хотите отправиться туда? Тогда давайте проверим, готовы ли вы стать хорошими водителями и пешеходами.
(Дети отвечают утвердительно)
Воспитатель: Отлично! Давайте сначала вспомним, как правильно переходить дорогу.
2. Основная часть
Беседа-викторина "Светофор"
Воспитатель: Прежде чем отправиться в город, давайте повторим сигналы светофора. Итак, какой сигнал говорит, что сейчас можно идти?
(дети поднимают зелёный кружочек)
Ребёнок 1: Зелёный сигнал разрешает движение!
Воспитатель: Молодцы! А какой сигнал предупреждает, что пора остановиться?
(дети показывают жёлтый кружочек)
Ребёнок 2: Жёлтый значит будь готов перейти улицу, но пока стой!
Воспитатель: И последний сигнал...
(дети держат красный кружочек вверх)
Ребёнок 3: Красный запрещает переход дороги!
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! Теперь мы точно знаем, как вести себя на перекрёстке.
Игра "Автострада"
Воспитатель: А теперь представьте, что мы попали на настоящую автостраду. Вам предстоит стать маленькими водителями и попробовать безопасно проехать по улицам нашего города.
(под музыку воспитатель имитирует шум улицы, дети начинают играть, передвигаются на игрушечных машинах по игровому полю, соблюдая сигналы светофора и указатели дорог)
Воспитатель: Осторожно, впереди поворот! Надо посмотреть внимательно налево-направо, убедиться, что нет транспорта.
(игра продолжается примерно 5–7 минут)
Рассматривание дорожных знаков
Воспитатель: В городе много дорожных знаков, давайте посмотрим, какие из них самые важные.
(Показывает карточки с дорожными знаками: "Пешеходный переход", "Главная дорога", "Железнодорожный переезд")
Воспитатель: Что означает этот знак?
Ребёнок 4: Этот знак обозначает пешеходный переход, здесь надо пропустить пешеходов.
Воспитатель: Верно, хорошо запомнили. А этот знак?
Ребёнок 5: Это железнодорожный переезд, там нужно остановиться и проверить, не едет ли поезд.
Воспитатель: Прекрасно, вы уже настоящие знатоки ПДД!
3. Физкультминутка
Воспитатель: Перед следующим заданием предлагаю отдохнуть немножко. Повторяйте за мной движения:
Шагает медленно и уверенно
— Шагом марш вперёд! Перейдём дорогу спокойно, шагом широким и чётким.
Бежит быстро на месте
— Сигнал зелёный зажегся, бегом вперед побежали, весело смеясь и крича!
Хлопает ладошками
— Стоять нельзя, загорелся красный снова, постоит тихонько наша детская толпа.
(Дети выполняют движения вслед за воспитателем)
4. Итог занятия
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Вы отлично справились с заданиями, показали отличные знания правил дорожного движения. Теперь вы знаете, как безопасно передвигаться по дорогам и улицам. Расскажите дома мамам и папам, чему вы сегодня научились.
Ребёнок 6: Мы узнали, что переходить дорогу нужно только на зелёный сигнал светофора.
Ребёнок 7: Нельзя перебегать дорогу, нужно смотреть по сторонам и ждать сигнала.
Ребёнок 8: Ещё мы поняли, что дорожные знаки помогают водителю и пешеходу ориентироваться на дорогах.
Воспитатель: Замечательно, ребята! Мне приятно слышать, что вы всё запомнили. До свидания, друзья! Будьте всегда осторожны и внимательны на улицах родного города.
Занятие завершается аплодисментами и похвалой детей за хорошую работу.