Статья «Сжатое изложение на ОГЭ по русскому языку» (9 класс)
Сжатое изложение на ОГЭ по русскому языку
Первая часть работы на ОГЭ по русскому языку – сжатое изложение текста, который дважды прослушивается в аудиозаписи. Вам придётся не только «включить» память, но и продемонстрировать умение перерабатывать полученную информацию, выделяя в ней самое главное, существенное.
Что такое сжатое изложение?
Сжатое изложение — текст в сокращении, без мелких подробностей и второстепенной информации. Это что-то вроде грамотно составленного конспекта (очень хорошо, кстати, если правильно писать конспекты вас научили на уроках литературы, истории или географии).
Сжатым считается текст, сокращённый на 1/3. Однако на ОГЭ требования несколько другие. В демоверсии ОГЭ 2015 года в тексте для прослушивания 152 слова, а требуемый объём изложения — от 70 слов (это чуть больше, чем треть исходного текста).
Оптимальное количество слов в изложении ОГЭ — 70-90 (служебные слова и междометия также входят в подсчёт). Многие учителя-эксперты полагают, что изложение большего объёма уже не является сжатым и нещадно снижают баллы за работы, где слов слишком много. Так что не рискуйте — пишите от 70 до 90 слов, не больше и не меньше.
Как писать сжатое изложение в формате ОГЭ?
Писать изложение нужно в соответствии с утверждёнными критериями, поскольку именно по ним эксперты оценивают работу. Критерии оценивания сжатого изложения можно найти в демоверсии на сайте ФИПИ, а о том, как и кто проверяет экзаменационные работы, почитайте здесь.
Разберёмся с каждым критерием в отдельности.
Критерий 1. Содержание.
От вас требуется изложить главное содержание прослушанного текста. Постарайтесь ничего не упустить, добавлять что-то «от себя» тоже не стоит. Эксперт смотрит, удалось ли вам отразить основные микротемы текста — и выставляет соответствующий балл.
Что такое микротема?
Предложения текста объединяются одной общей темой (напомним, тема — это то, о чём говорится в тексте). Большая тема, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем — микротем. Не случайно и текст по смыслу обычно делится на несколько частей — абзацев. Можно сказать, что микротема — это главная мысль абзаца. (Не путайте термины «абзац» и «микротема» — это разные понятия, и абзацному членению посвящён другой критерий оценивания изложения).
Логика эксперта такова: если вы отразили в работе все важные микротемы текста, то содержание текста передано верно, а значит по первому критерию можно поставить высший балл.
Нужен конкретный пример? В одной из статей на нашем сайте такой пример есть — перейдя по ссылке, вы сможете узнать, как выделять микротемы в тексте.
Чтобы выделить в тексте главную информацию, нужно правильно его понять. Постарайтесь понять, о чём говорится в тексте уже при первом прослушивании.
Критерий 2. Сжатие текста.
При проверке изложения эксперты подсчитывают количество слов (слов должно быть, как мы уже сказали, не меньше 70). Однако главное, на что обращается внимание при оценивании работы по второму критерию, — использование приёмов сжатия.
Что такое приёмы сжатия текста?
При сжатии текста потребуется переработка содержащейся в нём информации. Эта информация «фильтруется» — вы оставляете главное и отсекаете второстепенное.
Текст сокращается по правилам. Одно из них – использование определённых действий, которые называются приёмами сжатия (их также называют языковыми приёмами компрессии текста). Если вы владеете этими приёмами, вам будет нетрудно изложить содержание текста в лаконичной и понятной форме.
Но помните: как бы вы ни «сжимали» прослушанный текст, постарайтесь не «потерять» главную информацию, которая в нём содержится.
Основные приёмы сжатия текста:
1. Исключение.
Этот приём связан с исключением, «вычёркиванием» второстепенной информации, и некоторые школьники считают его самым лёгким. Действительно, разве сложно зачеркнуть в тексте какие-то слова или даже предложения?
Однако не всё так просто. Ни в коем случае нельзя исключать главную информацию – рискуете потерять баллы. Отсекается только второстепенная информация!
Что же можно исключить из текста при его сжатом изложении?
Исключаем повторы. Пример: Нужно воспитывать в детях совестливость, нужно воспитывать в детях способность к состраданию. – Нужно воспитывать в детях совестливость, способность к состраданию.
Можно исключить синонимы (один или несколько). Пример: Глаза мальчика засияли, засверкали, заискрились. – Глаза мальчика засияли.
Исключаем уточнения, пояснения: Сестра жила неподалёку, на соседней улице. – Сестра жила неподалёку.
Возможно исключение частей предложения или даже нескольких предложений, заключающих несущественную информацию. Здесь важно не перепутать второстепенную информацию с главной, существенной для раскрытия темы.
2. Обобщение.
Заменяем однородные члены обобщающим словом или словосочетанием. Пример: Мы нарвали ромашек, колокольчиков, васильков. – Мы нарвали цветов (разных цветов).
Обобщаем информацию, заменяя фрагмент текста синонимичным (близким по смыслу) выражением. Пример: Человек учится правильному поведению с того самого возраста, когда делаются первые шаги, закладываются первые привычки, произносятся первые слова. – Человек учится правильному поведению с раннего детства.
3. Упрощение.
Этот приём сжатия заключается в структурном упрощении фрагмента текста. Для этого можно объединить несколько предложений в одно. Пример: Годы идут. Писатель всё дальше уходит в историю, не стареют лишь его произведения. – Годы идут, но книги писателя не стареют (в этом примере наряду с упрощением используется и исключение).
Возможна замена сложноподчинённого предложения простым: Авиамодели, которые имеют электродвигатели, участвуют в спортивных состязаниях. – Авиамодели, снабжённые электродвигателями, участвуют в спортивных состязаниях.
Прямую речь в сжатом изложении лучше заменить косвенной. Это ещё одна разновидность упрощения. Пример: Водитель сказал: «Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут». – Водитель сказал, что довезёт нас до вокзала за пятнадцать минут.
Практические задания. Изложи кратко содержание текста, используя различные приемы сжатия.
Тексты для сжатия.
Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
До ранней весны я никогда не встречался с Есениным, не видал его лица. Не видал даже его портретов. Почему-то представлялся он мне рослым, широкоплечим, широконосым, скуластым, басистым. И слыхал о нем, о его личности очень немного, почти не имел общих знакомых. Но стихи его любил давно. Сразу полюбил, как только наткнулся на них в каком-то журнале. И потом во время гастролей по Европе и Америке всегда возил с собой сборник его стихов. Такое у меня было чувство, как будто я возил с собой горсточку родной земли. Так явственно, сладко и горько пахло от них родной землей.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
И.С.Тургенев – один из первых русских писателей 19 века, который получил всеобще признание за рубежом. Авторитет Тургенева как выдающегося мастера слова признавали самые крупные европейские писатели. Для многих зарубежных литераторов, знавших Тургенева, он был совершенством и как художник, и как личность.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Существует неумолимая зависимость между упадком природы и упадком общества. Бесхозяйственная деятельность людей оказывает ощутимое воздействие на природу. Дмитрий Иванович Менделеев причислял защитников леса к защитникам родины и требовал от правительства освобождения их от срочной службы.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Место подвигов богатырей не ограничивается только Киевом и его окрестностями. Илья Муромец освобождает Чернигов о неприятельского окружения, одолевает Соловья-разбойника, преградившего путь от Чернигова к Киеву. Богатыри стоят на заставе, оберегая родную землю, совершают поездки в другие страны. И там им приходится проявлять боевые качества. Всякое сражение богатыря заканчивалось его победой над противником.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тексты для сжатия
(1)Чтение имеет особое значение для России, которая до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире. (2) Ее называли духовной лабораторией человечества. (3) Нашей кудьтуре_всегда было_свойственно особое почитание искусства_слова. (4) Великая литература для нас - это не только возможность стать более информированными, но и способ самосовершенствования, воспитания сердца, разума и души. (5) В чтении, в сопереживании литературным героям, в диалоге с автором человек все более одухотворяет свой внутренний мир, возвышает, очеловечивает.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
_________________________________________________________________________________________________
С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, которые изучают естественные науки.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основано на свойстве металла при нагревании светиться по-разному в зависимости от температуры: сначала красным светом, потом желтым и наконец ослепительно белым.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил выражение, употребляемое сейчас в тех случаях, когда мы хотим сказать о поиске чего-то невозможного или попытке найти универсальный ключ к решению многих задач.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выражение «цепная реакция», обозначающее сейчас любой процесс, над которым человек потерял власть и контроль, все то, что, раз начавшись, развивается все шире и шире, изначально было введено учеными для обозначения последовательного ряда чередующихся химических реакций.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(1) Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.
(2) Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. (3) Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. (4) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________