Урок русского языка в 9 классе «Обучение написанию сжатого изложения. Основные приёмы сжатия текста»

3
0
Материал опубликован 5 March 2016

Урок русского языка

(Подготовка к ГИА)

Долматова Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «ООШ № 2» п. Ханымей

Тема. Обучение написанию сжатого изложения. Основные приёмы сжатия текста.

Цель: 

Образовательная: обучение приемам сжатия (компрессии) исходного текста; учиться выделять главное в тексте (абзаце);  определять проблемы, поставленные автором текста и основную мысль текста; определять количество микротем текста.

Развивающая: активизировать мыслительную деятельность учащихся, продолжить работу по развитию речи, памяти, культуры речи.

Оборудование: презентация, памятка «Приёмы сжатия текста».

Ход урока.

1. Организационный момент. Объявление темы и целей урока.

2. Вступительное слово учителя. На экзамене в 9 классе (ГИА) вам, ребята, предстоит написать сжатое изложение по тексту публицистического стиля.

Сегодня на уроке будем анализировать текст, учиться способам и приемам сжатия текста, повторять этапы работы по написанию сжатого изложения.

3. Повторение.

- Как вы понимаете выражение «сжать текст»? («Сжать» текст – это значит «сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце»; «убрать все лишнее и оставить только главное»; «отказаться от подробностей». Это краткое изложение исходного текста. Передается только основная информация, подробности исключаются) (Слайд № 2).

II. Изучение приёмов сжатия текста.

- Выделяют основные способы сжатия (компрессии) текста: обобщение, исключение и упрощение. (Слайд № 3).

- Что значит обобщение? (При обобщении материала сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст). (Слайд № 4). Попробуем на практике сжать текст, используя прием обобщения. (Слайд № 5) (Текст записываем на доске и в тетради, сверяем написанное)

- Что мы подразумеваем, говоря об исключении подробностей? (При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали (подробности). (Слайд № 6-7).

- Упрощение? ( Слияние двух простых предложений в сложное, замена части предложения синтаксическим синонимом. Как правило, сопровождается заменой или исключением). (Слайды № 8- 9).

- Давайте вспомним этапы работы над изложением.

1. Внимательно прослушать текст. (Напомним, что на экзамене текст читается два раза.)

2. Определить тему текста, т. е. ответить на вопрос: «О чем текст?»

3. Определить идею текста, т. е. ответить на вопрос: «Какую основную мысль хотел выразить автор?»

4. Определить, сколько абзацев в данном тексте.

5. Определить микротемы каждого абзаца.(Найти ключевые слова каждого абзаца ).

6. Подумать, что можно исключить, что обобщить, от каких подробностей нужно отказаться.

7. Определить, какие средства связи можно использовать при объединении абзацев в одно целое, т.е. текст изложения.

8. Написание чернового варианта изложения.

III. Работа с текстом.

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? – Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты — подлинной теплоты сердца — невозможна душевная красота человека.

Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен — и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Учить чувствовать и сочувствовать — это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых — это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.

(По В.А. Сухомлинскому)

183 слова

1. Прослушать текст.

2. Определить тему текста. ( Текст о доброте как нравственном качестве человека).

3. Определить основную мысль. (Следование путем добра — путь самый приемлемый и единственный для человека).

После прослушивания первого абзаца текста ребятам предстоит записать ключевые слова.

- Определите микротему абзаца. ( Без доброты невозможна душевная красота человека).

- Теперь необходимо сжать первый абзац и записать в тетради. (Проверка. Слайды № 10-11 ).

- Какой прием сжатия вы использовали? (Исключение и обобщение).

Физкультминутка.

- Продолжаем работу над текстом. Слушаем второй абзац текста и записываем ключевые слова. (Слайды № 12-13). Сжатый второй абзац текста записываем в тетради.

- Какой прием сжатия вы использовали при написании второго абзаца? (Исключение и обобщение).

- Определим микротему последнего, третьего, абзаца. (Слайд № 14).

( В человеке необходимо воспитывать доброту с детства. Ребенок должен пройти эмоциональную школу сам.)

Предлагаем ребятам сжать третий абзац. (Слабым разрешаем выписать ключевые слова, а затем воспроизвести текст абзаца). (Слайды № 14-15).

IV. Работа по оцениванию изложений.

- Учащимся предоставляется таблица «Критерии оценивания сжатого изложения» (Слайды №16-17-18).

V. Работа по корректировке текста. Учащимся предоставляется текст, в котором нарушено абзацное членение, неправильно выделены микротемы, допущены логические ошибки. Текст изложения звучит в аудиозаписи, а также проецируется на экран. После двукратного прослушивания открывается текст с ошибками, с которым ученики и работают. (Слайды № 18-19).

Текст изложения.

Од­но­му че­ло­ве­ку ска­за­ли, что его зна­ко­мый ото­звал­ся о нём в не­лест­ных вы­ра­же­ни­ях. «Да не может быть! — вос­клик­нул че­ло­век. — Я ни­че­го хо­ро­ше­го для него не сде­лал... ». Вот он, ал­го­ритм чёрной не­бла­го­дар­но­сти, когда на добро от­ве­ча­ют злом. В жизни, надо по­ла­гать, этот че­ло­век не раз встре­чал­ся с лю­дь­ми, пе­ре­пу­тав­ши­ми ори­ен­ти­ры на ком­па­се нрав­ствен­но­сти.
Нрав­ствен­ность — это пу­те­во­ди­тель по жизни. И если ты бу­дешь от­кло­нять­ся от до­ро­ги, то впол­не мо­жешь за­бре­сти в бу­ре­лом, ко­лю­чий ку­стар­ник, а то и вовсе уто­нуть. То есть если ты не­бла­го­дар­но ведёшь себя по от­но­ше­нию к дру­гим, то и люди впра­ве вести себя по от­но­ше­нию к тебе так же.
Как же от­но­сить­ся к этому яв­ле­нию? От­но­си­тесь фи­ло­соф­ски. Со­вер­шай­те добро и знай­те, что оно на­вер­ня­ка оку­пит­ся. Уве­ряю Вас, что Вы сами бу­де­те по­лу­чать на­сла­жде­ние от того, что де­ла­е­те добро. То есть Вы бу­де­те счаст­ли­вы. А это и есть цель в жизни – про­жить её счаст­ли­во. И пом­ни­те: тво­рят добро воз­вы­шен­ные на­ту­ры

Текст для корректировки

Человеку сказали, что о нем многие отзываются в нелестных выражениях. «Да не может быть! — вос­клик­нул че­ло­век. — Я ни­че­го хо­ро­ше­го для него не сде­лал... ». Очень часто бы­ва­ет, что люди те­ря­ют ори­ен­ти­ры в жизни. И тогда на добро для них при­выч­но от­ве­чать злом, а это уже чёрная неблагодарность. В жизни, надо по­ла­гать, этот че­ло­век не раз встре­чал­ся с лю­дь­ми, пе­ре­пу­тав­ши­ми ори­ен­ти­ры на ком­па­се нрав­ствен­но­сти.

Если ты бу­дешь от­кло­нять­ся от до­ро­ги, люди впра­ве вести себя по от­но­ше­нию к тебе так же.

Как же от­но­сить­ся к этому яв­ле­нию? От­но­си­тесь фи­ло­соф­ски. Уве­ряю Вас, что Вы сами бу­де­те по­лу­чать на­сла­жде­ние от того, что де­ла­е­те добро. Чтобы этого не слу­чи­лось, сле­ду­ет со­вер­шать добро, ве­рить в него и по­лу­чать от этого на­сла­жде­ние и ра­дость. Имен­но это де­ла­ет нашу жизнь счаст­ли­вой, и в этом её цель.

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Что делали на уроке?
- Как это делали (сжимали)?

- Какие возникли трудности?

 

Приложение № 1.

Обобщение:

однородных членов обобщающим словом;

фрагмента предложения синтаксическим синонимом;

прямой речи косвенной.

Исключение:

отдельных членов предложения;

однородных членов;

повторов;

Одного или нескольких синонимов;

фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение

Упрощение:

слияние нескольких предложений в одно;

замена сложноподчинённого предложения простым;

замена части предложения синонимом (синтаксическая синонимия);

 

Приложение № 2.

Критерии оценивания сжатого изложения

ИК 1

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы

2

 

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

но

упустил или добавил одну микротему

1

 

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

но

упустил или добавил более одной микротемы

0

ИК 2

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

3

 

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста.

2

 

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста.

1

 

Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста

0

ИК 3

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но допущена одна логическая ошибка,

и/или в работе одно нарушение абзацного членения текста

1

 

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

Но допущено более одной логической ошибки,

и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

 

Приложение № 3.

Человеку сказали, что о нем многие отзываются в нелестных выражениях. «Да не может быть! — вос­клик­нул че­ло­век. — Я ни­че­го хо­ро­ше­го для него не сде­лал... ». Очень часто бы­ва­ет, что люди те­ря­ют ори­ен­ти­ры в жизни. И тогда на добро для них при­выч­но от­ве­чать злом, а это уже чёрная неблагодарность. В жизни, надо по­ла­гать, этот че­ло­век не раз встре­чал­ся с лю­дь­ми, пе­ре­пу­тав­ши­ми ори­ен­ти­ры на ком­па­се нрав­ствен­но­сти.

Если ты бу­дешь от­кло­нять­ся от до­ро­ги, люди впра­ве вести себя по от­но­ше­нию к тебе так же.

Как же от­но­сить­ся к этому яв­ле­нию? От­но­си­тесь фи­ло­соф­ски. Уве­ряю Вас, что Вы сами бу­де­те по­лу­чать на­сла­жде­ние от того, что де­ла­е­те добро. Чтобы этого не слу­чи­лось, сле­ду­ет со­вер­шать добро, ве­рить в него и по­лу­чать от этого на­сла­жде­ние и ра­дость. Имен­но это де­ла­ет нашу жизнь счаст­ли­вой, и в этом её цель.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.