12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дружинина Алевтина Юрьевна243
Россия, Пермский край, д. Киприно
1

Урок русского языка «Сжатое изложение в экзаменационной работе ОГЭ», 8-9 класс

-Урок русского языка в 89 классе

"Подготовка к написанию сжатого изложения

в экзаменационной работе ГИА"

МБОУ «Кипринская ООШ»

учитель русского языка и литературы

Дружинина Алевтина Юрьевна

Пояснительная записка.

Одним из наиболее сложных заданий в ГИА по русскому языку является написание сжатого изложения. Дело в том, что такой вид работы требует не механического, а осмысленного запоминания текста, активизирует аналитические способности: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать ее кратко и связно.

Данный урок направлен на углубление знаний обучающихся о работе с текстом. Тип урока - практикум.

Урок состоит из следующих основных этапов:

- организационный (постановка цели и конкретизация задач)

-повторение, актуализация знаний

- практическая работа

- промежуточный контроль выполнения заданий

- подведение итогов

- рефлексия

Приёмы и формы работы:

- фронтальный опрос

- коллективная, парная и индивидуальная деятельность

- работа с текстом

- работа с дидактическим раздаточным материалом

- самопроверка

- приём «Тонкие и толстые вопросы»

- приём «Верные и неверные утверждения».

Методы, использованные на уроке:

- частично- поисковый;

- словесный;

- практический.

Цели урока:

образовательные:

подготовка к ГИА: обучение видам сжатия текста;

развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем;

развитие навыков использования в работе над текстом способов и приёмов компрессии;

развивающие:

развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;

развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

развитие умения логически излагать свои мысли;

развитие умения слушать;

воспитательные:

содействовать развитию умения учащихся общаться между собой, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие.

Оборудование:

Памятки: «Как писать сжатое изложение». (Приложение)

«Запомни, пригодится!!!» (Приложение 1)

Тексты изложений (распечатаны для каждого ученика).

Карточки-задания для коллективной практической работы.

 

 

Ход урока

I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Вы уже знаете, что первая часть экзамена - это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста. И сегодня мы продолжим с вами готовиться к предстоящей государственной итоговой аттестации.

II. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Повторение по памятке «Запомни, пригодится!!!» памятка 1

Ответы учащихся:

Написать любую работу нелегко, нужно потрудиться.

Необходимо хорошо понять содержание текста.

Надо текст услышать, а не просто прослушать, понять тему (о чем он), уловить главную мысль (идею; с какой целью автор это написал, что хотел сказать), определить стиль и тип речи.

текст лучше запоминается с закрытыми глазами (чтобы не отвлекаться).

III. Актуализация знаний уч-ся.

Приём стадии вызова - «Закончи предложение» (на партах лежат карточки) ПРИЛОЖЕНИЕ 1

сжатое изложение – это краткое изложение …. (исходного текста с передачей существенной информации и сокращением второстепенной)

текст – это группа предложений, … (связанная одной темой)

3) идея - это то, … (о чём или о ком говорится в тексте)

4) текст-рассуждение состоит из … (тезиса, аргументов и вывода)

5) сжать текст - это значит сократить его, но при этом … (сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце)

6) микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, … (связанных одной мыслью – абзац).

IV. Постановка цели и задач урока.

Учитель: Какова цель нашего урока? (продолжим учиться написанию сжатого изложения, применяя способы и приёмы компрессии текста).

Учитель: Сформулируйте задачи урока (ответы детей)

Вывод учителя: Не надо думать, что хорошо пишет изложение только тот, у кого хорошая память. Надо уметь адекватно воспроизводить авторский замысел, вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, лаконично и точно излагать содержание текста.

V. Работа в группах: составить кластер (каждая группа работает с одним приёмом сжатия, а на доске составляется общий кластер)

Учитель: - Давайте вспомним, какие способы сжатия текста мы знаем?

 

_s1069_s1069

Вывод:

- Что можно исключить из текста?

- Что значит «обобщить»?

VI. Коллективная практическая работа. Применение навыков сжатия

текста (работа в парах).

- Перед вами находятся карточки – задания. Потренируемся в сжатии текстов и предложений

Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя их суть.

1 пара. Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью.

(Ценность времени – в его быстротечности).

2 пара. В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы – «изобрести».

(В Спарте убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть гении).

3 пара. Мордочка Микки-Мауса изображена на куртках, футболках, ночных рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях, пеналах, карандашах, на обоях, на часах (предмет коллекционный); на  детских бутылочках, на баночках, коробках, картонках, на бумаге, пластмассе, дереве, жести.

(Мордочка Микки-Мауса изображена на многих вещах, предметах, материалах).

4 пара. Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой воли, неукротимым ритмом движения. Море – вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных сочетаний цветов, бликов и пятен.

(Однажды увидев море, невозможно забыть его невероятную красоту и неукротимую мощь).
 

2. Прочитайте тексты и запишите их сжато, используя приёмы компрессии.

Сделайте вывод, какой приём вы использовали.

 

Вероятнее всего, талант накапливается по капельке, передаваясь по

наследству, от колена к колену, как цвет волос, черты лица или характера. Он

пробирается по родословной, как огонек по бикфордову шнуру, чтобы однажды, в каком-нибудь там поколении, разразиться ослепительным взрывом. Он мог не проявляться в предыдущих коленах, но не проявившиеся крупицы его все равно передавались дальше и копились, копились, дожидаясь своего проявления.

(Талант накапливается и передаётся по наследству. Он пробирается по

родословной, чтобы в одном из поколений разразиться ослепительным взрывом. Талант копится по крупицам, дожидаясь своего проявления).

Вывод учащихся: применили приём исключения второстепенной информации.

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я

получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

(Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый

год подарили книгу с его сказкам).

Вывод учащихся: применили приём обобщения

VII. Работа с текстом. Изложение из банка заданий.

Первоначальный вариант текста. (Без деления на абзацы)

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни. Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

(По Ю. Бондареву) 152 слова

Давайте определим тему текста. Как это можно сделать?

Тема определяется различными способами:

- по началу текста;

- по ключевым словам;

- по ключевым эпизодам;

- по заглавию текста.

Итак, о чем текст, который мы с вами читали? Какова его тема?

Сформулируйте её.

(Война была для детей же­сто­кой и гру­бой шко­лой).

Какова его главная мысль? Что хотел донести автор до читателя?

(Па­мять о войне долж­на жить, ведь глав­ные участ­ни­ки ис­то­рии - это Люди и Время)

Определение количества абзацев в тексте, определение микротемы каждого абзаца. Запишите каждую микротему кратко, опуская второстепенную информацию.

Выделяем микротемы:

1 абзац – Жестокая школа войны.

2 абзац – «Душевный опыт» военного детства.

3 абзац – Память о войне должна жить.

Приёмы сжатия. Редактируем каждый абзац.

 

1 абзац.

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

(Исключаем прилагательное в 1 предложении, одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем):

Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. Дети не по­ни­ма­ли ис­тин­ной цен­но­сти про­стых вещей, так как не об­ла­да­ли жиз­нен­ным опы­том

2 абзац.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

(Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).

Война наполнила их душевный опыт. Они могли пла­кать не от горя, а от не­на­ви­сти, могли радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности. Вер­нув­ши­е­ся с войны су­ме­ли со­хра­нить в себе чистый мир, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости.

3 абзац.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

(Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первог):

Па­мять о войне долж­на жить, ведь главные участники истории – Люди и Время.

VIII. А теперь пришло время написать сжатое изложение.

Образец сжатого изложения.

Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. Дети не по­ни­ма­ли ис­тин­ной цен­но­сти про­стых вещей, так как не об­ла­да­ли жиз­нен­ным опы­том.

Война наполнила их душевный опыт. Они могли пла­кать не от горя, а от не­на­ви­сти, могли радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности. Вер­нув­ши­е­ся с войны су­ме­ли со­хра­нить в себе чистый мир, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости.

Па­мять о войне долж­на жить, ведь главные участники истории – Люди и Время.

IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.


 

Было трудно

Надо повторить ещё раз

Всё легко и просто

X. Домашнее задание. Приложение 2


 

Работа с текстом по памятке №2 “Как писать сжатое изложение”

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос, каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом. Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Памятка №1

Написать любую работу нелегко, нужно потрудиться.

Необходимо хорошо понять содержание текста.

Надо текст услышать, а не просто прослушать, понять тему (о чем он), уловить главную мысль (идею; с какой целью автор это написал, что хотел сказать), определить стиль и тип речи.

текст лучше запоминается с закрытыми глазами (чтобы не отвлекаться).

Приложение №1

сжатое изложение – это краткое изложение ….

текст – это группа предложений, …

3) идея - это то, …

4) текст-рассуждение состоит из …

5) сжать текст - это значит сократить его, но при этом …

6) микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, …

Памятка №2 “Как писать сжатое изложение”

Внимательно прочитайте тест и выделите в нем важные, необходимые мысли.

В каких словах заключена главная мысль.

Разбейте текст на части (микротемы) и сгруппируйте его вокруг существенных мыслей.

Подумайте, какая информация в каждой части является второстепенной, от каких подробностей можно отказаться.

Приложение №2

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос, каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом. Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств.

Методическая литература и Интернет-ресурсы,

использованные для разработки урока:

Источник: http://ffre.ru/yfsrnajgejgeotrmer.html

  1. http://doc4web.ru/russkiy-yazik/podgotovka-k-napisaniyu-szhatogo-izlozheniya-v-rabotah-gia.html

    Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. – М.: Просвещение, 1984. – с.128.

    http://ruslita.ru/component/content/article/13-glavnaya/408-uchimsya-pisat-szhatoe-izlozhenie-oge-2015

    Егораева Г. Т., Ерохина Е. Л. Русский язык. Тренировочные задания.

Структура экзаменационной работы. - М: "Экзамен" 2009.

Цыбулько И. П., Александрова В. Н., Пучкова Л. И., Соловьёва Т. В.

Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой

форме. Русский язык. 2009 / ФИПИ. - М: "Интеллект-Центр", 2009.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.