Урок русского языка «Сжатое изложение в экзаменационной работе ОГЭ» (8–9 класс)
-Урок русского языка в 89 классе
"Подготовка к написанию сжатого изложения
в экзаменационной работе ГИА"
МБОУ «Кипринская ООШ»
учитель русского языка и литературы
Дружинина Алевтина Юрьевна
Пояснительная записка.
Одним из наиболее сложных заданий в ГИА по русскому языку является написание сжатого изложения. Дело в том, что такой вид работы требует не механического, а осмысленного запоминания текста, активизирует аналитические способности: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать ее кратко и связно.
Данный урок направлен на углубление знаний обучающихся о работе с текстом. Тип урока - практикум.
Урок состоит из следующих основных этапов:
- организационный (постановка цели и конкретизация задач)
-повторение, актуализация знаний
- практическая работа
- промежуточный контроль выполнения заданий
- подведение итогов
- рефлексия
Приёмы и формы работы:
- фронтальный опрос
- коллективная, парная и индивидуальная деятельность
- работа с текстом
- работа с дидактическим раздаточным материалом
- самопроверка
- приём «Тонкие и толстые вопросы»
- приём «Верные и неверные утверждения».
Методы, использованные на уроке:
- частично- поисковый;
- словесный;
- практический.
Цели урока:
образовательные:
подготовка к ГИА: обучение видам сжатия текста;
развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем;
развитие навыков использования в работе над текстом способов и приёмов компрессии;
развивающие:
развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
развитие умения логически излагать свои мысли;
развитие умения слушать;
воспитательные:
содействовать развитию умения учащихся общаться между собой, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие.
Оборудование:
Памятки: «Как писать сжатое изложение». (Приложение)
«Запомни, пригодится!!!» (Приложение 1)
Тексты изложений (распечатаны для каждого ученика).
Карточки-задания для коллективной практической работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Вы уже знаете, что первая часть экзамена - это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста. И сегодня мы продолжим с вами готовиться к предстоящей государственной итоговой аттестации.
II. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Повторение по памятке «Запомни, пригодится!!!» памятка 1
Ответы учащихся:
Написать любую работу нелегко, нужно потрудиться.
Необходимо хорошо понять содержание текста.
Надо текст услышать, а не просто прослушать, понять тему (о чем он), уловить главную мысль (идею; с какой целью автор это написал, что хотел сказать), определить стиль и тип речи.
текст лучше запоминается с закрытыми глазами (чтобы не отвлекаться).
III. Актуализация знаний уч-ся.
– Приём стадии вызова - «Закончи предложение» (на партах лежат карточки) ПРИЛОЖЕНИЕ 1
сжатое изложение – это краткое изложение …. (исходного текста с передачей существенной информации и сокращением второстепенной)
текст – это группа предложений, … (связанная одной темой)
3) идея - это то, … (о чём или о ком говорится в тексте)
4) текст-рассуждение состоит из … (тезиса, аргументов и вывода)
5) сжать текст - это значит сократить его, но при этом … (сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце)
6) микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, … (связанных одной мыслью – абзац).
IV. Постановка цели и задач урока.
Учитель: Какова цель нашего урока? (продолжим учиться написанию сжатого изложения, применяя способы и приёмы компрессии текста).
Учитель: Сформулируйте задачи урока (ответы детей)
Вывод учителя: Не надо думать, что хорошо пишет изложение только тот, у кого хорошая память. Надо уметь адекватно воспроизводить авторский замысел, вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, лаконично и точно излагать содержание текста.
V. Работа в группах: составить кластер (каждая группа работает с одним приёмом сжатия, а на доске составляется общий кластер)
Учитель: - Давайте вспомним, какие способы сжатия текста мы знаем?
Вывод:
- Что можно исключить из текста?
- Что значит «обобщить»?
VI. Коллективная практическая работа. Применение навыков сжатия
текста (работа в парах).
- Перед вами находятся карточки – задания. Потренируемся в сжатии текстов и предложений
Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя их суть.
1 пара. Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью.
(Ценность времени – в его быстротечности).
2 пара. В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы – «изобрести».
(В Спарте убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть гении).
3 пара. Мордочка Микки-Мауса изображена на куртках, футболках, ночных рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях, пеналах, карандашах, на обоях, на часах (предмет коллекционный); на детских бутылочках, на баночках, коробках, картонках, на бумаге, пластмассе, дереве, жести.
(Мордочка Микки-Мауса изображена на многих вещах, предметах, материалах).
4 пара. Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой воли, неукротимым ритмом движения. Море – вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных сочетаний цветов, бликов и пятен.
(Однажды увидев море, невозможно забыть его невероятную красоту и неукротимую мощь).
2. Прочитайте тексты и запишите их сжато, используя приёмы компрессии.
Сделайте вывод, какой приём вы использовали.
Вероятнее всего, талант накапливается по капельке, передаваясь по
наследству, от колена к колену, как цвет волос, черты лица или характера. Он
пробирается по родословной, как огонек по бикфордову шнуру, чтобы однажды, в каком-нибудь там поколении, разразиться ослепительным взрывом. Он мог не проявляться в предыдущих коленах, но не проявившиеся крупицы его все равно передавались дальше и копились, копились, дожидаясь своего проявления.
(Талант накапливается и передаётся по наследству. Он пробирается по
родословной, чтобы в одном из поколений разразиться ослепительным взрывом. Талант копится по крупицам, дожидаясь своего проявления).
Вывод учащихся: применили приём исключения второстепенной информации.
Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я
получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.
(Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый
год подарили книгу с его сказкам).
Вывод учащихся: применили приём обобщения
VII. Работа с текстом. Изложение из банка заданий.
Первоначальный вариант текста. (Без деления на абзацы)
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни. Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.
(По Ю. Бондареву) 152 слова
Давайте определим тему текста. Как это можно сделать?
Тема определяется различными способами:
- по началу текста;
- по ключевым словам;
- по ключевым эпизодам;
- по заглавию текста.
Итак, о чем текст, который мы с вами читали? Какова его тема?
Сформулируйте её.
(Война была для детей жестокой и грубой школой).
Какова его главная мысль? Что хотел донести автор до читателя?
(Память о войне должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время)
Определение количества абзацев в тексте, определение микротемы каждого абзаца. Запишите каждую микротему кратко, опуская второстепенную информацию.
Выделяем микротемы:
1 абзац – Жестокая школа войны.
2 абзац – «Душевный опыт» военного детства.
3 абзац – Память о войне должна жить.
Приёмы сжатия. Редактируем каждый абзац.
1 абзац.
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
(Исключаем прилагательное в 1 предложении, одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем):
Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. Дети не понимали истинной ценности простых вещей, так как не обладали жизненным опытом
2 абзац.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
(Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).
Война наполнила их душевный опыт. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности. Вернувшиеся с войны сумели сохранить в себе чистый мир, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости.
3 абзац.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.
(Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первог):
Память о войне должна жить, ведь главные участники истории – Люди и Время.
VIII. А теперь пришло время написать сжатое изложение.
Образец сжатого изложения.
Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. Дети не понимали истинной ценности простых вещей, так как не обладали жизненным опытом.
Война наполнила их душевный опыт. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности. Вернувшиеся с войны сумели сохранить в себе чистый мир, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости.
Память о войне должна жить, ведь главные участники истории – Люди и Время.
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Было трудно Надо повторить ещё раз Всё легко и просто |
X. Домашнее задание. Приложение 2
Работа с текстом по памятке №2 “Как писать сжатое изложение”
Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос, каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом. Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Памятка №1
Написать любую работу нелегко, нужно потрудиться.
Необходимо хорошо понять содержание текста.
Надо текст услышать, а не просто прослушать, понять тему (о чем он), уловить главную мысль (идею; с какой целью автор это написал, что хотел сказать), определить стиль и тип речи.
текст лучше запоминается с закрытыми глазами (чтобы не отвлекаться).
Приложение №1
сжатое изложение – это краткое изложение ….
текст – это группа предложений, …
3) идея - это то, …
4) текст-рассуждение состоит из …
5) сжать текст - это значит сократить его, но при этом …
6) микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, …
Памятка №2 “Как писать сжатое изложение”
Внимательно прочитайте тест и выделите в нем важные, необходимые мысли.
В каких словах заключена главная мысль.
Разбейте текст на части (микротемы) и сгруппируйте его вокруг существенных мыслей.
Подумайте, какая информация в каждой части является второстепенной, от каких подробностей можно отказаться.
Приложение №2
Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос, каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом. Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств.
Методическая литература и Интернет-ресурсы,
использованные для разработки урока:
Источник: http://ffre.ru/yfsrnajgejgeotrmer.html
- http://doc4web.ru/russkiy-yazik/podgotovka-k-napisaniyu-szhatogo-izlozheniya-v-rabotah-gia.html
Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. – М.: Просвещение, 1984. – с.128.
http://ruslita.ru/component/content/article/13-glavnaya/408-uchimsya-pisat-szhatoe-izlozhenie-oge-2015Егораева Г. Т., Ерохина Е. Л. Русский язык. Тренировочные задания.
Цыбулько И. П., Александрова В. Н., Пучкова Л. И., Соловьёва Т. В.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой
форме. Русский язык. 2009 / ФИПИ. - М: "Интеллект-Центр", 2009.