Таинственные звуки скрипки

3
0
Материал опубликован 15 September 2020

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя образовательная школа №32(филиал) г.Челябинска

Автор: Гундарева Татьяна Петровна

Учитель музыки









Статья





Тема: «Таинственные звуки скрипки»





(Цель: Познакомиться с историей рождения скрипки.


Задачи: - История возникновения скрипки

- Известные скрипичные мастера и исполнители

- Слуховое восприятие тембра скрипки)

t1600194264aa.png

музыкальный струнный инструмент – скрипка


(Звучит «Вокализ» С.В.Рахманинова)


Сегодня мы поговорим о замечательном струнном инструменте – скрипке. Скрипка – один из самых загадочных и таинственных музыкальных инструментов. По звуку он напоминает человеческий голос. Так же как голос, он может плакать и смеяться, резвиться и мечтать. Никакой другой инструмент так долго и упорно не изучали, как скрипку. И что очень важно, скрипку изучали люди совершенно разных профессий: физики, математики, искусствоведы, музыканты, скрипичные мастера.

Скрипка – инструмент хрупкий и изящный. Этот драгоценный инструмент укладывают в специальный футляр (от попадания пыли, от технических повреждений, от влаги, от ударов, от резкого перепада температур). У скрипки есть струны, поэтому она относится к группе струнно-смычковых инструментов. А также есть смычок, с помощью которого музыканты извлекают звук. Чтобы скрипка «пела», а не «скрипела», волос смычка покрывают канифолью. На смычок обычно натягивают самый лучший конский волос. По своей величине скрипка небольшого размера. Состоит из 4 струн, грифа, 2 дек, есть крепления для струн. На грифе нет разметки для нот, поэтому музыканты определяют ноты на слух и с помощью мышечной памяти. Скрипки по своему звучанию разные, у каждой свой неповторимый тембр. Чем ярче и богаче звук у скрипки, тем выше она ценится.

Самыми уникальными являются скрипки старинных мастеров. Это скрипки Страдивари, Гварнери, Амати. Скрипки этих знаменитых итальянских мастеров отличались по своему неповторимому звуку, уникальному тембру, размеру и цвету.

Чтобы попасть в Италию, колыбель музыкального искусства, скрипка проделала огромный путь: от Индии, Северной Африки до Европы. Сначала это были большие виолы.

t1600194264ab.jpg

изображение виолы


Прообразом современной скрипки явилась виола, которую держали на плече. На первый взгляд виола внешне похожа на скрипку, но отличия есть и довольно существенные. У виолы звук глухой, слабый, мягкий. Поэтому она использовалась для игры в небольших помещениях. Для концертных залов нужна была скрипка более яркого звучания. За изобретение таких скрипок взялись разные скрипичные мастера. До нашего времени дошли имена только 3 известных мастеров - Страдивари, Гварнери, Амати, имена остальных мастеров остались неизвестными. Очень долгое время скрипка бытовала только в народе. До сих пор она остается народным инструментом у молдаван, румын, венгров, цыган. Примерная дата рождения современной скрипки – это конец 15 – начало 16 веков. В Европе возникают целые школы по изготовлению скрипок. Но не у всех мастеров скрипичного дела скрипка достигла совершенства. Она должна была как угодно изменять свой звук: от грубоватого быстрого речитатива до нежнейшего чистого пения, должна уметь выражать любые человеческие чувства. Многим скрипичным мастерам такое было не под силу.


(Звучит «Каприс №24 Никколо Паганини)


Можно долго любоваться не только звучанием скрипки, но и ее внешним видом, изящными изгибами причудливых форм. Скрипку еще долго бы считали бытовым инструментом, если бы не замечательные исполнители, сразу оценившие красоту ее звучания, ее технические возможности, полюбившие скрипку навсегда. Гениальных скрипачей-виртуозов совсем немного. И первым скрипачом в их ряду, конечно же, можно назвать Никколо Паганини, итальянца по происхождению.


t1600194264ac.jpg

портрет Никколо Паганини


Это был талантливый музыкант; блестящий виртуоз, создавший и обогативший приемы игры на скрипке; гениальный композитор, написавший многие скрипичные творения. Скрипку Паганини полюбил с детства, не расставался с ней всю свою жизнь. Его игру обожали, но и завидовали. Скрипка в его руках пела как живая. Слушая его игру на концертах, дамы падали в обморок. Когда Паганини играл, он не видел вокруг себя абсолютно никого. Его называли «дьяволом во плоти». На его концерты во всем мире шли толпы поклонников; в концертных залах, где он выступал, открывали окна и двери, чтобы простой народ мог слышать его гениальную игру. После его смерти по всему миру проводятся конкурсы скрипачей имени Н.Паганини. Исполнитель, занявший на конкурсе 1 место, имел великую возможность играть на скрипке, принадлежащей Паганини. Такую возможность получил Вадик Репин, победитель конкурса скрипачей в Польше.

До сих пор не разгадана тайна виртуозной игры Никколо Паганини. Что им двигало так играть, не может сказать никто. Одно достоверно известно – огромная любовь к инструменту, начиная с детства.


(Звучит «Фантазия на тему Паганини» С.В.Рахманинова)


В современное время в симфонических оркестрах скрипка занимает ведущее место. Среди современных скрипичных исполнителей можно назвать Давида Ойстраха, Владимира Спивакова.

t1600194264ad.jpgt1600194264ae.jpg

портреты Давида Ойстраха, Владимира Спивакова


На весь мир славится Ансамбль скрипачей Московской консерватории. В их многогранном творческом репертуаре есть скрипичные произведения талантливого итальянского композитора и скрипача Никколо Паганини. До сих пор его игра на скрипке является величайшим образцом игры на этом инструменте. До сих пор его произведения находят достойное место в репертуарах известных скрипачей всего мира. До сих пор мы удивляемся и заслушиваемся чарующей и таинственной музыкой его скрипки.













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.