Сценарий урока музыки в 5 классе «Звуки скрипки так дивно звучали»

2
0
Материал опубликован 9 January 2016

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Бологовская средняя общеобразовательная школа

Андреапольского района Тверской области

в 5 классе

 

«Звуки скрипки так дивно звучали…»

Составила:

Андреева Светлана Борисовна,

учитель первой квалификационной категории.

Цель:

познакомить учащихся:

- с разнообразными видами скрипичной музыки

- с великими композиторами, создавшими скрипичную музыку

- с новой информацией о самой скрипке

Задачи:

Обучающая: познакомить с понятиями:

тембр, скрипка соло, каприс, виртуоз, интерпретация.

Развивающая: развивать музыкальное мышление и способность слушать классическую музыку, получать удовольствие от исполнения классических вокальных образцов.

Воспитывающая: прививать интерес к скрипичной музыке, побуждать слушать музыкальные  произведения не только на уроке, но и вне урока;

- обогащать духовный мир детей;

- воспитывать потребности в общении с искусством и понимание значения музыки для человека.

Форма урока: лекция, беседа.

Методы: наглядный, словесный, слушание музыки.

Оборудование: компьютер и проектор, тексты песен  ( на отдельных листах) на столах учащихся.

Учебно-методический комплекс: презентация.

Ход урока.

Звучит мелодия «Под музыку Вивальди» С.Никитина в исп. оркестра Поля Мориа

На фоне музыки учитель читает стихотворение:

Скрипка

Алла Приц

Раскрывает душу скрипка перед слушателем тонким –

То журчит волною зыбкой, то что колокольчик звонкий!

То косой, как в травах росных, просвистит по струнам крайним,

То мольбой и просьбой слёзной сердце жалостное ранит.

Со стихающим стаккато табуном в поля ускачет,

Иль обманутой девчонкой в горестном зайдётся плаче.

Призадуматься заставит под глубокие регистры...

То в ребяческой забаве брызнет смехом серебристым.

А влюбившись ненароком, запоёт в надежде ложной.

То вдовою одинокой застенает безнадёжно.

То далёко, то вдруг рядом зверем раненым завоет,

То, играя тремоландо, жутким трепетом накроет.

А бывает, скрипка манит разом отмести заботы -

Хмелем напоит буянным, вдруг в аллегро бросив ноты!

И понять бывает мукой – враз порвать струну рискуя,

То смычок рисует звуки? или сам под них танцует!

-Что вы можете сказать о музыке, которая прозвучала в начале урока? Какой инструмент солировал в ней?

СОЛО - предназначенный для одного исполнителя

-В названии прозвучало имя известного композитора Антонио Вивальди. Его имя мы услышим и в другом произведении. 2 слайд

(немного о композиторе на слайде презентации)

-Действительно, это звучала скрипка. Давайте на неё посмотрим.

(На экране появляется изображение скрипки) 3 слайд

- Вы, наверное, догадались, что урок наш будет связан со скрипкой. 4 слайд

Как она стройна, красива и изящна: тонкая талия, плавные закругления. К корпусу скрипки прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты 4 струны.

Верхняя часть скрипки-дека - изготавливается из ели, нижняя из белого клёна. Клён можно брать для изготовления скрипки только весной, тогда, когда на дереве появляются листья. После долгой зимы дерево “просыпается” и листья забирают лишнюю влагу. А если ель будет со смолой, то она будет очень мешать мастеру.

Очень многое в звучании скрипки зависит от смычка. На трость натянуты конские волосы.

Смычок скрипач плавно и непрерывно ведёт по струнам в течение долгого времени и звук получается протяжным и певучим. Не зря говорят - скрипка поёт. Тембр скрипки похож на человеческий голос и часто, когда звучит скрипка. Кажется, что скрипка что-то рассказывает.

- А не хотите ли вы взять интервью у самой скрипки?

Скрипка дает интервью.

Я узнал вас, инструмент! Вы — знаменитая СКРИПКА.
Разрешите несколько вопросов о вашей жизни?

— Что ж, мне нечего скрывать от преданных друзей музыки.
(Я и голос ее сразу узнал! Кто еще из музыкальных инструментов поет душевнее, слаще маленькой Скрипки! Будто к сердцу прикоснулось что-то ласковое, теплое, и сердце притихло от блаженства.)

— С таким чудесным голосом и такое скрипучее имя?! — не удержался я.
Рассмеялась Скрипка, пробежалась легким, как ветерок, пассажем..

— Как только меня сызмальства не называли! Каждый народ меня по-своему звал. Скрипка — мое русское имя. Может, вам больше нравится Гудок? Меня ведь по-русски в народе и так называют. 

Небольшое отступление
ГУДОК 5 слайд
При игре инструмент держали вертикально, чаще всего опирая его о колено. Смычком водили по всем трем струнам сразу, но мелодию извлекали на третьей струне, а две нижние служили непрерывно тянущейся педалью, бурдоном, как у волынки. Такое, хоть и примитивное, многоголосие было необходимо бродячему музыканту для создания собственного же сопровождения исполняемой мелодии. В ансамблях из нескольких гудков разной величины, а следовательно и разного строя, педальные звуки образовывали интересные гармонические сочетания, создавая впечатление звучащего оркестра. Недаром сохранились разнохарактерные названия гудка, соответственно его разновидностям: гудочек, гудок, гудище... 6 слайд

   
   


Представляете, говорит скрипка, когда-то, в далеком детстве, меня по-английски Жигой, то есть Окороком, дразнили.

— Неужели прямо в лицо копченым куском свинины звали? И вы не обижались?

— Ничуть. Нам, инструментам, по заслугам имена даются. Если назвали Жигой, значит, заслужила. Я ведь и вправду тогда видом на окорок походила.
— Вот уж сразу видно; повсюду вас любили.

— Я в детстве была ужасно легкомысленная. Поверите ли, серьезные  музыканты в очень далекую пору с презрением на меня поглядывали: «Ей бы только по танцам шляться». А я танцы всю свою жизнь обожаю и ничуть этого не стыжусь. Где я только не бывала! И в цыганском таборе, и на крестьянском празднике, и в матросском кабачке, и в модном ресторане — где танцы, там и я. Ведь до чего я однажды додумалась: повадилась прятаться в карманы камзолов, чтобы в нужный момент быть под рукой учителя танцев.

Такой, какая я сейчас, меня сделали примерно три с половиной века назад добрые мастера-волшебники из итальянского города Кремона. Их так и зовут:  7 слайд
к р е м о н с к и е мастера. Сколько буду жить — не забуду их имена: Амати, Гварнери и волшебник из волшебников Страдивари.

— Неужели настоящие волшебники?
— Чем же они не волшебники, если дали мне голос божественной красоты?!

Вы хотите сказать, что они заклинания знали?
— А почему же, скажите на милость, с тех пор никто ничего подобного сделать так и не смог? Почему до сих пор тайну кремонских мастеров никто не разгадал?

Скрипка заговорила так горячо, так страстно, как умеет только она:

— Не хотите верить в волшебников, поверьте в необыкновенных людей. А кремонский мастер Антонио Страдивари был необыкновенный человек. Антонио Страдивари начал учиться у знаменитого мастера Николо Амати в двенадцать лет, а уже в тринадцать изготовил свою первую скрипку. Последнюю скрипку мастер сделал незадолго до смерти – в девяносто три года. Всего Страдивари изготовил 1500 инструментов.

Многие мастера скрипичных дел старательно изучали работу Страдивари. И у них получалось неплохо, а все равно не так.

— Что ж, у великих артистов должны быть великие тайны. 
И последний вопрос: скажите, уважаемая Скрипка, какое у вас артистическое имя, как оно пишется в нотах?

— В нотах имя мое пишется по-итальянски Violino (Виоли) что значит самая маленькая из Виол.

Правда, пришлось фигуру свою подогнать под карманный размер.

— И это вы-то, великая артистка, искуснейший из инструментов! Вы, которой композиторы доверяют самые сокровенные мелодии!

— О, тут не обошлось без. волшебства, — голос Скрипки стал еле слышным, он просто таял.
8 слайд

-Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты. Известны портреты скрипачей, жанровые сцены с музыкантами – скрипачами, натюрморты со скрипкой.

Звучание скрипки очень выразительно. Её голос сравнивают с человеческим. Скрипка может петь, плакать, говорить…

(закрыть проектор)

Учитель: Я хочу для вас спеть норвежскую народную песню “Волшебный смычок”.

(НОРВЕЖСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ)

1. Пришёл к нам в село
Музыкант старичок.
В руках музыканта
Волшебный смычок.
Ударил по струнам -
Сбежался народ,
Танцует, играет,
Смеётся, поёт!

2. Шёл мимо богач,
Услыхал скрипача -
И вспыхнула зависть
В душе богача. -
Продай твою скрипку!
Ты беден и стар.
Я дам за неё тебе Хлеба амбар!

3. - Нет! Скрипку свою
Не продам никому.
Нужна эта скрипка
Не мне одному.
Под звуки её
Веселится народ,
Танцует, играет,
Смеётся, поёт!

(Учитель задаёт вопросы после пения песни учащимся)

У. -Почему музыкант не захотел продать скрипку?

Ответы детей:

- Благодаря скрипке у музыканта были друзья, которые рады были встрече с ним.

- Скрипка была для музыканта, как самый лучший и близкий друг. Он не хотел предавать эту дружбу, не хотел променять скрипку даже на богатство.

Учитель: Почему люди думали, что смычок у скрипки волшебный?

Дети: Скрипач так хорошо играл на скрипке, что людям, которые не умеют играть на ней, можно подумать, что музыкант волшебник и играет с помощью волшебного смычка.

Учитель: Сегодня весь мир знает скрипача - виртуоза Никколо Паганини из Италии. 9 слайд

ВИРТУОЗ – мастерски владеющий техникой искусства; человек, достигший в работе высшей степени мастерства. 10 слайд

Паганини был настоящим гением скрипки, никто из современников не мог даже близко повторить его манеру игры, ту легкость, с которой он исполнял сложнейшие пассажи с непогрешимой точностью. Игра Паганини оказывала на публику почти гипнотическое воздействие. Некоторые считали, что Паганини заключил сделку с дьяволом, из-за чего церковь даже пыталась запрещать его концерты. 

    На одном из концертов, Паганини исполнил композицию всего лишь на двух струнах. Одна его поклонница восторженно сказала маэстро: "Вы совершенно несносный человек, кто теперь сможет вас превзойти? Только тот, кто сыграет на одной струне, но это совершенно невозможно!" Паганини понравилась идея, и через две недели он исполнил сонату всего на одной струне.

Он раскрыл многие возможности скрипки для других музыкантов. Сочинял сам музыку, которая была очень сложна для других скрипачей.

24 каприса – жемчужная россыпь скрипичной музыки.

Каприс (caprice) – виртуозное музыкальное произведение, изобилующее сменой настроений, неожиданными эффектами.

Это уникальное музыкальное произведение Паганини - образец скрипичной музыки - неподражаемый шедевр скрипичного творчества совместившего прошлое с будущим композитора. 24 каприса для скрипки соло были записаны на бумагу в прекрасные моменты творчества мастера скрипичной музыки.  Произведение обращает внимание исполнителей вневременной разговорностью фраз у скрипки и фортепиано и прочими интересными музыкальными приемами. 24 каприса и по сей день называются одними из лучших и уникальных примером скрипичного исполнительства.

Мы послушаем последний № 24. Именно это произведение исполняют в день памяти о композиторе.

(Слушание произведения Н.Паганини “Каприс” в видеозаписи в исп. Сергея Крылова)

- Знакома ли вам эта мелодия?

-Как ты думаешь, почему композитор назвал своё произведение «каприс»?

-Давайте послушаем это же произведение в интерпретации (Интерпретация предполагает индивидуальный подход к исполняемой музыке, активное отношение, наличие у исполнителя собственной творческой концепции воплощения авторского замысла.) 11 слайд

Виктор Зинчук, гитара. Рок-обработка.

- Скажите, что интересного вы услышали в этой музыке?

-А можно ли Виктора Зинчука назвать виртуозом?

Физкультпауза: 12 слайд

Я на скрипочке играю,

Тили – ли, да ти – ли – ли,

Пляшут зайки на лужайке,

Тили – ли, да тили – ли.

Заиграл на балалайке,

Тренде – брень, да тренде – брень.

Пляшут зайки на лужайке

Тренде – брень, да тренде – брень.

А теперь на барабане

Бум, бум, бум, бум, бум, бум.

В страхе зайки разбежались,

По кустам, по кустам.

(закрыть проектор)

-Сегодня я хочу предложить разучить вам песню, которая также связана с нашей темой.

Кто знаком с творчеством группы «Ласковый май» ? Солист этой группы Юрий Шатунов исполнял песню «Маленький скрипач» сл. Ярослава Н. и С. Кузнецова, муз. С. Кузнецова. Послушайте эту песню и скажите о чём она?

- Какая история раскрывается в этой песне?

- Какая песня по характеру?

- Как построена песня?

(Раздаются слова песни и разучивается сама песня)

Итог урока:

-Какие свойства тембра скрипки использовали разные композиторы для передачи музыкальных образов в своих произведениях? (певучесть, мягкость, нежность)

ТЕМБР - характерная окраска звука (у голоса, инструмента) 13 слайд

- Что нового сегодня вы узнали?

- Каких скрипичных дел мастеров вы запомнили?

- О каком композиторе, скрипаче-виртуозе мы узнали?

-Хочу посоветовать вам прочитать рассказ К.Паустовского «Струна».

-Готовясь к сегодняшнему уроку, я ставила себе задачу заинтересовать вас струнным инструментом - скрипкой, слышать её в различных произведениях  и наслаждаться звучанием её голоса: 14 слайд

Надо вечно петь и плакать,
Этим струнам, звонким струнам,–
Вечно должен биться, виться
Обезумевший смычок

И под солнцем, и под вьюгой,
Под белеющим буруном,
И когда пылает запад,
И когда горит восток…

 

Оценка работы учащихся:

Здесь будет файл: /data/edu/files/q1452355842.pptx (презентация к уроку)

Предварительный просмотр презентации

Звуки скрипки так дивно звучали… Презентацию к уроку музыки составила учитель МОУ Бологовской СОШ Андреева Светлана Борисовна

Антонио Вивальди 1678-1741гг. Итальянец Антонио Вивальди скрипач и композитор, писал музыку для струнных и духовых инструментов. Среди множества дворцов, украшавших Венецию ,была скромная обитель-Приют скорби. Все меломаны Европы считали за честь побывать там и услышать знаменитый оркестр, состоящий целиком из девочек-сирот. Этим музыкальным чудом руководил аббат Антонио Вивальди, которого называли- «Рыжий Монах». Прозвище выдавало весёлый нрав и огненный темперамент. И всё это несмотря на то, что маэстро был всю жизнь тяжело болен и при ходьбе задыхался. В истории классической музыки Вивальди первым нашел путь к сердцу каждого независимо от возраста, образования. Он сумел стать желанным музыкальным собеседником даже для тех, кто считает классическую музыку вычурной и скупой. Он писал музыку в стиле барокко, для которого характерна «живописность» мышления.

ГУДОК

Болгарская скрипка гудулка китайская скрипка эрху

Кремонские скрипичные мастера: Амати, Гварнери, Страдивари. Когда бы скрипки не звучали, Не помнили б мы старых мастеров. А раз в душе запели скрипки - То Мастер жив…

ВИРТУОЗ – мастерски владеющий техникой искусства; человек, достигший в работе высшей степени мастерства.

27 октября 1782 - 27 мая 1840 Итальянский скрипач и гитарист-виртуоз, композитор Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков. Признанный гений мирового музыкального искусства. Никколо Паганини

Интерпретация

Физкультпауза: Я на скрипочке играю, Тили – ли, да ти – ли – ли, Пляшут зайки на лужайке, Тили – ли, да тили – ли. Заиграл на балалайке, Тренде – брень, да тренде – брень. Пляшут зайки на лужайке Целый день, целый день.. А теперь на барабане Бум, бум, бум,трам-там-там. В страхе зайки разбежались, По кустам, по кустам.

ТЕМБР - характерная окраска звука (у голоса, инструмента)

Надо вечно петь и плакать Этим струнам, звонким струнам,– Вечно должен биться, виться Обезумевший смычок И под солнцем, и под вьюгой, Под белеющим буруном, И когда пылает запад, И когда горит восток…

Спасибо за урок!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.