Сценарий урока музыки в 5 классе «Звуки скрипки так дивно звучали»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Бологовская средняя общеобразовательная школа
Андреапольского района Тверской области
в 5 классе
«Звуки скрипки так дивно звучали…»
Составила:
Андреева Светлана Борисовна,
учитель первой квалификационной категории.
Цель:
познакомить учащихся:
- с разнообразными видами скрипичной музыки
- с великими композиторами, создавшими скрипичную музыку
- с новой информацией о самой скрипке
Задачи:
Обучающая: познакомить с понятиями:
тембр, скрипка соло, каприс, виртуоз, интерпретация.
Развивающая: развивать музыкальное мышление и способность слушать классическую музыку, получать удовольствие от исполнения классических вокальных образцов.
Воспитывающая: прививать интерес к скрипичной музыке, побуждать слушать музыкальные произведения не только на уроке, но и вне урока;
- обогащать духовный мир детей;
- воспитывать потребности в общении с искусством и понимание значения музыки для человека.
Форма урока: лекция, беседа.
Методы: наглядный, словесный, слушание музыки.
Оборудование: компьютер и проектор, тексты песен ( на отдельных листах) на столах учащихся.
Учебно-методический комплекс: презентация.
Ход урока.
Звучит мелодия «Под музыку Вивальди» С.Никитина в исп. оркестра Поля Мориа
На фоне музыки учитель читает стихотворение:
Скрипка
Алла Приц
Раскрывает душу скрипка перед слушателем тонким –
То журчит волною зыбкой, то что колокольчик звонкий!
То косой, как в травах росных, просвистит по струнам крайним,
То мольбой и просьбой слёзной сердце жалостное ранит.
Со стихающим стаккато табуном в поля ускачет,
Иль обманутой девчонкой в горестном зайдётся плаче.
Призадуматься заставит под глубокие регистры...
То в ребяческой забаве брызнет смехом серебристым.
А влюбившись ненароком, запоёт в надежде ложной.
То вдовою одинокой застенает безнадёжно.
То далёко, то вдруг рядом зверем раненым завоет,
То, играя тремоландо, жутким трепетом накроет.
А бывает, скрипка манит разом отмести заботы -
Хмелем напоит буянным, вдруг в аллегро бросив ноты!
И понять бывает мукой – враз порвать струну рискуя,
То смычок рисует звуки? или сам под них танцует!
-Что вы можете сказать о музыке, которая прозвучала в начале урока? Какой инструмент солировал в ней?
СОЛО - предназначенный для одного исполнителя
-В названии прозвучало имя известного композитора Антонио Вивальди. Его имя мы услышим и в другом произведении. 2 слайд
(немного о композиторе на слайде презентации)
-Действительно, это звучала скрипка. Давайте на неё посмотрим.
(На экране появляется изображение скрипки) 3 слайд
- Вы, наверное, догадались, что урок наш будет связан со скрипкой. 4 слайд
Как она стройна, красива и изящна: тонкая талия, плавные закругления. К корпусу скрипки прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты 4 струны.
Верхняя часть скрипки-дека - изготавливается из ели, нижняя из белого клёна. Клён можно брать для изготовления скрипки только весной, тогда, когда на дереве появляются листья. После долгой зимы дерево “просыпается” и листья забирают лишнюю влагу. А если ель будет со смолой, то она будет очень мешать мастеру.
Очень многое в звучании скрипки зависит от смычка. На трость натянуты конские волосы.
Смычок скрипач плавно и непрерывно ведёт по струнам в течение долгого времени и звук получается протяжным и певучим. Не зря говорят - скрипка поёт. Тембр скрипки похож на человеческий голос и часто, когда звучит скрипка. Кажется, что скрипка что-то рассказывает.
- А не хотите ли вы взять интервью у самой скрипки?
Скрипка дает интервью.
— Я узнал вас, инструмент! Вы — знаменитая СКРИПКА.
Разрешите несколько вопросов о вашей жизни?
— Что ж, мне нечего скрывать от преданных друзей музыки.
(Я и голос ее сразу узнал! Кто еще из музыкальных инструментов поет душевнее, слаще маленькой Скрипки! Будто к сердцу прикоснулось что-то ласковое, теплое, и сердце притихло от блаженства.)
— С таким чудесным голосом и такое скрипучее имя?! — не удержался я.
Рассмеялась Скрипка, пробежалась легким, как ветерок, пассажем..
— Как только меня сызмальства не называли! Каждый народ меня по-своему звал. Скрипка — мое русское имя. Может, вам больше нравится Гудок? Меня ведь по-русски в народе и так называют.
Небольшое отступление
ГУДОК 5 слайд
При игре инструмент держали вертикально, чаще всего опирая его о колено. Смычком водили по всем трем струнам сразу, но мелодию извлекали на третьей струне, а две нижние служили непрерывно тянущейся педалью, бурдоном, как у волынки. Такое, хоть и примитивное, многоголосие было необходимо бродячему музыканту для создания собственного же сопровождения исполняемой мелодии. В ансамблях из нескольких гудков разной величины, а следовательно и разного строя, педальные звуки образовывали интересные гармонические сочетания, создавая впечатление звучащего оркестра. Недаром сохранились разнохарактерные названия гудка, соответственно его разновидностям: гудочек, гудок, гудище... 6 слайд
Представляете, говорит скрипка, когда-то, в далеком детстве, меня по-английски Жигой, то есть Окороком, дразнили.
— Неужели прямо в лицо копченым куском свинины звали? И вы не обижались?
— Ничуть. Нам, инструментам, по заслугам имена даются. Если назвали Жигой, значит, заслужила. Я ведь и вправду тогда видом на окорок походила.
— Вот уж сразу видно; повсюду вас любили.
— Я в детстве была ужасно легкомысленная. Поверите ли, серьезные музыканты в очень далекую пору с презрением на меня поглядывали: «Ей бы только по танцам шляться». А я танцы всю свою жизнь обожаю и ничуть этого не стыжусь. Где я только не бывала! И в цыганском таборе, и на крестьянском празднике, и в матросском кабачке, и в модном ресторане — где танцы, там и я. Ведь до чего я однажды додумалась: повадилась прятаться в карманы камзолов, чтобы в нужный момент быть под рукой учителя танцев.
— Такой, какая я сейчас, меня сделали примерно три с половиной века назад добрые мастера-волшебники из итальянского города Кремона. Их так и зовут: 7 слайд
к р е м о н с к и е мастера. Сколько буду жить — не забуду их имена: Амати, Гварнери и волшебник из волшебников Страдивари.
— Неужели настоящие волшебники?
— Чем же они не волшебники, если дали мне голос божественной красоты?!
— Вы хотите сказать, что они заклинания знали?
— А почему же, скажите на милость, с тех пор никто ничего подобного сделать так и не смог? Почему до сих пор тайну кремонских мастеров никто не разгадал?
Скрипка заговорила так горячо, так страстно, как умеет только она:
— Не хотите верить в волшебников, поверьте в необыкновенных людей. А кремонский мастер Антонио Страдивари был необыкновенный человек. Антонио Страдивари начал учиться у знаменитого мастера Николо Амати в двенадцать лет, а уже в тринадцать изготовил свою первую скрипку. Последнюю скрипку мастер сделал незадолго до смерти – в девяносто три года. Всего Страдивари изготовил 1500 инструментов.
Многие мастера скрипичных дел старательно изучали работу Страдивари. И у них получалось неплохо, а все равно не так.
— Что ж, у великих артистов должны быть великие тайны.
И последний вопрос: скажите, уважаемая Скрипка, какое у вас артистическое имя, как оно пишется в нотах?
— В нотах имя мое пишется по-итальянски Violino (Виоли) что значит самая маленькая из Виол.
Правда, пришлось фигуру свою подогнать под карманный размер.
— И это вы-то, великая артистка, искуснейший из инструментов! Вы, которой композиторы доверяют самые сокровенные мелодии!
— О, тут не обошлось без. волшебства, — голос Скрипки стал еле слышным, он просто таял. 8 слайд
-Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты. Известны портреты скрипачей, жанровые сцены с музыкантами – скрипачами, натюрморты со скрипкой.
Звучание скрипки очень выразительно. Её голос сравнивают с человеческим. Скрипка может петь, плакать, говорить…
(закрыть проектор)
Учитель: Я хочу для вас спеть норвежскую народную песню “Волшебный смычок”.
(НОРВЕЖСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ)
1. Пришёл к нам в село
Музыкант старичок.
В руках музыканта
Волшебный смычок.
Ударил по струнам -
Сбежался народ,
Танцует, играет,
Смеётся, поёт!
2. Шёл мимо богач,
Услыхал скрипача -
И вспыхнула зависть
В душе богача. -
Продай твою скрипку!
Ты беден и стар.
Я дам за неё тебе Хлеба амбар!
3. - Нет! Скрипку свою
Не продам никому.
Нужна эта скрипка
Не мне одному.
Под звуки её
Веселится народ,
Танцует, играет,
Смеётся, поёт!
(Учитель задаёт вопросы после пения песни учащимся)
У. -Почему музыкант не захотел продать скрипку?
Ответы детей:
- Благодаря скрипке у музыканта были друзья, которые рады были встрече с ним.
- Скрипка была для музыканта, как самый лучший и близкий друг. Он не хотел предавать эту дружбу, не хотел променять скрипку даже на богатство.
Учитель: Почему люди думали, что смычок у скрипки волшебный?
Дети: Скрипач так хорошо играл на скрипке, что людям, которые не умеют играть на ней, можно подумать, что музыкант волшебник и играет с помощью волшебного смычка.
Учитель: Сегодня весь мир знает скрипача - виртуоза Никколо Паганини из Италии. 9 слайд
ВИРТУОЗ – мастерски владеющий техникой искусства; человек, достигший в работе высшей степени мастерства. 10 слайд
Паганини был настоящим гением скрипки, никто из современников не мог даже близко повторить его манеру игры, ту легкость, с которой он исполнял сложнейшие пассажи с непогрешимой точностью. Игра Паганини оказывала на публику почти гипнотическое воздействие. Некоторые считали, что Паганини заключил сделку с дьяволом, из-за чего церковь даже пыталась запрещать его концерты.
На одном из концертов, Паганини исполнил композицию всего лишь на двух струнах. Одна его поклонница восторженно сказала маэстро: "Вы совершенно несносный человек, кто теперь сможет вас превзойти? Только тот, кто сыграет на одной струне, но это совершенно невозможно!" Паганини понравилась идея, и через две недели он исполнил сонату всего на одной струне.
Он раскрыл многие возможности скрипки для других музыкантов. Сочинял сам музыку, которая была очень сложна для других скрипачей.
24 каприса – жемчужная россыпь скрипичной музыки.Каприс (caprice) – виртуозное музыкальное произведение, изобилующее сменой настроений, неожиданными эффектами.
Это уникальное музыкальное произведение Паганини - образец скрипичной музыки - неподражаемый шедевр скрипичного творчества совместившего прошлое с будущим композитора. 24 каприса для скрипки соло были записаны на бумагу в прекрасные моменты творчества мастера скрипичной музыки. Произведение обращает внимание исполнителей вневременной разговорностью фраз у скрипки и фортепиано и прочими интересными музыкальными приемами. 24 каприса и по сей день называются одними из лучших и уникальных примером скрипичного исполнительства.
Мы послушаем последний № 24. Именно это произведение исполняют в день памяти о композиторе.
(Слушание произведения Н.Паганини “Каприс” в видеозаписи в исп. Сергея Крылова)
- Знакома ли вам эта мелодия?
-Как ты думаешь, почему композитор назвал своё произведение «каприс»?
-Давайте послушаем это же произведение в интерпретации (Интерпретация предполагает индивидуальный подход к исполняемой музыке, активное отношение, наличие у исполнителя собственной творческой концепции воплощения авторского замысла.) 11 слайд
Виктор Зинчук, гитара. Рок-обработка.
- Скажите, что интересного вы услышали в этой музыке?
-А можно ли Виктора Зинчука назвать виртуозом?
Физкультпауза: 12 слайд
Я на скрипочке играю,
Тили – ли, да ти – ли – ли,
Пляшут зайки на лужайке,
Тили – ли, да тили – ли.
Заиграл на балалайке,
Тренде – брень, да тренде – брень.
Пляшут зайки на лужайке
Тренде – брень, да тренде – брень.
А теперь на барабане
Бум, бум, бум, бум, бум, бум.
В страхе зайки разбежались,
По кустам, по кустам.
(закрыть проектор)
-Сегодня я хочу предложить разучить вам песню, которая также связана с нашей темой.
Кто знаком с творчеством группы «Ласковый май» ? Солист этой группы Юрий Шатунов исполнял песню «Маленький скрипач» сл. Ярослава Н. и С. Кузнецова, муз. С. Кузнецова. Послушайте эту песню и скажите о чём она?
- Какая история раскрывается в этой песне?
- Какая песня по характеру?
- Как построена песня?
(Раздаются слова песни и разучивается сама песня)
Итог урока:
-Какие свойства тембра скрипки использовали разные композиторы для передачи музыкальных образов в своих произведениях? (певучесть, мягкость, нежность)
ТЕМБР - характерная окраска звука (у голоса, инструмента) 13 слайд
- Что нового сегодня вы узнали?
- Каких скрипичных дел мастеров вы запомнили?
- О каком композиторе, скрипаче-виртуозе мы узнали?
-Хочу посоветовать вам прочитать рассказ К.Паустовского «Струна».
-Готовясь к сегодняшнему уроку, я ставила себе задачу заинтересовать вас струнным инструментом - скрипкой, слышать её в различных произведениях и наслаждаться звучанием её голоса: 14 слайд
Надо вечно петь и плакать,
Этим струнам, звонким струнам,–
Вечно должен биться, виться
Обезумевший смычок
И под солнцем, и под вьюгой,
Под белеющим буруном,
И когда пылает запад,
И когда горит восток…
Оценка работы учащихся:
Здесь будет файл: /data/edu/files/q1452355842.pptx (презентация к уроку)