12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Викторова Наталья Александровна12
Творческая, инициативная и очень любознательная.
Россия, Нижегородская обл., Саров
3

Статья «Центр природы как развивающая среда для экологического образования детей»

«Центр природы, как развивающая среда

для экологического образования детей»

Викторова Наталья Александровна,

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 41», г. Саров


 

Центр природы в дошкольном образовательном учреждении — это неотъемлемая часть образовательной среды каждой группы.

Считаем важным, в рамках ознакомления детей с окружающим миром, с помощью центров природы привлечь детей к постоянному непосредственному общению с ней.

Хорошо оборудованный и удачно расположенный центр природы в ДОУ украшает групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за растениями в течение года.

Наш центр природы расположен частично у окна, где много света, а частично в тени, что позволяет разводить и светолюбивые, и тенелюбивые цветы. Все размещенные в центре элементы безопасны для жизни и здоровья детей.

t1699177810aa.gif    t1699177810ab.gif   t1699177810ac.gif

Содержание центра природы оформлялось по принципу действия одного из методов ТРИЗ - технологии «системного оператора». Этот метод помогает дать широкое и глубокое представление о чем-либо. Системный оператор - это девятиэкранная таблица, в которой отражается система (объект, который находится в центре рассмотрения, его функция), её надсистема (ближайшее окружение объекта, система, частью которой она является) и подсистема (части, из которых состоит сам объект), прошлое и будущее объекта.

Описание центра

Центр природы (система) для детей 4-5 лет. Его название «Лаборатория дядюшки Карыча». Его основная функция: наглядное и действенное ознакомление детей дошкольного возраста с природой через различные виды деятельности (это его «подсистема» - составляющие его части):

наблюдение за объектами живой и неживой природы;

экспериментирование;

игровую деятельность;

познавательную деятельность – проекты, образовательные события, акции, репортажи;

трудовую деятельность;

коммуникативную деятельность – передача информации + видеоролики.

Материал для каждого вида детской деятельности имеет свое место, которое обозначается определенным символом. Символы дети придумали сами.

  t1699177810ad.gif  t1699177810ae.gif  t1699177810ag.gif  t1699177810af.gif  t1699177810ah.gif   t1699177810ai.gif
 

Для каждого вида детской деятельности подбирался и оформлялся свой материал:

Вид деятельности – наблюдение за объектами живой и неживой природы. Здесь находится календарь природы. Он был оформлен по методике С. Н. Николаевой.

                                              t1699177810aj.gif
 

Вид детской деятельности – экспериментирование. Здесь сосредоточен материал для экспериментирования. Его великое множество: природный материал, много разного неоформленного материала, все для экспериментирования с песком и водой, средства для детского экспериментирования.

        t1699177810ak.gif               t1699177810al.gif           t1699177810am.gif
 

 

                       t1699177810an.gif                   t1699177810ao.gif

Вид детской деятельности - игровая деятельность. Здесь сосредоточен материл для познания, которое проходит в игровой форме. Многие игры сделаны руками взрослых: педагогов, родителей воспитанников.

            t1699177810ap.gif                         t1699177810aq.gif

Вид детской деятельности – познание. Здесь находится много материала для знакомства детей с природой. Данная деятельность проходит в виде проектов, образовательных событий, акций, итоги которых оформляются на ширме.

     t1699177810ar.gif             t1699177810as.gif            t1699177810at.gif                 

 

Вид детской деятельности –трудовая деятельность. Соответственно здесь сосредоточен материал для активного участия детей в работе на цветнике, огороде, а также для ухода за комнатными растениями.

                                         t1699177810au.gif

 

Вид детской деятельности - коммуникативную деятельность– передача информации. Детский продукт, который «рождается» в этой части центра – видеоролики, видеорепортажи. Здесь же «живет» «системный оператор», который помогает детям составлять описательные рассказы об объектах живой и неживой природы. Круги Луллия - отличное средство для поддержания интереса к изученному материалу и развития творческих способностей, в том числе речетворчества.

                            t1699177810av.gif              t1699177810aw.gif

В третьем окошке (надсистеме) рассматривается окружение, в котором выполняется функция выбранного объекта. Центр природы на, как уже было оговорено, ходится рядом с окном, так как для выращивания растений необходим свет.

Четвертое окошко позволяет обозначить прошлое объекта. Уголок природы, так его мы раньше называли создавался по рекомендациям Майи Михайловны Марковской (в книге даны рекомендации по содержанию растений и животных в детском саду). Раскрывается методика ознакомления детей разных возрастных групп с постоянными и сезонными обитателями уголка природы; даются примерное программное содержание, приемы и методы работы с детьми).

Если обратиться к истории вопроса, то необходимо отметить, что впервые уголки природы в образовательные учреждения были введены в 1ХХ столетии. Прогрессивные педагоги прошлого отмечали, что уголок природы поможет малышу «войти» в мир природы, удовлетворит его потребность во взаимодействии с миром природы. И сегодня необходимо помнить, что уголок природы – это место постоянного общения малыша с растениями и животными, которое вносит разнообразие в жизнь детей.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.