Статья «Центр природы как развивающая среда для экологического образования детей»
«Центр природы, как развивающая среда
для экологического образования детей»
Викторова Наталья Александровна,
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 41», г. Саров
Центр природы в дошкольном образовательном учреждении — это неотъемлемая часть образовательной среды каждой группы.
Считаем важным, в рамках ознакомления детей с окружающим миром, с помощью центров природы привлечь детей к постоянному непосредственному общению с ней.
Хорошо оборудованный и удачно расположенный центр природы в ДОУ украшает групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за растениями в течение года.
Наш центр природы расположен частично у окна, где много света, а частично в тени, что позволяет разводить и светолюбивые, и тенелюбивые цветы. Все размещенные в центре элементы безопасны для жизни и здоровья детей.
Содержание центра природы оформлялось по принципу действия одного из методов ТРИЗ - технологии «системного оператора». Этот метод помогает дать широкое и глубокое представление о чем-либо. Системный оператор - это девятиэкранная таблица, в которой отражается система (объект, который находится в центре рассмотрения, его функция), её надсистема (ближайшее окружение объекта, система, частью которой она является) и подсистема (части, из которых состоит сам объект), прошлое и будущее объекта.
Описание центра
Центр природы (система) для детей 4-5 лет. Его название «Лаборатория дядюшки Карыча». Его основная функция: наглядное и действенное ознакомление детей дошкольного возраста с природой через различные виды деятельности (это его «подсистема» - составляющие его части):
наблюдение за объектами живой и неживой природы;
экспериментирование;
игровую деятельность;
познавательную деятельность – проекты, образовательные события, акции, репортажи;
трудовую деятельность;
коммуникативную деятельность – передача информации + видеоролики.
Материал для каждого вида детской деятельности имеет свое место, которое обозначается определенным символом. Символы дети придумали сами.
Для каждого вида детской деятельности подбирался и оформлялся свой материал:
Вид деятельности – наблюдение за объектами живой и неживой природы. Здесь находится календарь природы. Он был оформлен по методике С. Н. Николаевой.
Вид детской деятельности – экспериментирование. Здесь сосредоточен материал для экспериментирования. Его великое множество: природный материал, много разного неоформленного материала, все для экспериментирования с песком и водой, средства для детского экспериментирования.
Вид детской деятельности - игровая деятельность. Здесь сосредоточен материл для познания, которое проходит в игровой форме. Многие игры сделаны руками взрослых: педагогов, родителей воспитанников.
Вид детской деятельности – познание. Здесь находится много материала для знакомства детей с природой. Данная деятельность проходит в виде проектов, образовательных событий, акций, итоги которых оформляются на ширме.
Вид детской деятельности –трудовая деятельность. Соответственно здесь сосредоточен материал для активного участия детей в работе на цветнике, огороде, а также для ухода за комнатными растениями.
Вид детской деятельности - коммуникативную деятельность– передача информации. Детский продукт, который «рождается» в этой части центра – видеоролики, видеорепортажи. Здесь же «живет» «системный оператор», который помогает детям составлять описательные рассказы об объектах живой и неживой природы. Круги Луллия - отличное средство для поддержания интереса к изученному материалу и развития творческих способностей, в том числе речетворчества.
В третьем окошке (надсистеме) рассматривается окружение, в котором выполняется функция выбранного объекта. Центр природы на, как уже было оговорено, ходится рядом с окном, так как для выращивания растений необходим свет.
Четвертое окошко позволяет обозначить прошлое объекта. Уголок природы, так его мы раньше называли создавался по рекомендациям Майи Михайловны Марковской (в книге даны рекомендации по содержанию растений и животных в детском саду). Раскрывается методика ознакомления детей разных возрастных групп с постоянными и сезонными обитателями уголка природы; даются примерное программное содержание, приемы и методы работы с детьми).
Если обратиться к истории вопроса, то необходимо отметить, что впервые уголки природы в образовательные учреждения были введены в 1ХХ столетии. Прогрессивные педагоги прошлого отмечали, что уголок природы поможет малышу «войти» в мир природы, удовлетворит его потребность во взаимодействии с миром природы. И сегодня необходимо помнить, что уголок природы – это место постоянного общения малыша с растениями и животными, которое вносит разнообразие в жизнь детей.