12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
БОРИС НИКОЛАЕВИЧ6236
Заслуженный Учитель России с 2007 года. Педагогический стаж - 35 лет. В настоящее время с огромным удовольствием работаю в ЧОУ Санкт-Петербургская Школа Тет-а-Тет.
Россия, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Классные руководители»

ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

ЧОУ «Санкт-Петербургская Школа «Тет-а-Тет»

Учитель Математики Высшей категории

Замдиректора по УВР

ЦЕРКОВЬ И ШКОЛА

 

Особого упоминания требует церковное участие в школе и опыт соотнесения религиозной идеи с проблематикой просвещения. Педагогика, дидактика - привычная область деятельности Церкви, на протяжении веков ведавшей "книжностью". Существует разделение, но и известная преемственность всеобщего образования и просветительского характера христианства, светской массовой школы и духовного образования, распространявшего грамоту через сеть училищ, приходов и монастырей. Этим в немалой степени объясняется прогресс знаний в пределах христианского мира при относительной холодности к нему прочих народов и вероучений. 

Христианство воспитывает и учит не в силу какой-либо эмпирической целесообразности, а находя в этом свой смысл. Педагогическая миссия Церкви основывается на предпосылке общего антропологического свойства - представлении о воспитании и обучении как постоянных насущных потребностях человеческой личности. Это отличает образовательную деятельность Церкви от остальных инициатив гражданских движений и групп. 
В последние десятилетия, прошедшие под знаком кризиса и пересмотра просвещенческой парадигмы, религиозное мировоззрение кроме того обращает на себя внимание как противостоящее постмодерновым релятивизму и отрицанию. В условиях, когда прежние основания и ориентиры исчерпывают себя, а общественные взаимосвязи в большинстве своем раскрываются как сомнительные, фундаментальной, метафизически окрашенной системе идей "не от мира сего" удается отстаивать позитивный характер и целостность. 

Последним объясняется распространение разного рода псевдорелигиозных систем. Современность тяготеет к внерассудочной вере, к твердому убеждению, чувству общности. Новые типы маркетинговых и пропагандистских структур, основанные на учениях, близких к религиозным, умело используют это. Одни из таких сообществ проявляют интерес к образовательной тематике, формируют собственные педагогические воззрения (муниты, мормоны, свидетели Иеговы, движение сайентологов, "Живой Этики", некоторые оккультные течения), другие прямо специализируются на продвижении методико-практических систем (педагогика New Age и вальдорфская школа Р.Штайнера). Широкий охват детско-подростковой аудитории, слабая защищенность гуманитарного контекста, представляемого централизованной школьной системой, 
с высокой вероятностью, как уже говорилось ведут к инфильтрации по официальным и скрытым каналам сектантских учений и групп внутрь массового образования

Свою роль играет и искусственная мифологизация школьной среды и процесса обучения. Некоторые исследователи, в частности, М.Фуко и О.Тоффлер, угадывают в школьном укладе и отношениях аналоги ритуалов "посвящения в знание", инициации, восходящие своими корнями то ли к языческим поверьям, то ли к эзотерическим увлечениям деятелей эпохи Ренессанса и мистериям западноевропейских франкмасонских лож. Так это или нет, круг теоретиков образования, как и прочих общественных дисциплин, демонстрирует вполне определенный дрейф в направлении мистификации некоторых взаимозависимостей (мышление в категориях "лимитрофов", "хронотопов", "исторических волн") и провозглашения квазирелигиозных целей и ценностей. Наглядной иллюстрацией здесь может служить увлечение идеей "религии будущего" или "религии Мира", построенной на "объединяющих инвариантах многочисленных религиозных вероучений, опыте экуменизма" и пр. В течение уже многих лет академик РАО Б.Гершунский продолжает пропагандировать "
технологии рационального веросозидания", образцом которых считает учение т.н. дианетики или сайентологии. В одном из своих капитальных трудов автор делится с читателем своим поистине завораживающим видением перспектив школы: 

В отдаленном будущем именно образование возьмет на себя функции нового глобального Вероучения, новой Религии мира, на принципиально иной мировоззренческой основе вернет людям утраченную Веру в высшие нравственные ценности и Смысл человеческой жизни. 

Единство мировосприятия и мировидения всех религиозный конфессий мира создает объективные предпосылки для интеграции религии и знания в единую религиозную парадигму мировой цивилизации. 
Б.Гершунский. "Философия образования для XXI века"


Постепенно, но верно в научно-педагогическом слое размывается прежний рационалистический образ мировосприятия, не бывший, впрочем, никогда целостным, носекулярным - усеченным от религиозного и произвольно противопоставленным ему. На замену ему, по замечанию академика Б. Раушенбаха, придет и уже приходит "довольно значительная прослойка, которая признает, что существует Нечто, что устройство этого мира не исчерпывается законами материи, но в церковь при этом не ходит и не становится верующей в общепризнанном значении". Ее-то специфическим настроением и создается запрос на "новое глобальное вероучение". Научно-популярная периодика, разного рода дискуссионная литература наводнены рассуждениями по поводу "космогенеза", "паранауки", "информационно-энергетических моделей вселенной", "магии как системы на стыке науки и искусства". Не стоит подробно говорить, что техницизм и конвейерный, инструктивный стиль работы делают весьма вероятным проникновение внутрь школы самых сомнительных веяний; типового же работника просвещения, вопреки его званию, преобразуют в идеального пропагандиста очередных утопий, естествоиспытателя "технологий рационального веросозидания". 

Обратим внимание на ключевую характеристику: "
в церковь не ходит и не становится верующим в общепризнанном значении", - в достаточной мере, как представляется, свидетельствующую об отношении к традиционным мировоззрению и ценностям. Из-за слабости гуманитарных основ и культурной позиции, проявляющих себя в большинстве дисциплинарных направлений, за исключением разве что истории и литературы, без надежной антисектантской и антиоккультной "прививки" новый гибрид научности и религиозности с большой вероятностью окажется синкретическим, выдержанным в дурного вкуса сочинительстве, нравственно конформным и неустойчивым. Романтическим же прожектерам наподобие Б.Гершунского (или целенаправленным провокаторам, как знать?) наступают на пятки более решительно и прагматично настроенные типы: адепты суггестивных практик, сторонники разного рода теорий "ребёрсинга", НЛП, "диагностики кармы", "методик биоинформационного взаимодействия", "контактёры", "охотники за НЛО", "аутонавты", "ретрансляторы внеземного Разума" и прочая бесноватая и параноидная братья. 

Очертания "светлого завтра" уже видны в популярности некоторых, пока дополнительных, обучающих курсов с использованием 25-го кадра, в широкой наркотизации молодежной среды. Авангардными философами на концептуальном уровне обосновывается, к примеру, необходимость "фармакологического вмешательства", освобождающего от "институированного насилия общества над личностью" (А.Кёстлер). С точки зрения отечественного педагога-экспериментатора С.Смирнова, будущее образования - в распространении его на подсознание. Помощниками в этом выступят экстрасенсорика и медитации. 


Потенциал образованности зависит от степени освоения и управления процессами бессознательного. В модель образования должны быть не просто включены учения З.Фрейда и К.Юнга в качестве нового учебного знания, а как особая духовная практика работы над собственными механизмами становления… Особая работа заключается в исследовании бессознательного плана, который рефлексией не объять. Здесь необходимо включение в план обучения новых медитативных экстрасенсорных практик. 

С.Смирнов. Образование в контексте культуры. Новосибирск, 1994


Итак, вопрос уже не в том, быть ли школе религиозной или материалистической. Решается, 
какого качества быть религиозности, воспринятой школой? Христианству необходимо спешно войти в образование, иначе его захлестнет волна околонаучных и околорелигиозных концепций. Остро стоит проблема не просто проектирования отдельного религиоведческого курса, но ознакомления школы как целого с доселе закрытой обширной областью религиозного знания, характерными предметом и методом метафизики, обращения к выверенной богословской и нравственной систематике, компетентной экспертизе, педагогической и управленческой доподготовке кадров к новым реалиям. 

Впрочем, имеются все основания полагать, что массовая школа как ключевой институт в формирующемся глобальном миропорядке, одна из наиболее закрытых и жестко контролируемых организаций, напоминающих орденскую, со своим специфическим корпоративным духом и стилем мышления, скорее, окажется применена к прямо противоположным вещам, а именно к противодействию христианству и Церкви. Показательно, что тот же Гершунский весьма неопределенно очерчивает контуры "религии Мира" и относит возникновение ее в отдаленное будущее. Но зато видное место в системе его рассуждений отдается критике существующих конфессий, в сочных тонах автором расписывается "мировоззренческая слабость и все более очевидная неубедительность традиционных религиозных доктрин", настойчиво артикулируется призыв "отойти от изживших или изживающих себя традиций и канонов", надо понимать, главным образом, христианских. 

Специальные технологии на границе сознания с трансовыми, бессознательными состояниями стали испытанным инструментом манипуляции массами. Осуществляемые геополитические проекты включают в себя в т. ч. религиозную составляющую. За примерами далеко ходить не приходится: слом советской системы в 1990-е совпадает с необъяснимым разгулом иррациональности, мистики. В общенациональном телеэфире регулярно и с благословения самых высоких инстанций осуществляются сеансы массового гипноза. Среди других политтехнологических проб обращает на себя внимание проект т.н. "
русского ислама", который на протяжении ряда лет осуществлялся под эгидой аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе С.Кириенко, перед тем уже проявлявшего интерес к учению сайентологии. Процессы внутри образовательной сферы самым тесным образом взаимоувязаны с идеологической конъюнктурой. Исходя из этого, в настоящем и будущем нельзя исключать реализации через школу противоположных духовному и нравственному возрождению задач: централизованного заказа на пропаганду различного рода пограничных историософских, культурологических и прочих концепций, отражающих интересы элиты национальных автономий, федеральной власти или внешних управляющих центров и основанных на более или менее явной антитезе христианскому, православному миросозерцанию. 

В педагогическом или тем более в духовном смысле школа была и остается проблемной реальностью. По своему идейному генезису это - осколок типично просвещенческой секулярной утопии; в практическом содержании - продукт современных пропаганды и управления. 
По поводу последнего уже говорилось подробно: ребенок обучается, как велят политика и бюджет, законы рынка и соображения оперирования большими ученическими группами, а отнюдь не педагогическая необходимость и цели развития личности. Необходимо трезво смотреть на вещи. Церкви и школе объективно сложно прийти к согласию интересов, вступить в тесное и открытое взаимодействие. И это - несмотря на кажущиеся единство занятий и культурно-просветительской проблематики, работу в образовательной сфере значительного числа верующих педагогов. 

Одно из первейших условий составляет правильная оценка создавшегося положения:
школа и Церковь объективно исходят из разных позиций, они не являются дополняющими сторонами в общем деле воспитания и развития, но отстаивают принципиально различные взгляды на содержание образовательного процесса. Затянувшееся ожидание заинтересованных шагов со стороны светского образования - это не случайность или неблагоприятное стечение обстоятельств, но результат фактического перерождения природы массовой школы. 

По инерции продвижение темы церковно-государственных отношений в России движется руслом институциональных переговоров и согласований, хотя возможности институционального сотрудничества сегодня весьма ограничены. Кампания за введение в школах "Основ православной культуры" (ОПК) дает наглядный пример этого. Она ценна, прежде всего, в аспекте борьбы с бюрократией - за признание права Церкви и общества участвовать в образовании детей. Началом преподавания ОПК Церковью создается исключительный прецедент, за которым могут последовать и другие инициативы.
Школе крайне важно перестать быть автоматически действующим механизмом, вотчиной отдельных чиновников, но восстанавливать внутри себя подлинно просветительский дух, впитывать со стороны начала живого и нравственного педагогического участия. В то же время, формат массового образования слишком далек от того, чтобы в целом отвечать просветительской и воспитательной пользе. Школа, повторим еще раз слова академика РАО Е.Белозерцева, стоит "в ситуации тройного отчуждения: образования от государства и общества, а учащегося от учащего; она потеряла ориентиры своего развития и не соответствует историческим, духовным, культурным, социально-экономическим потребностям и интересам, находится на пределе своих возможностей". 

Подобное положение не может соответствовать высокому педагогическому настрою христианства. По большому счету, Церковь и образовательная система продолжают оставаться идейными антагонистами. Первой будет весьма сложно принять требование массовости и механическую, поставленную вне зависимости от целостного развития и воспитания передачу обезличенной информации. Вторая же, светская школа, объективно никогда не признает мировоззренческого и нравственного руководства религии, христианских принципов педагогического служения, жертвы, учительского примера, характерного понимания Церковью проблем человеческого достоинства, свободы, гражданского и патриотического долга. 

Современное состояние образовательной системы делает ее крайне неподатливой к любым качественным изменениям, снижает значение локальных усовершенствований. Внимания, уделяемого одному, пускай даже крупному и важному направлению, недостаточно. Церковному сообществу придется сложить объемное, развернутое видение проблем школы и учиться входить в нее не только заручившись официальным статусом. Массовое образование сегодня - 
это классическая территория миссии, объект церковного попечения, причем в разных своих звеньях, от ученической среды до административного корпуса. Миссионерство же, в отличие от институционального партнерства, имеет упрощенную, не формализованную форму и совершается без предварительных условий. Классное руководство, внеурочные мероприятия, родительское общение, создание на базе школы детских и молодежных объединений, организация досуга, выездов, соревнований, проведение профессиональных конференций и семинаров, ориентированных на аудиторию работников образования, - все это при желании может быть наполнено позитивным содержанием и компенсировать, насколько возможно, недостаток взаимопонимания, слабую организацию школьной работы. Увы, если введение ОПК дает пример относительной последовательности и согласованности действий, то в оставшихся случаях ярко проявляет себя недостаток обсуждения, церковной поддержки, обмена опытом. Православные в школе ощущают себя в одиночестве. Они не имеют твердого представления о том, что должны делать. Не только повлиять в лучшую сторону на обстановку в школьном классе, но защититься самим от агрессивного давления, настоять на уважительном отношении к религиозному чувству - даже и к этому бывает нелегко прийти конкретным православным ученику, родителю, педагогу. 

Государственная общеобразовательная школа, широкими вратами которой проходит мир, представляет труднейший экзамен для всего церковного сообщества. Именно в образовании детей, вернее, в его современном массовом суррогате происходит слом первоначально устраиваемого семейно-воспитательного контекста и разворот к принципиально иной специфике жизни и взаимоотношений в мирской среде. Легко, словно ореховую скорлупу, школьный пресс раздавливает наивный образ церковного научения - благодушно-елейный домостроевский космос, кодекс благочестивых запретов и позволений. С отдачей детей в школу что-то надламывается в нравственном существе, чуткой органике домашних связей, в пастырском руководстве. Каждый понимает истинное значение данного шага, как и условность выстраиваемых педагогических мер. Уступка, равнозначная добровольной отдаче целомудрия, основания добродетели… С эхом звонка, возвещающего начало нового, исполненного превратностей времени, нельзя уже по-старому требовать, проповедовать и нравоучить. Отходит на второй план, блекнет умозрение "семьи малой церкви", дом перестает оберегать, согревать, охранять чистоту. Увядание надежд, интересов, дерзаний, согласие с жизнью "как у всех" становятся такими же неотвратимыми, как смена летнего тепла в природе осенней серостью и декабрьской стужей. 

Противоречива судьба образовательных начинаний для православных в России. Конфессиональная школа, подававшая надежды, до сих пор не прошла своего становления. Новизна и привлекательность идеи создания собственного образовательного учреждения первоначально, в 1990-е годы, привели к всплеску энергии, творчества. Выявились и свои трудности: организационные, финансовые, кадровые, методические. Отмена в 2004 г. бюджетных субсидий в корне переменила ситуацию. Епархии и приходы оказались не в состоянии содержать и обслуживать учебный процесс. Многие из ранее созданных приходских школ и гимназий прекратили существование, около 40 (по другим данным 60-ти) заведений по всей стране сменили устав и организационную форму, пройдя аттестацию и получив статус муниципального общеобразовательного учреждения. Переход в ведение государства не прошел даром, настоящую свободу действий сохраняют единицы, условия существования небольших школ остаются сложными. Например, по распоряжению местных департаментов и РОНО они в автоматическом порядке "доукомплектовываются" учениками из соседних учебных заведений, часто неуспевающими и недисциплинированными. 

Как промежуточная форма могут быть также упомянуты т.н. 
православно-ориентированные учебные заведения - государственные школы, где в результате внедрения экспериментальных методик и курсов, подбора педагогических кадров сложился комплекс гуманитарных и нравственно-ориентированных подходов, тяготеющий к Церкви, национальной традиции, краеведению. 

Небольшое число частных школ содержится на пожертвования, сборы от родителей или финансируются общественными организациями. Данные школы нередко предпочитают обходиться без аттестации государственных органов. Официально их ученики приписаны к одной из "дружественных" районных школ либо сдают экзамены в режиме экстерната. Малые частные православные школы иногда представляют примеры интересной, неформально поставленной педагогической работы. Они организованы группами энтузиастов-единомышленников и больше всего отвечают принципам детско-взрослой педагогической общины, удачно объединяют учебный процесс с внешкольными мероприятиями, интеллектуальный способ передачи знаний - с эстетическим творчеством и трудом, чем добиваются высоких результатов в обучении и развитии. 

Двадцать, от силы двадцать пять учебных заведений разного типа с "православным уклоном" для 15-миллионной Москвы и всего 3-4 школы на Санкт-Петербург - такое количество, однако, не способно удовлетворить потребностей даже ближайшего круга постоянных прихожан храмов, а тем более существующего запроса общества на консервативные формы обучения. Для сравнения, число конфессиональных (протестантских и католических) школ в США составляет около 20 000. Даже в небольшом населенном пункте жители обычно имеют возможность выбирать между двумя учебными заведениями: государственным и приходским - причем одинаково бесплатными для обучающихся. Та же картина наблюдается во многих странах. К примеру, по Голландии статистика свидетельствует о значительном перевесе в пользу конфессионального и частного образования: только 35 % детей обучаются в государственных начальных школах, 65 % - в религиозных и частных. 


Особенности управления образованием в России, как уже не раз подчеркивалось, заключаются в крайне жестком централизме решений и незаинтересованности в развитии альтернативных форм. Несколько лет подряд руководство московской Традиционной гимназии ведет переговоры и готово, по словам ее духовника, протоиерея Владимира Воробьева, обеспечить процесс обучения одновременно для 1 тыс. детей, причем не только из православных семей, но и набранных по месту жительства. Требуется здание районной школы с соответствующей материальной базой. Образовательные инстанции систематически отказывают в этом учебному заведению, имеющему все необходимые аккредитационные документы и рекомендации, демонстрирующему хорошие результаты на олимпиадах и проверках. 

Относительно слабо проблематика общего образования представлена и на уровне церковной иерархии и управления. Трудно судить, вызвано ли это скудостью организационных и финансовых ресурсов или является констатацией политической невозможности в России сегодня формировать сеть конфессиональных, негосударственных школ. Внимание Отдела религиозного образования и катехизации Патриархии, соответствующих епархиальных структур уделено в основном работе школ воскресных - учреждений дополнительного образования с довольно расплывчатыми целями и содержанием. Еще 5 лет назад во многих епархиях воскресные школы создавались по разнарядке - при храмах, во исполнение соответствующего указания преосвященного. Ныне система воскресных школ переживает спад, период преобразования из предметно-урочных катехизационных занятий в преимущественно кружковый тип работы. В регионах из движения воскресных школ вырос ряд интересных начинаний: центров детского творчества, студий, хоров, ансамблей и пр. Некоторые имеют государственное субсидирование по линии дополнительного образования, федеральных и региональных социальных и культурных программ. 

В сфере общего образования тематика преподавания "Основ православной культуры" является, по сути, единственным активно развиваемым направлением церковно-государственного взаимодействия. Кроме этого, отдельные священнослужители, специалисты принимают участие в дискуссиях относительно школьных предметных курсов, противодействия сектам, по содержанию некоторых научных концепций, в частности, теорий эволюционизма и креационизма, а также некоторым другим вопросам. Одновременно, критика школы, практики управления ею, целей и приоритетов государственной образовательной политики остается приглушена; пересмотр в 2004 г. Федерального закона "Об образовании" с введением в действие ряда поправок, отменяющих, в частности, бюджетное субсидирование негосударственных учебных заведений, не вызвал какой-либо официальной реакции со стороны церковной иерархии, хотя подобными изменениями, не в последнюю очередь, наносился удар по системе православных приходских школ и гимназий. Очевидно, что на ближайшую перспективу Церковью будет продолжен курс на налаживание "классического" типа взаимодействия с государственными структурами, напоминающее по форме институциональный союз, конкордат, расширенное социальное партнерство. Вне закрепления за Православием статуса государственной или ведущей религии, де-факто структуры Московского Патриархата дипломатическими средствами добиваются признания особого институционального статуса и возможностей, в т.ч. и касающихся участия в образовательной деятельности. Аргументами к этому не без основания служат особая роль Православия в истории и культуре страны, самая представительная религиозная община среди населения, традиционная близость взаимоотношений, истекающая в конечном итоге из учения о "симфонии" - близости природ и взаимодополнении государства и Церкви, получающих санкцию свыше и объединяемых общей миссией. 

Параллельно обращает на себя внимание определенное смещение акцентов и подходов к рассмотрению проблем, обновление используемых церковными лицами понятийного аппарата и аргументации. В контексте современности государство перестает быть "государством" в традиционном значении этого слова. Оно устраняется от всеобъемлющей ответственности и системообразующей роли, а оставляет за собой общее регулирование и изъятие административной ренты. В части религиозных проблем органами власти также представляется унифицированное, секуляризованное видение. В соответствии с законодательством, светское государство позиционирует себя как государство всех граждан: верующих, неверующих, инаковерующих. В силу такого видоизменения условий первым ориентиром для христианских общин становится свобода от секулярного давления, отстаивание элементарных гарантий самоопределения. Отношения с властью перетекают в русло 
защиты, по крайней мере, равных с неверующими прав жить и действовать по своим убеждениям, иметь необходимые возможности для сохранения преемственности, духовного своеобразия, в т.ч. в области семейных отношений, при воспитании и обучении детейВ поле зрения официальных представителей Церкви все чаще оказываются категории современного конституционного и представительного права, делаются ссылки на принцип субсидиарности, обретший популярность в последнее время и раскрытый нами при рассмотрении темы альтернативных школ. 

Русская Православная Церковь в своем видении структурного диалога исходит из принципа субсидиарности, как имеющего христианское основание и укорененного в общинной жизни. Этот принцип предполагает четкое разграничение ответственности и полномочий между всеми уровнями исполнительной или законодательной власти. В соответствии с этим принципом каждый вопрос должен решаться на том уровне, на котором его можно решить, и выноситься на более высокий уровень только в том случае, если его не возможно решить на "своем" уровне. Сегодня принцип субсидиарности включен в учредительные договоры Европейского Союза как один из базовых принципов функционирования ЕС в плане распределения полномочий между различными уровнями осуществления публичной власти. 

Епископ Венский и Австрийский Иларион
 

Любопытно, что само понятие субсидиарности первоначально формулируется в рамках социального учения Католической Церкви как реакция на вытеснение христианства именно из среды образования. На базе субсидиарности первоначально создаются конфессиональные школы. Верующие как бы говорят секуляризованным, настроенным в значительной мере оппозиционно к Церкви властям: "Нам лучше знать, как учить и воспитывать своих детей. Не нужно за нас организовывать школы - мы справимся сами". В условиях России, скажем откровенно, у субсидиарности куда меньше оснований быть принятой за основу церковно-государственных отношений. Ведь речь идет не об одной организации православными своих школ, но о государственном содействии таким школам, в т. ч. по части финансового обеспечения. Последнее, вероятно, выглядит само собой разумеющимся на сытом Западе, в "обществе всеобщего благоденствия", но весьма далеко от российских реалий, в которых любые реформы приводят к одному результату: урезанию средств и даже полному изъятию из программ бюджетного финансирования. 

Тем не менее, важным можно считать уже одно переосмысление порядка формирования ответственности и инициативы: снизу вверх, а не сверху вниз. Если членами церковных общин будет признано хотя бы, во-первых, ущемление прав при получении ребенком образования в секулярной школе, и во-вторых, отступление от собственных убеждений в отдаче детей в обучение общим потоком, - это представит значительный шаг вперед по сравнению с нынешней ситуацией, когда схоластически трактуемые патриотизм и законопослушание накладывают неписаное табу на обсуждение темы ненадлежащего исполнения школой своих обязанностей и причиняемого ею огромного, подчас невосполнимого ущерба семье и личности, нравственному здоровью молодого поколения и преемственности религиозных убеждений. 

Иными словами, православному сообществу России, едва только выходящему из продолжительного периода государственного господства во всех сферах, сегодня критически важно сознаться себе самим: 
"Нам лучше знать, как учить и воспитывать своих детей. Не нужно за нас организовывать школы - мы обязаны справиться сами". Уже это будет иметь колоссальное значение и означать перемену типа мышления, характера многих процессов, включая так беспокоящие апатию и разобщенность, "теплохладность", слабость общинной жизни и пассивное соглашательство с условиями, перед которыми, как перед ультиматумом, ставят верующего современные общество и политика. 

Действительно, никакое государственническое мышление или законопослушание не может оправдывать планомерное разорение семейных очагов и потерю детей. Отдание на волю вырожденческой, безбожной общественной педагогики нельзя обосновать также другими "житейскими соображениями": необходимостью отцу и матери ежедневно "ходить на работу", а детям "получать образование, как все". Церковными руководством, проповедью, публицистикой обязаны наконец быть обозначены первопричина и источник неудач православного воспитания - отсутствие даже простейшего надзора над детьми в течение учебного дня и одновозрастная среда, формируемая школой. До сего времени пагубная роль школьной среды остается покрыта фигурой стыдливого умолчания. Многочисленные отклонения - увлечение похабными журнальчиками наподобие "Молотка" и "Coolgirl", новыми мульт- и киногероями, вызывающим стилем одежды, дискотечным досугом и молодежными субкультурами - в подробностях и с воодушевлением критикуются, но без указания виновника и возможностей переломить ситуацию к лучшему.

Свои константы взамен расхожих и слепо копируемых: городская квартира, обстановка, доходное место в какой-нибудь конторе, рождение детей, "хорошая школа", аттестат, поступление в вуз и дальше, по новому кругу: квартира, обстановка, доходное место в конторе… - должны определять жизнь православной семьи, пробуждать энергию и творческие находки, составлять предмет церковного содействия. 
Необходимо сказать правду: никаких сплоченных общин, никакой целеустремленной и собранной религиозной жизни невозможно наладить в обстоятельствах, напоминающих нынешние. Минимализм и соглашательство при некотором "благочестивом" оформлении - таково содержание большинства рассуждений по теме "Православия и современности": воспитания, брака, работы и заработка, общественного служения. Хотя православная жизнь по определению является "альтернативной" миру и предполагает систему нестандартных - живых и ответственных - шагов и опорных решений. 

К разработанным и постоянно остающимся на слуху темам, таким, как создание православного брака, устроение дома, многодетность, усыновление, должны прибавляться и новые, не менее, а может быть и более важные: вопросы о массовой школе, альтернативном устройстве образования, семейных занятиях, позволяющих выйти из дурного круга дней, месяцев и лет, проводимых врозь, в суете и сомнительного качества деятельности. Перестать бежать от наиболее трудных, застарелых проблем, ограничиваясь легкими и утешительными! Такое задание должно быть предложено церковному сообществу, православным родителям, супругам, пастырям, журналистам, педагогам, психологам. Единство, горение - не в принадлежности к миру и случайном совпадении некоторых эмпирических черт, но в сопричастности развертываемому большому и целостному православному миропроекту, с преодолением естественного периода первоначальной неустроенности, возникающих попутно препятствий и трудностей. 

В решении вопроса о школе все начинается с малых, но трезвых и собранных шагов: оживления родительских чувств, восстановления достоинства семьи. По образу известных инициативных центров - противодействия абортам, тоталитарным сектам, поддержки приёмных и многодетных семей - должен начать работу и церковный Центр в защиту религиозного и семейного обучения. Освещение реального положения школы, помощь родителям в отстаивании своих прав, доведение до сведения опасности пассивного подчинения семейного воспитания школе, предупреждение к православным против фактического сложения с себя родительской ответственности - во всем этом видится положительное содержание работы подобного Центра. 

Меценатство, с большим трудами, но мобилизованное на поддержку дел милосердия, содержание семейных детских домов и приютов, необходимо обратить также к теме поддержки незаурядного образовательного опыта, сообществ и групп, способных выступить в роли устроителей альтернативных школ и педагогических клубов-общин. Доступными и простыми являются другие формы неинституциональной деятельности. 
Как пример, можно привести развертывание на базе богословских заведений специальных факультетов подготовки педагогов-консультантов домашнего обучения. Работа таких консультантов не нуждается в лицензировании и прочих сложных организационных процедурах. Имеешь педагогический дар, знания, желаешь служить Церкви, любишь детей? В любом возрасте, от студенческого до пенсионного, принимайся за дело без длинных предысторий и проволочек! Занятия с детьми из православных семей, подготовка их к сдаче экстернатских зачетов - благодарнейшая почва для приложения усилий, актуальное подспорье родителям, особенно, многодетным, а кроме того возможность честным трудом заработать свой хлеб. 

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.