Цифровая безопасность: цифровой след подростка в сети
Пояснительная записка к ресурсу.
Автор: Бабичева Антонина Николаевна
Название: Конспект классного часа «Цифровая безопасность: цифровой след подростка в сети»
Целевая группа: подростки 15-17 лет, учащиеся 8-11 классов, студенты СПО.
Время: 45 минут
Цель: формирование представления об информационной безопасности.
Задачи:
обучающие:
- познакомить с понятием информационной безопасности, цифрового следа;
- рассмотреть различные угрозы информационной безопасности;
- научиться находить свои цифровые следы с помощью поисковых запросов.
развивающие:
- совершенствовать коммуникативные навыки через умение излагать мысли, умение вести диалог;
- определить план действий для предотвращения угрозы информационной безопасности;
воспитывающие:
- воспитывать ответственность за свои действия.
Оборудование: памятка для студентов, проектор, ПК.
План проведения:
Приветствие, вводная часть
«Добрый день! Сегодня мы поговорим о цифровой безопасности и цифровых следах, которые вы оставляет после себя в сети. Современные подростки проводят значительную часть времени в интернете: учатся, общаются, развлекаются, формируют социальную идентичность. При этом активно используются соцсети, онлайн-игры, образовательные платформы, что неизбежно создаёт цифровой след — данные о действиях, предпочтениях и личной информации. Но подростки часто не осознают долгосрочных последствий своих публикаций и взаимодействий в сети».
Краткий обзор угроз информационной безопасности для подростков.
Подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок "для взрослых". Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете.
Зачастую в данном возрасте родителям уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Именно поэтому так важно познакомить подростка с возможными угрозами информационной безопасности, в т.ч. которые несут цифровые следы.
Под цифровым следом понимают совокупность информации о посещениях и вкладе пользователя во время пребывания в цифровом пространстве. Так же используются термины digital footprint, цифровой отпечаток цифровая или кибер-тень. В основном они используются в мониторинге, коммерческих целях, наблюдении и шпионаже и обеспечивают базу данных и фактов, имеющих отношение к работе кого-либо в цифровой среде. К ним относятся: личные профили и учетные записи в социальных сетях, информация о посещаемых веб-сайтах, открытые и созданные файлы, личные сообщения и комментарии, видео, фотографии, размещенные в сети, и другая виртуальная активность, в том числе ввод персональных данных пользователя. При этом некоторые из этих материалов являются конфиденциальными.
Информация может быть оставлена пользователем преднамеренно или непреднамеренно, в зависимости от её назначения и привычек работы, при этом цифровые следы пользователя могут быть представлены как в большом количестве, так и отсутствовать полностью. Такую информацию обычно используют маркетинговые компании, правоохранительные органы, работодатели, чтобы получить личную информацию, не доступную в противном случае.
Специалисты разделяют пассивные и активные цифровые следы. Активные цифровые следы пользователь оставляет сознательно — это посты, комментарии, голоса в поддержку петиций, переписка, лайки и так далее. Из всего этого складывается виртуальный образ личности.
Пассивным цифровым следом считаются данные, оставленные непредумышленно: ip-адрес устройства или история посещений.
Риски, связанные с цифровым следом
Утечка личных данных. Публикация фамилии, адреса, номера школы, геолокации может привести к краже идентичности, мошенничеству или даже физическому преследованию.
Кибербуллинг и травля. Личные фото, комментарии или информация о подростке могут стать инструментом для травли в интернете. Доля жертв кибербуллинга растёт с каждым годом.
Репутационные риски. Неосторожные публикации могут повлиять на будущее: при поступлении в учебные заведения или трудоустройстве работодатели и приёмные комиссии часто проверяют цифровые следы.
Доступ к нежелательному контенту. Алгоритмы могут подставлять подросткам материалы с насилием, экстремизмом, пропагандой вредных привычек, что негативно сказывается на психике и поведении.
Мошенничество. Подростки часто становятся жертвами схем с обещаниями лёгких денег, бесплатными играми или «секретными» предложениями, что приводит к финансовым потерям или утечке данных.
Поиск цифровых следов с Алисой.
«Давайте найдём свои цифровые следы. Откройте браузер и зайдите на сайт https://yandex.ru/. В поисковой строке введите свои ФИО.
Давайте воспользуемся возможностью поиска с Алисой. Нажмите соответствующую кнопку в результатах».
Обсуждение полученных результатов.
«Проанализируйте результаты поискового запроса. Для этого ответьте на следующие вопросы:
присутствует ли в найденных данных персональная информация, которой вы бы не хотели делиться с чужими людьми?
насколько изменился результат поискового запроса?
нашла ли нейросеть ваши пассивные цифровые следы?».
Закрепление материала.
«Ребята, давайте сформулируем, на основе полученной информации, несколько правил безопасного поведения в сети Интернет».
Сформулированные правила преподаватель заносит в пустой бланк для памятки.
Завершение.
Преподаватель подводит итоги, отмечает активных ребят. В конце классного часа все участники получают памятку.
Памятка «Советы по безопасности для подростков»
Обговорите с родителями список «запрещенных для посещения» сайтов, часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).
Отдавайте предпочтение модерируемым чатам.
Нужно помнить, что виртуальный друг ≠ реальный друг. Он может оказаться совсем не тем человеком, которым представлялся.
Используйте средства блокирования нежелательного контента.
Выбирайте место встречи с другом из сети особенно тщательно. Для первой встречи лучше выбрать общественное место с большим количеством людей.
Не выдавайте свою личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете, используйте специальные фильтры.
Внимательно проверяйте устанавливаемые программы, тк они могут содержать вирусы или нежелательное программное обеспечение.
Не бойтесь рассказать взрослым, которым вы доверяете (родителям, учителям) о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Помните, что вы в безопасности, если сами рассказали о своих угрозах или тревогах.
Уважайте своего виртуального собеседника, помните о правилах общения в сети.
Закон запрещает несовершеннолетним играть в азартные игры. И, начиная играть в сетевые азартные игры, помните и о возможном риске.
Список использованных источников:
Блинова Е.Е., Бабичева А.Н., Цифровой след подростка в сети и информационная безопасность школьника// Сборник научных трудов участников XX Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании – 2020», 5-6 ноября 2020, г. Ростов-на-Дону.
Памятка для родителей «Безопасный Интернет» // https://gimnaziya6langepas-r86.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/3_.pdf
Цифровой след: что это, как формируется и чем опасен // https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe-cifrovoy-sled-v-internete/