Детей 21 века называют по-разному, это и «Поколение Z», и «дети Света», во Франции современных детей называют «тефлоновые дети», так как к ним «не прилипают» социальные нормы и правила поведения. Также зачастую современных детей называют термином Digital Native, то есть «Цифровой человек».
Современный ребенок воспитывается в совершенно новых условиях – с самого раннего детства его окружают различного рода гаджеты, умные игрушки, интерактивные звери и т.п. Детство проходит в ситуации глобальной цифровизации, когда ребенок находится под воздействием огромного информационного прессинга. Доступность различного рода гаджетов – телефонов, планшетов и компьютеров приводит к тому, что ребенок знакомится с ними едва ли не с младенческого возраста. Если еще 20-30 лет назад ребенок самостоятельно конструировал игру, то современные игрушки сами «играют ребенком». Практически происходит выключение детской фантазии, на которой строятся все игровые ситуации. В настоящее время дети мало общаются со сверстниками в свободное время, в городах дети заняты на кружках, школах раннего развития и т.п. Соответственно растет риск одиночества ребенка, неумения самостоятельно создавать социальные связи, общаться, играть, слабо формируются коммуникативные навыки. Необходимо отметить еще и то, что дети часто испытывают недостаток физической деятельности, что может привести к проблемам со здоровьем (проблемы со зрением, недостаточное развитие мышечной массы, ожирение, проблемы с опорно-двигательным аппаратом и т.п.). Таким образом создается искусственная среда взросления, в которой ребенок практически не может проявить свою инициативу, а только подчиняется требованиям взрослых.
По мере взросления увеличивается вовлеченность ребенка в мир гаджетов, и тут увеличивается риск компьютерной (информационной) зависимости. В сети интернет на детей обрушивается огромный поток информации, который они не в силах усвоить, и тем более, критически к ней отнестись. Поэтому взрослым необходимо контролировать информационный контент, потребляемый ребенком. Под словом контент мы подразумеваем всю информацию, которую получает ребенок с экрана.
В наше время трудно представить себе подростка, который не знает, что такое интернет. По данным лаборатории Касперского, 56% детей находятся в Сети постоянно, а 66% детей уже не представляют свою жизнь без смартфона. Эти цифры говорят о том, что виртуальный мир стал для современных детей важнее реального, но если о реальном мире мы как взрослые люди все же имеем гораздо лучшее представление, чем дети, то вот о виртуальном — нет. На общение с родителями у подростка в среднем уходит 30 минут в день, это общение ограничивается бытовыми вопросами, без . Зачастую не личного общения, а через социальные сети. Если сравнить это с цифрами выше, станет понятно, кто сейчас на самом деле воспитывает детей.
При анализе воздействия интернета на детей и подростков необходимо учесть тот факт, что для них в принципе не существует такого понятия, как развлекательный контент — вся информация, которую получает ребенок, для него обучающая. Все увиденное в Интернете воспринимается ребенком как реальный мир, и поэтому правила и установки виртуального мира для него становятся приоритетными.
Цифровизация образования, несмотря на множество положительных свойств, несет в себе определенные риски, такие как вред здоровью и низкий уровень усвоения информации. Также в этих условиях практически не формируется умение мыслить нестандартно, работать в команде, решать возникающие конфликты – необходимые навыки для дальнейшей жизни в социуме. Считаем, что нужно с большой осторожностью внедрять в образовательный процесс различного рода интерактивные игры и симуляторы. По мнению ученых, занимающихся проблемой цифровизации воспитания и обучения, для эффективности воспитания важно найти психологически, физиологически, педагогически обоснованный баланс между использованием возможностей цифры как информационных технологий и живым диалогическим общением субъектов образовательного процесса – педагога и обучающихся. Различные исследователи социальной ситуации развития современного детства, такие как Антонян Ю.М., Вербицкий А.А., Асмолов А.Г., Фельдштейн Д.И. и другие, пришли к неутешительному выводу о том, что если школьник или студент не имеет развитой практики живого общения, формирования и формулирования мысли в речи, у него, как показывают психологические исследования, полноценное мышление не формируется (Абраменкова В., 2022)
Таким образом, нами рассмотрена проблема цифровизации в обучении и воспитании. Современные дети прекрасно разбираются в функционале гаджетов, но при этом они очень несамостоятельные, им сложно принимать решения, строить взаимоотношения со сверстниками. Считаем, что несмотря на множество позитивных моментов использования цифровых ресурсов, существует большое количество рисков для детей, которые необходимо учитывать. В современном мире невозможно представить существование человека без использования цифровых технологий, но во всем необходимо соблюдать баланс между цифрой и человеком.
Для формирования целостной личности необходимо живое общение ребенка с родителями, сверстниками и педагогами.
Список литературы
- Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Вестник практической психологии образования. - №1(26) январь—март 2011 – С. 45-54
- Смирнова А.В., Коротаева А.Ш., Новосадова О.М. От каких жизненных испытаний, трудностей, несправедливостей и проблем не надо оберегать детей, чтобы серьезно не навредить их развитию? // Вестник практической психологии образования - 2017. № 2 (Режим доступа: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2017/n2/Smirnova_Korotaeva_et_al.shtml)
- http://project2184250.tilda.ws/page11078540.html
- https://nauchniestati.ru/spravka/problemy-sovremennogo-detstva-i-vospitaniya/
- https://институтвоспитания.рф/upload/iblock/d0f/xhm3mi938i4sis1ff3ttd2x8x5ocqnag.pdf